С первых минут Горняки обозначили свои намерения к длительному контролю мяча (56% владения по данным uefa.com). В отличие от соперника, игроки Шахтера применяли большое количество передач в начальной фазе атаки. На половине соперника обе команды стремились к динамичному розыгрышу.

Баски пытались тормозить атакующую активность соперника за счет высокого прессинга. В зоне перед воротами соперника хозяева атаковали Пятова, Кучера и Ракицкого в одиночку, постоянно создавая ситуации 1 в 1 или 1 в 2 в зоне мяча. В третьей четверти поля игроки Атлетика постепенно увеличивали свое присутствие в зонах мяча. На флангах Срну и Азеведо встречали до трех игроков. Двое оказывали активный прессинг, а третий перекрывал вывод мяча на ближнего игрока. Периодически при прессинге баски переходили на ассиметричную версию 4-2-4. В таком случае защитников соперника единым фронтом по ширине атаковали вингеры, форвард и атакующий хавбек Атлетика, а опорные пресекали рывки и открывания со стороны Степаненко. Цель таких действий – заставить дончан играть длинными передачами и создать разрыв у Шахтера при выходе из обороны.

К слову, вертикалями Горняки играли очень неплохо. По данным uefa.com, гостевая команда выполнила 68 длинных передач, из них 52 были точными. Однако проблемным было то, что после приема длинной вертикальной передачи атакующий игрок Шахтера часто не имел перспективных вариантов продолжения атаки. В основном это случалось из-за того, что после смещения Тейшейры в линию атаки зону между опорными и Адриано не успевал закрыть Степаненко/Тайсон.

Вышеописанная тенденция подтверждалась и при быстром розыгрыше мяча по центру. Степаненко, получив мяч от партнеров из линии обороны или Фернандо, после ускорения выполнял пас и выключался из игры. В подобных атаках большая часть передач Тараса шла на Адриано и Тейшейру. При этом оба игрока мало того, что были вынуждены принимать мячи не на ход, а в пол-оборота, так еще и не имели вариантов отыгрыша назад (выше на рисунке обозначена «пустая» зона подбора/сброса). Тайсон и Коста могли бы нивелировать этот недостаток. Но левый вингер чаще всего оставался на бровке, а правый – выполнял забегания в зону между Ляпортом и Баленсиагой. Сам же Степаненко, как было сказано выше, после выполнения паса прекращал участие в атаке и не мог обеспечить перекрытие зоны сброса/подбора под Адриано.

Во время быстрого горизонтального выхода из обороны у Шахтера возникали проблемы с выполнением последней передачи. Горняки неплохо доставляли мяч на чужую половину в центр. После этого контратака тормозилась. К потере темпа приводили неудачные отыгрыши к флангу на Косту. Дуглас часто затягивал с ответной передачей и не всегда делал это по своей вине. В подобных атаках Адриано и Тейшейра частенько не могли на рывке уйти от соперника и выполнить удачное открывание под острую передачу.

Не хватало эффективности действий Шахтеру и при розыгрыше атак правым флангом. В позиционной игре неуверенно действовал Коста. Вингер часто ошибался при передачах (32% брака) и неэффективно доставлял мяч в линию атаки (ни одной точной передачи на Адриано). Низкой была кооперация Косты с Срной. Бразилец получил от хорвата всего 6 передач, а отдал в обратном направлении 3. Это очень низкий показатель взаимодействия на фланге при таком количестве владения мячом, как у Шахтера в отчетном матче.

Левый фланг Горняков работал более продуктивно. Азеведо и Тайсон часто устраивали смену позиций и много смещались в полуфланг и в центр. Обычно Азеведо занимал позицию слева в полузащите, после того как Тайсон выполнял смещение в центр. При атаках левым флангом Шахтеру удавалось поддерживать большую вариативность в розыгрыше перед чужой штрафной (варианты передач на Рисунке выше). Последний пас в штрафную на Адриано или Тейшейру у Азеведо и Тайсона все также не выходил. В сумме левофланговые игроки отдали всего 5 точных передач на форварда и атакующего хавбека (данные uefa.com).

В целом тенденция с неудачной доставкой мяча в штрафную была постоянной. Поэтому Адриано принял всего 9 передач от партнеров и не нанес ни одного удара из чужой штрафной. Тейшейра сыграл не более удачно (1 блокированный удар по воротам). Неудачно включались в атаки и партнеры. Из 5 ударов, нанесенных Шахтером из-за пределов чужой штрафной, 3 на счету защитников.

Оппонент Горняков также не блистал в этом элементе игры. Баски нанесли немногим больше чем соперник ударов (10 против 7). На зону в чужой штрафной пришлось всего 3 удара басков (1 в створ). Проблемы Атлетика заключались в неудачной доставке мяча в штрафную навесными передачами с флангов (всего 19 из них 3 точные).

В розыгрыше на чужой половине Атлетик также действовал неуверенно. Хозяева неудачно выполняли разворот атак и часто упускали возможности для отыгрыша двух-трех соперников за счет поперечной передачи. Критичными были и ошибки при продвижении по вертикали атаки на скорости. Баски, действуя быстро, часто упускали более перспективные открывания партнеров на средних дистанциях, отдавая предпочтение передачам ближним игрокам. Как правило, такие действия не несли конструктива и приводили к доставке мяча в зону, где Шахтер имел значительное численное преимущество.

Баски также сумели вскрыть ряд проблем высокой обороны Шахтера. Гости часто создавали ширину атакам за счет высокой игры фланговых защитников. Однако после потери в центре зоны за спиной Азеведо и Срны удачно использовались противником для разгона быстрых атак (Рисунок выше слева). Периодически слишком агрессивно в отборе играл Азеведо. Левый защитник высоко действовал при отборах при этом зону у него за спиной не страховал никто (Рисунок выше правее). Игроки Атлетика редко использовали подобные огрехи Азеведо, но в дальнейшем при такой игре Шахтер получит много проблем. Следует отметить и то, что во второй половине матча Горняки стали хуже прерывать попытки ведения соперника. Особенно неэффективно гости играли по Сусаете (4 неудачных выпада в отбор у Шахтера в эпизодах с данным игроком).

***

По окончании матча стало ясно, что Атлетик оказался не таким грозным соперником, как выглядел «на бумаге». При быстрой игре баски часто выбирали не самые оптимальные варианты для развития атак, либо запаздывали с отыгрышем мяча поперек. Неэффективная игра забросами только усугубила негативный эффект от игры команды из Страны Басков. Шахтер же, в отличие от Наполи, сумел навязать сопернику свою игру и имел территориальное преимущество. Горняки, как и соперник, имели проблемы с доставкой мяча в чужую штрафную. Неудачные действия при попытках перевода атак в завершающую фазу у обеих команд обусловили ничейный результат матча.

Михаил Дудков, Football.ua