Вступление. Итальянский журналист и писатель Марио Скончерти является одним из ярчайших последователей классика футбольной литературы Италии Джанни Бреры. В своей последней книге «Футбол принадлежит богатым. Можно ли будет победить, не истратив состояние?» он анализирует различные аспекты развития кальчо в общеевропейском контексте на протяжении последних пяти лет, пытаясь найти ответ на многие волнующие вопросы, в частности в разделе, посвященном тактике, который будет представлен вашему вниманию: почему более половины клубов Серии А используют схему 3-5-2, в то время как за границей ею пренебрегают; в чем особенность каталонской школы; на что решился Леонардо в Милане; и чего ждать от молодых специалистов Серии А. Что касается стиля автора, то достаточно процитировать отзыв известного итальянского писателя Алессандро Барикко: «Вот книга, которую я мечтал написать, если бы мог».
 
Три защитника каталонской школы
 
Есть способ защиты в три, отличный от представленного в схеме 3-5-2. У Барселоны. Его суть в наличии двух центральных защитников и полузащитника оборонительного плана, действующего между ними чуть впереди. Сказать, что это изобретение Гвардьолы было бы слишком. Задумка в точности повторяет Метод, который использовали в Италии 1930-х. Мы уже упоминали этот вариант: два защитника-терцини, которые размещались за либеро. Тогда защитника в Италии называли терцино, потому что он представлял третью линию. Если говорить откровенно, в современном футболе больше нет амплуа терцино, но по привычке термин используется для обозначения крайних защитников. При этом молодежь отдает предпочтение более современным терминам как эстерно (фланговый игрок). Зато не теряют популярности вингеры, потому что более благородное амплуа.
Вингеры долгое время считались на грани вымирания, особенно в 1990-е. Ромб в центре поля и те же 3-5-2 ограничивали их использование. Однако это амплуа сумело сохранить свою важность. Вингер – это игрок скоростной, часто весьма креативный и нередко выносливый. Когда вингер высокого класса, его появление поднимает уровень всей команды. В то время как терцино остается более легким амплуа, потому что предполагает защитные функции, к тому же он размещается на фланге, поэтому часть его территории защищена боковой линией поля. Вингер же воплощает собой фантазию, часто является чистой десяткой. Первый пример: Бавария, у которой в центре поля играют полузащитники оборонительного плана, а по краям Роббен и Рибери.
 
Но вернемся к защите Гвардьолы. Игрок, размещающийся между двумя центральными защитниками, отходит в полузащиту или опускается к воротам в зависимости от фазы игры. Тот факт, что он является полузащитником, негативно сказывается на исполнении защитных действий, однако позволяет лучше действовать в созидании. Он играет как удаленный плеймейкер, но его труднее опекать из-за его близости к своим воротам, к тому же он не сталкивается с проблемой Пирло, против которого всегда действует нападающий соперника. А значит, он может начинать атаку как полузащитник, выигрывая время в подготовке конструктивной игры. То есть, хотя он стартует со своей половины поля, это фактически означает, что с его помощью мяч моментально достигает центра поля.
 
Само собой разумеется, что идеальных решений не бывает. Однако интересно отметить, как эта особенность игры Гвардиолы перешла ко всем остальным тренерам каталонской школы. В 2011 году в Рому прибыл Луис Энрике, в прошлом футболист высокого класса, одноклубник Гвардьолы, один из его возможных наследников в Барселоне. На меня лично он произвел благоприятное впечатление: последовательный в своих решениях, приятный, в целом, отличный тренер – но не для итальянского футбола. Все, испанцы в особенности, сталкиваются с огромными трудностями  адаптации к кальчо. Потому что у них иное понимание футбола. Итальянцы играют, чтобы спрятаться, испанцы встречают соперника с открытым забралом.
 
Как индейцы Америки
 
Это мне всегда напоминало о трагедии американских индейцев, так называемых краснокожих, благородных героев, которые брали пучок волос у поверженных соперников (но не у врагов – с них снимали скальп), потому что воспринимали бытие как нескончаемую дуэль. Взять пучок волос означало отметить собственную победу без необходимости убивать.
 
Чтобы продемонстрировать мужество перед собой и другими, воины сиу должны были танцевать прямо перед лицом врага. Есть еще одна важная деталь: тогда краснокожие не знали огнестрельного оружия. Они думали, что военные технологии перед ними ничем не отличаются от привычных. Поэтому они демонстрировали устрашающие гримасы на расстоянии полета стрелы. Представьте себе их изумление, когда они осознали, что бледнолицые с легкостью могли попасть в них, стреляя из своих ружей. Однако до этого тысячи сиу погибли, даже не успев понять почему.
 
Испанские футболисты в Италии напоминают сиу: пытаются обыгрывать один в один, воспринимают футбол как благородный вид спорта с ренессансной философией. Имеет значение дуэль. Имеет значение человек, а не игра. В их понимании игра подчиняется техническому инстинкту игрока.
 
Не будем надолго задумываться, так это или нет, на самом деле, правда всегда относительна. Однако очевидно, что с таким мировоззрением в Италии ты всегда натыкаешься на защитную стену, на кого-то менее щепетильного, который решает лишить тебе необходимого пространства, в рамках которого ты мог бы демонстрировать свое благородство.
 
Факт, что испанцы не очень успешно выступали в Серии А. Утверждение из серии, что сейчас больше нет промежуточных времен года, что тоже в какой-то степени отвечает истине. В сущности, так и есть: весна и осень теряют свое значение… Испанцы в Италии либо выступали феноменально, либо никак. Был гений Суарес, боец и прагматик Дель Соль, нападающие с ударами как змеиные укусы в стиле Пейро. Но таких немного. Средний испанец в кальчо – это некто, пришедший на кэжуальную вечеринку в костюме и галстуке, его стиль может нравиться, но он совершенно не вписывается в окружающую обстановку.
 
Еретик Луис Энрике
 
Луис Энрике поставил Де Росси перед центральными защитниками, как всегда делал Гвардьола в Барселоне. Такой вариант дает преимущество в атаке, но оставляет защитников один на один с соперниками в оборонительной фазе игры. Внимание: сама идея не является ошибочной, но речь идет о тактике для высококлассной команды. Это еще один вопрос достойный рассмотрения. Такая команда может позволить себе многое из того, что недоступно более слабым, потому что она контролирует мяч. Если мы отправим в Парму, Кальяри, Дженоа, Палермо крайних защитников Реала или Барселоны, усиление этих команд не произойдет. Реал и Барселона могут позволить иметь крайних защитников высокого уровня, ориентированных на атаку, потому что у них в каждой линии высококлассные игроки. Команда, которая постоянно теряет мяч, легко становится жертвой контратак. Крайний защитник, который идет вперед с мячом, будет регулярно терять его в районе центра поля.
 
Поскольку речь идет о теории в научном понимании этого слова, она подлежит проверке методом фальсифицируемости Карла Поппера, то есть: только та теория является научной, которая может быть опровергнута опытом. В данном случае, крайний защитник, ориентированный только на оборону, не смог бы хорошо проявить себя в классной команде, потому что он может выполнять только половину необходимой работы. Именно сцена дает понять, какие нужны актеры, а не наоборот.
 
Главной ошибкой Луиса Энрике в Италии является попытка играть как классная команда, не будучи таковой. Его Рома просто хорошая команда, но не более того. По сути, ее шестое место из двадцати команд – неплохой результат. Ошибкой было не позиционирование Де Росси перед защитой, а отправка крайних защитников в непрерывную атаку, создание скопления игроков в одной зоне. Если комбинация завершалась голом, все выглядело отлично. Однако если этого не проиcходило, как не происходит в большинстве комбинаций, соперник получал массу свободного пространства, в то время как девять десятых игроков были не на своих позициях, потому что не успели вернуться из атаки.
Луис Энрике – не только hombre vertical, то есть честный и корректный человек вплоть до отказа от второго сезона, предусмотренного контрактом, из-за разочарования в самом себе. Прежде всего, Луис Энрике осознал, что если он останется в кальчо, то просто вынужден будет стать немного итальянцем, что негативно сказалось бы на его испанских перспективах. Он ушел, чтобы не заразиться. Он возненавидел итальянский футбольный стиль, испытав его на себе, но понял, что со временем он мог бы его завоевать, навернуть в свою веру. Это был бы футбол, который бы не принес ему успеха в Европе. Испанцев пока что нет в Европе, у них есть все на родине, они как итальянцы пять лет назад или англичане всегда: самодостаточные. Есть еще португальцы, французы, голландцы, которые рождают идеи, чтобы продавать их другим, вечные мореплаватели, способные вновь и вновь сменять маршруты и идеи, находясь в капитанской каюте в открытом океане. В футболе не нужно всегда быть правым, догм не существует. Достаточно иметь шаблон. Все остальное – пространство.
 
Продолжение следует
 
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua