История

Уже достаточно давно позиции футболистов на поле стали ассоциироваться с номерами на футболках. Собственно говоря, практически с тех пор, как эти номера на футболках появились. Но самое интересное в том, что с развитием тактики и изменением игровых схем в направлении к более оборонительным, принцип "нумерологии" во многих случаях сохранился.

Посудите сами: если брать за основу "пирамиду" 2-3-5, то в обороне действовали лишь два защитника, именуемые фулбеками (второй и третий номера), по большому счету лишь два игрока играли широко на флангах (вингеры под седьмым и одиннадцатым номерами), имелся один ярко выраженный форвард-наконечник (девятый номер). Цифры на их спинах сохранились и до этих времен, только с тем отличием, что фулбеков на фланги вытеснили посаженные назад два центральных полузащитника (centre-halves), а вингеры опустились ниже на позиции крайних хавбеков у центральной линии.

По естественным причинам то же произошло с "восьмеркой" и "десяткой" (инсайды) - в связи с эволюцией футбольной тактики они начали действовать глубже. Во времена доминации схемы 4-4-2 игрок под восьмым номером стал выполнять функции креативного центрального полузащитника, а тот, кто преимущественно носил десятый номер, был так называемым вторым форвардом - преимущественно менее габаритным и более технически одаренным. Сейчас же, когда чаще всего команды выходят на поле с одним чистым нападающим, "десятка" - это выдвинутый вперед атакующий полузащитник-плеймейкер, способный отдать качественную "последнюю" передачу.

Не стоит забывать, что сравнительно недавно были существенно изменены также и принципы работы фланговых полузащитников. Если прежде, по сложившейся традиции, задачей крайков было поддержание атак в основном за счет подач и прострелов, то теперь они гораздо больше нацелены на чужие ворота и много времени проводят в центральной зоне. Следствием этих изменений стало появление инвертированных вингеров, о которых вы уже имели возможность узнать.

Безусловно, сейчас многие футболисты совершенно не обращают внимания на то, какие цифры нарисованы у них на спине, и не всегда стараются подобрать соответствующий традициям номер. За примерами далеко ходить не стоит - не так давно в Арсенале под десятым номером играл центрбек Уильям Галлас, Шевченко в Милане носил "семерку" правого хавбека и так далее. Но сам принцип сохранился до сих пор. Только видоизменился в некоторых случаях...

False nine

"Ложная девятка" в футболе - понятие совсем не новое. Возможно, само определение и появилось сравнительно недавно, но центрфорвардов с подобными характеристиками мы видели уже в достатке. В первую очередь вспоминается Франческо Тотти в Роме, до сих пор перед глазами игра Тевеса в МЮ, уже не первый год в этой роли зажигает Лео Месси. Принцип игры футболиста такого амплуа совершенно противоположен классической "девятке". Им не нужно замыкать кроссы с флангов, постоянно навязывать оппонентам силовую борьбу и стараться выходить из нее победителем.

Главная задача - качественные действия в подыгрыше, принятие нестандартных решений в финальной фазе атаки. Сильные мира сего уже не раз доказывали, что при качественно выстроенных оборонительных действиях остановить можно любого соперника, даже внешне непроходимого. Именно поэтому тренеры ведущих клубов планеты находятся в безостановочном поиске альтернативных вариантов вскрытия обороны соперника.

Сейчас на высочайшем уровне практически не используется персональная опека (исключая стандартные положения), но даже при зональной методике все обычно сводится к определенным закономерностям. Условно говоря, если взять две команды, использующие ортодоксальную схему 4-4-2, то их матч поневоле сведется к дуэлям - центрфорварды против центрбеков, центрхавы против центрхавов, фланговые хавбеки против своих визави того же амплуа и так далее.

В таких условиях одна из ключевых задач тренерского штаба - обойти эти закономерности, найти способ, как разрушить слаженную систему соперника. При этом желательно сделать это в той зоне, где можно извлечь больше выгоды. И если центрфорвард отходит глубоко к центру поля (играя роль "ложной девятки") и уводит за собой опекающего его защитника, он освобождает зону, откуда смещающиеся крайние полузащитники или подключающийся по центру центрхав будут иметь возможность поразить чужие ворота.

В противном случае, если защитник остался в своей зоне ответственности и не пошел вслед за своим прямым оппонентом, он позволяет тому иметь полную свободу действий между зонами обороны и полузащиты соперника, при этом создавая количественное преимущество для своей команды в центре поля. Более того, в таком случае нападающий имеет возможность беспрепятственно получить и обработать передачу, развернуться и пойти на своего соперника на скорости, когда его гораздо сложнее остановить, чем при быстром прессинге.

False ten

Появление "ложной десятки" стало ожидаемым продолжением постепенной реорганизации системы действий группы атакующих игроков. Создать свободное пространство в центре обороны соперника - это одно дело, важно еще воспользоваться наличием этого пространства. Только лишь смещений инвертированных вингеров для этого не всегда достаточно, именно поэтому важен и игрок в центре поля, который был бы способен совершать такой себе обмен позициями с "ложной девяткой". При этом обладая навыками форварда - твердо стоять на ногах, иметь светлую голову и уметь завершать атаку качественным ударом.

Впервые понятие "фальшивой десятки" ввел Том Уильямс и в виде примеров привел действия Лео Месси в матче против Нигерии, Месута Езила против Австралии и Уэсли Снайдера против датчан на чемпионате мира. Принцип был прост - эти футболисты располагались на позиции классической "десятки", однако действовали очень близко к центрфорварду (соответственно к Игуаину, Клозе и ван Перси) и не единожды оказывались ближе к чужим воротам, чем их партнеры-нападающие, пользуясь возникающими свободными зонами в защитных порядках соперничающей команды.

Сейчас же на слуху партнер Месси, только не по сборной, а по клубу. Более того, кажется, что Пеп Гвардиола уже давно вынашивал план подобного использования Сеска Фабрегаса в своей команде и именно поэтому добивался этого трансфера, казавшегося непонятным по причине наличия в команде Иньесты, Хави, Тьяго и Кейта. Класс Сеска не подлежит сомнению, однако то, что он будет играть так много, да при этом еще и забивать, вряд ли можно было спрогнозировать. Тем более что в Арсенале в прошлом сезоне в сорока матчах он отличился лишь девять раз и только три из этих мячей были забиты в АПЛ.

Однако Гвардиола в Барселоне определил Сеска на позицию "ложной десятки" и это приносит свои плоды. Его дубль в последнем матче чемпионата против Леванте никого не удивил - забивает экс-Канонир достаточно. То, что система Гвардиолы с одновременным использованием ложных "девятки" и "десятки" работает, лучше всего подтверждает статистика - Месси забил двадцать девять мячей в двадцати девяти матчах (в среднем ровно один гол за матч), а Фабрегас огорчил вратарей одиннадцать раз в двадцати двух встречах (0,5 гола за матч). Впечатляющие цифры, не так ли?

Важно добавить, что подобная игровая модель может быть успешной только при сумасшедшей сыгранности не только между этими "фальшивыми" игроками, но и с их партнерами. Ведь без правильной передачи и правильного движения момент может быть упущен - защитники ведь тоже времени зря не теряют и перестраиваются в случае возникновения беспорядка в обороне.
 
Марк Венгеров, Football.ua