С первого раза не получилось, и еще не факт, что получится со второго. Несмотря на беспроигрышную серию в предсезонных товарищеских играх, свой первый официальный матч в сезоне Манчестер Юнайтед проиграл. Конечно, все это выглядит довольно комично, особенно если учесть, сколько Луи ван Гаалу уделялось внимания в последнее время. Сам грешил, но не каюсь. 

В футболе многое оценивается по результату. Это трудно принять, но что поделать. Иллюзии скрываются в забитых мячах. Один гол способен превратить плохую командную игру в хорошую. В то же время хорошая игра одним удачным касанием форварда способна из хорошей превратиться в гениальную, на самом деле таковой не являясь. Если бы в матче с Суонси Уэйн Руни во втором тайме при счете 1:1 ударил со штрафного чуть точнее – ван Гаал, вероятно, в очередной раз удостоился бы признания своего тренерского гения. Все остальное, включая посредственную игру МЮ, уже не имело бы никакого значения. 

Вашему вниманию представлена вторая часть материала, который посвящен анализу игровых действий МЮ. В первой статье мы разбирали построение игры в обороне. Теперь настал черед атаки. Ниже будут представлены некоторые идеи ван Гаала, которые он пытается реализовать в своей новой команде. Не оставим мы без внимания и матч против Суонси, в котором, по всей видимости, игроки МЮ не все делали хорошо.

На снимке выше показано типовое атакующее построение МЮ, которое ван Гаал также применял на ЧМ со сборной Голландии. Условно схему можно назвать 3-5-2 или 3-4-3. Желтыми цветом показано игровое пространство, которое формируется тремя защитниками, двумя фланговыми игроками, обеспечивающими ширину атаки, и одним-двумя форвардами, которые играют на одной линии с защитниками противника, тем самым создавая максимальную глубину атаки. В свое время Йохан Кройфф отмечал, что нужно всегда искать дальнего игрока, чтобы доставить мяч к воротам противника кратчайшим путем, в свою очередь, для проникающих передач необходимо растянуть оборону соперника. Именно эту функцию в построении ван Гаала выполняют фланговые игроки. 

Игра в атаке строится на контроле мяча, который всегда должен подкрепляться хорошей поддержкой, чего невозможно добиться без надлежащего движения. У ван Гаала связующую роль выполняют три центральных полузащитника и один из нападающих (на снимке выделенные красным цветом), которые продуманными перемещениями внутри желтого многоугольника пытаются расшатать оборонительное построение противника.

Ниже представлены схемы передач Флетчера, Эрреры и Маты в матче против Суонси.

По точкам выполнения передач легко убедиться, что тройка полузащитников работает по всей ширине поля. Как правило, игроки МЮ стараются быстро перемещать мяч между флангами, выбирая подходящий момент для проникающей передачи. 

Схематически идею перемещения мяча можно представать следующим образом. Например, если мяч находится у крайнего центрального защитника, для поддержки атаки в его сторону смещается три полузащитника (№6, №8, №10), а также два нападающих (№11 и №9). В игре это выглядит следующим образом.

Мяч на правом фланге у Джонса. Фланговые игроки остаются неподвижными, для поддержания ширины атаки. Руни и Чичарито поддерживая глубину атаки, смещаются ближе к мячу. Флетчер, Мата и Эррера тоже смещаются для поддержки атаки к правому флангу.

 Затем мяч движется в обратную сторону. Обратите внимания, какие теперь позиции занимают Руни и Чичарито. 

Спустя 20 секунд мяч вновь оказывается на правом фланге, после чего следует длинная передача в зону, где три игрока МЮ создали предпосылки для розыгрыша комбинации. Чичарито открывается в недодачу, а в его зону из глубины врывается Мата, на которого в одно касание отыгрывает мяч Руни.

В построении, которое применяет ван Гаал, очень многое зависит от мобильности центральных полузащитников и быстрого темпа передач. 

Выше показан снимок из матча против Ромы, на котором можно увидеть типовое взаимное перемещение двух полузащитников МЮ. Обычно, если Мата смещается ближе к защитникам для приема мяча, вперед начинает движение один из центральных полузащитников. В данном случае это Эррера. Таким образом, создается два варианта для развития атаки с помощью средних передач. Если защитник решит выполнить длинную передачу на форварда, тогда выдвигающейся из глубины полузащитник сможет оказать ему поддержку. Похожая комбинация с участием Руни и Маты разбиралась выше.

Вероятно, в матче против Реала подопечные ван Гала забили один из самых красивых мячей во время предсезонной подготовки в США. Мяч длительное время быстро перемещался с фланга на фланг, а затем последовал комбинационный взрыв.

Из линии защиты мяч последовал на фланг. Затем следует быстрая передача в свободную зону на ход Флетчеру. Руни начинает открываться ближе к боковой линии, одновременно освобождая зону для Маты и…

…Флетчера, который, вновь разыграв простую комбинацию с Руни, направил мяч на Уэлбека. Спустя мгновение форвард МЮ выполнит передачу на Янга, который доведет атаку до логического конца. 

Упрощая, можно заключить, что позиционные атаки МЮ строятся следующим образом. Три защитника, два фланговых игрока (ширина атаки) и один форвард (глубина атаки), как можно шире растягивают игровое пространство, внутри которого действуют три полузащитника и еще один нападающий. В МЮ эту роль исполняет Руни. Мяч постоянно двигается с одного фланга на другой с целью расшатывания обороны противника. Игроки, действующие внутри игрового пространства, находятся в постоянном движении, меняясь друг с другом местами с целью раскрытия свободных зон в центре. Затем выбирается момент для проникающей передачи на дальнего игрока или же разыгрывается типовая комбинация (стенка, «на третьего» и т.д.) с целью вывести атаку на завершающую стадию, через центр или через фланг с последующей доставкой мяча в штрафную.

В очередной раз отметим ключевое значение умения успешно действовать во время смены владения, а также во время фаз игры, когда мяч вводится в игру со стандартного положения (штрафные, свободные удары, ауты, угловые), так как большинство голов забивается именно после таких эпизодов, а не после позиционных атак. Хотя подобные благоприятные условия могут создаваться и в ходе обрыва позиционной атаки. Например, команда длительное время владеет мячом, а затем с помощью рискованной передачи решает обострить игру. Даже если передача будет неточной, благодаря хорошей выстроенной структуре в атаке можно моментально вступить в отбор, а затем провести уже быструю атаку. Ниже можно просмотреть видео с характерными примерами. 

После матча против Суонси ван Гаал сказал следующее: «После побед МЮ в турне по США ожидания от команды были завышены. При этом большинство игроков сегодня действовали нервно, принимали поспешные решения». Ниже можно просмотреть еще одно видео с примерами обрывов позиционных атак в первом тайме. Идея вся та же, но исполнение значительно хуже, чем в предыдущем примере. Обратите внимание, как игроки МЮ вступали в отбор после потери мяча, тем самым защищая себя от контратак противника. Единственный гол был пропущенный после позиционной атаки, вследствие допущенных ошибок, которые мы разбирали в первой части материала, а именно предоставления слишком много игрового пространства на своей половине поля. 

Во втором тайме ван Гаал перестроил игру своей команды. Еще в первой половине встречи получившего повреждение Лингарда на правом фланге заменил Янузай, а в перерыве вместо Чичарито на поле появился Нани, после чего МЮ начал играть по классической схеме 4-2-3-1 (4-3-3).

Сейчас мы немного отклонимся от нашего аналитического направления и вернемся в далекий 1995 год, когда Аякс под руководством ван Гаала выиграл Лигу чемпионов. Это необходимо сделать, чтобы идея построения МЮ во втором тайме стала более понятна.

Перед вами схема из книги «The Coaching Philosophies of Louis van Gaal and the Ajax Coaches », где подробно расписаны четкие задания для игроков в зависимости от их позиций на поле, которые обозначаются номерами от 1 до 11. Если, например, на схеме МЮ во втором тайме, скажем, Смоллинга переместить на позицию №4, то получиться практически идентичное положение. Мы не будем рассматривать задания всех игроков, а ограничимся только №7, №11 и №9, так как функции игроков, действующих на этих позициях во втором тайме матча против Суонси, во многом совпадали с тем, что было описано в книге. А именно:

«Два вингера №7 и №11 должны всегда располагаться на флангах, тем самым максимально растягивая пространство с целью создания свободных зон для нападающего №9. Аякс часто применял длинные передачи, которые направлялись из линии защиты на форварда, после чего он должен врываться в открытое пространство (см. схему). Если направить форварду мяч невозможно, то передача следует на одного из вингеров. Игроки, действующие на позициях №7 и №11 должны выбирать правильные решения: идти с мячом на ворота, выполнить передачу в штрафную, отдать передачу партнеру по команде или разыграть комбинацию»

В Аяксе ван Гаала на позиции №7 дейвствовал Джордж Финиди, а слева под №11 – легендарный Марк Овермарс. Это были два быстрых игрока, умеющих великолепно действовать в ситуациях 1 в 1. Согласно концепции ван Гаала, они должны занимать широкие позиции для создания пространства для нападающего, а также всегда искать момент для получения длинной передачи на фланге (самый дальний игрок по Кройффу). В одном из документальных фильмов, посвященных школе Аякса, подробно рассказывалось о концепции игры амстердамского клуба. Одна из главных идей заключается в создании ситуаций 1 в 1 на флангах для быстрых и техничных игроков, которыми в свое время были Финиди с Овермарсом, и которыми в матче против Суонси являлись Нани слева и Янузай справа.

И нужно сказать, идея ван Гаала сработала. В одном из эпизодов, который приведен выше, мяч после длинной передачи был доставлен на правый фланг. Для Янузая была создана ситуация 1 в 1 на фланге, из которой он благодаря своим индивидуальным действиям сумел заработать угловой, после которого Руни сравнял счет в матче.

А это еще один пример из второго тайма. Обычно в подобных эпизодах полузащитник, располагающийся на противоположном фланге от игровых действий, смещается в середину для поддержки, оставляя зону на фланге для крайнего защитника, который на скорости подключается к атаке. Обратите внимание, что на снимке не видно подключения ни левого, ни правого защитника. Разрыв между фланговыми игроками превышает 20 метров. Мы не будем делать никаких выводов, а приведем лишь один из возможных вариантов развития атаки обозначенный зелеными стрелками, если бы Янузай сместился в середину, а по правому флангу подключился Фил Джонс (красная стрелка). 

Только ван Гаал знает, является данный эпизод позиционной ошибкой или все-таки игроки четко выполняют его задания. Вот бы заглянуть в его легендарный блокнот… Возможно, тогда мы смогли бы ответить на наши вопросы, так как голландский специалист всегда делает пометки с подобными эпизодами. Приведем еще один отрывок из книги: «Прежде всего, я отмечаю коллективные тактические ошибки, которые противоречат выбранному тактическому плану на игру. Например, я вижу, что Литманен (№10) мог быть более эффективным, если бы он располагался на 4 м ближе к воротам противника, что в свою очередь создавало дополнительное пространство для Райкарда (№4) и Блинда (№5), которые смогли бы продвинуться на несколько метров вперед».

Интересно, что ван Гаал иногда в схеме 3-5-2 на флангах ставит играть не крайних защитников, а фланговых полузащитников. Янг слева и Лингард (Янузай) справа – один из таких случаев, которые можно было наблюдать в первом тайме в матче против Суонси. Очевидно, что наличие подобных исполнителей позволяет с легкостью перестраиваться с 3-5-2 на 4-3-3 или 4-2-3-1, где функции у центральных полузащитников фактически остаются прежними. В любой момент можно заменить одного форварда на крайнего защитника, условных Янга и Янузая «поднять» выше, и играть по схеме 4-3-3. Напомним, МЮ уже подписал Рохо, который, на наш взгляд, может играть в схеме 3-5-2 левого вингера и левого центрального защитника, а в схеме 4-3-3 левого защитника. На позиции правого центрального защитника сейчас действует Фил Джонс, который также может играть на позиции правого защитника.

На этом мы заканчиваем аналитический материал. Надеемся, после прочтения смотреть матчи МЮ будет интереснее. В дополнение приведем еще две статьи, в которых ранее анализировались игровые идеи в схемах с тремя защитниками. Перейдя по следующим ссылкам, можно узнать с какими трудностями столкнулся Маццарри в Интере, расширяя диапазон действий Камбиассо в центре поля, а также сравнить идеи Конте и ван Гаала, которые несколько отличаются для схемы 3-5-2. 

Полиграф, специально для Football.ua