- Давайте поговорим о схеме 4-3-3…
 
- Хорошо, но прежде, чем мы начнем разговор о тактике, мы должны сказать, что самая главная проблема заключается в понимании. Говорить о тактике совершенно бесполезно, если начальное суждение является ошибочным. Прежде всего, команда должна иметь свой оригинальный стиль и четко поставленную организацию игры.Также все игроки должны безукоризненно постоянно оказывать поддержку друг другу на поле. 4-3-3 - это схема, которую я часто использовал в течение своей карьеры, конечно, я также применял другие формации. Я думаю, что каждый тренер должен быть в состоянии варьировать схемами по ходу игры.
 
- Что вы ожидаете от своей команды в атакующей фазе игры?
 
- Все зависит от того, какие нападающие есть у меня в распоряжении. Я думаю, что важно что-то сказать по этому поводу. Конечно, я должен дать команде некоторые руководствующие принципы касающихся наступательных маневров. Но я не могу ожидать от игроков того, что они будут четко следовать моим рекомендациям по ходу игры. Когда в вашей команде есть такие игроки, как Зидан, Дель Пьеро, Виери и т.д., вы не можете от них требовать, чтобы голы забивались по четко разработанному вами плану. С другой стороны, игроки должны знать и понимать определенные атакующие маневры. Роль тренера прежде всего заключается в том, чтобы сделать эти вещи простыми и легкодоступными для понимания; вы должны найти баланс между способностью игроков импровизировать на поле,и в то же время, чтобы они старались придерживаться концепции игры при организации атакующих действий. Я хотел бы уточнить, что существует несколько видов формаций 4-3-3: а) с одним форвардом и двумя вингерами, широко расположенных по полю; б) с тремя нападающими, один из которых располагается чуть ближе к воротам соперника;в) с тремя форвардами, которые плотно располагаются друг к другу в линии нападения и т.д.
 
Например, во время моего первого года работы в Ювентусе, наша схема 4-3-3 включала три форварда: Виалли, Раванелли и Дель Пьеро. Виалли и Раванелли были очень мощными, но в тоже время недостаточно быстрыми. В данном случае наша тактика в атаке строилась на том, чтобы прижать соперника как можно сильнее на его половине поля, чтобы наши форварды включались в игру в непосредственной близости от ворот. Когда же у меня в команде оказались такие скоростные нападающие, как Бокшич, Падовано, Индзаги, Дель Пьеро и еще в дополнение Зидан – это позволило мне строить атаку команды по-другому. Мы старались доставить мяч этим игрокам как можно быстрее, в какой бы зоне они не находились, потому что благодаря своим скоростным качествам они несли угрозу для соперника на любом расстоянии от его ворот.
 
- Что вы можете сказать о линии обороны?
 
- Главный принцип заключается в следующем – вы не можете оставаться в обороне только с двумя игроками. Если вы допустите такую ситуацию, то ваши защитники могут оказаться в ситуации 2 на 2 против форвардов соперника, из-за этого я придержусь мнения, что в защите должно всегда минимум оставаться три игрока. Например, если фланговые защитники идут вперед, то опорный полузащитник должен опуститься в линию обороны к двум центральным защитникам. Мы использовали этот прием в Ювентусе, когда в нашей команде был Дешам(диаграмма 1). 

Я также видел этот прием в исполнении сборной Бразилии на чемпионате мира 1994 года.
 
- Какие у вас требования к центральным защитникам?
 
- Прежде всего, они должны быть достаточно быстрыми и хорошо играть головой.
 
- А что если центральные защитники не обладают хорошей скоростью?
 
- В моих командах никогда не было медленных защитников. Вы постоянно должны стремиться создавать численное преимущество над соперником на разных участках поля, и если ваши игроки недостаточно мобильны, то вам будет тяжело добиться хорошей организации в этом аспекте игры. Также команда должна четко работать при создании искусственного положения вне игры, потому что таким способом вы можете успешно обороняться по всей ширине поля против быстрых игроков.
 
- Что вы можете сказать о таком тактическом приеме, как прессинг? Как должны действовать нападающие при прессинге,если ваша команда применяет схему4-3-3?
 
- В начале моего первого периода в Ювентусе три форварда вступали в прессинг в зависимости от их позиции на поле по отношению к той зоне, где соперник владел мячом. Например, Дель Пьеро тогда больше играл слева, но это не мешало ему включаться в коллективный прессинг, находясь в определенный момент не в своей зоне. Если вы не можете организовано прессинговать соперника в какой-то момент, то форварды все равно должны прессинговать игроков соперника, владеющих мячом, мешая им перевести мяч в центральную зону. Благодаря этому ваша команда сможет выиграть несколько секунд, чтобы остальные игроки смогли занять хорошие позиции для построения обороны. На диаграмме 2 вы можете увидеть, как три форварда прессингуют защитников соперника. 

На диаграмме 3 показан пример, как выполняется прессинг на крайнего защитника, мешая ему начать атаку, во время перевода мяча с одного фланга на другой через линию защиты. 

- Что изменилось после того, как в команду пришел Зидан?
 
- Практически ничего. Зидан - это современный плеймейкер. Когда он теряет мяч, то сразу вступает в отбор, преследуя своего оппонента.Также он обладает очень высоким техническим мастерством. Когда он пришел к нам в команду, мы немного изменили нашу схему 4-3-3. Я стал использовать Зидана на позиции под двумя форвардами. В итоге получалось что-то наподобие 4-3-1-2.Французский полузащитник постоянно учувствовал в коллективном отборе мяча, оказывая поддержку своим партнерам.Также стоит отметить его трудолюбие на тренировках. Если Зидан не мог получить мяч на половине поля соперника, он сразу же искал свободное пространство на своей половине поля, открываясь для получения мяча с целью начать атаку команды как можно быстрее.

(Доказательством слов Марчело Липпи может послужить данный стоп-кадр, сделанный из первого матча Ювентус-Динамо Киев (четвертьфинал Лиги чемпионов сезона 1997/98).В данном эпизоде Зидан отрывается от персональной опеки своего оппонента, смещаясь на свою половину поля для получения мяча и начала атаки своей команды. Сейчас у него две возможности перевести мяч на половину поля Динамо: через Давидса или Дешама. - прим. авт.)
 
- Как вы планируете свою работу при построении оборонительных и атакующих действий своей команды?
 
- Все очень просто. Вначале я начинаю анализировать, как можно больше всех возможных ситуаций, которые могут возникнуть по ходу игры. Затем мы приступаем к моделированию игры на тренировках, добавляя нескольких игроков соперника. Например, на диаграмме 4 показана схема моделирования перехода команды из обороны в атаку. Семь обороняющихся игроков (3 защитника и 4 полузащитника) и вратарь, противостоят девяти или восьми соперникам, которые атакуют. Обороняющиеся игроки должны стараться перехватить мяч и как можно быстрее забить его через ворота из фишек шириной 4 мна половине поля соперника. Вы также можете моделировать эту игру с четырьмя защитниками и тремя полузащитниками. Все зависит от того какую схему вы собираетесь применять в игре: в четыре защитника или в три. Следующим этапом тренировки является игра одиннадцать на одиннадцать, гдеполностью моделируется игровой процесс. При построении атакующих действий я даю игрокам некоторые рекомендации по маневрам в зависимости от того, как располагаются игроки соперника на поле. Моделирование атаки происходит по таким же принципам, как и построение игры в обороне, которые были рассмотрены выше. 

Также я всегда придерживаюсь двух целей во время тренировок: как можно лучше мотивировать своих игроков и не раздражать их однообразными, монотонными упражнениями, которые они повторяли много раз и уже неоднократно успешно применяли на практике.
 
- И последнее. Что Марчелло Липпи думает по поводу будущего в футболе?
 
- Я думаю сейчас, что будущее футбола находиться в поиске раскрытия пределов, где можно будет добиться построения необходимой организации игры, при этом не меняя качество и характеристики игроков.
 
В дополнение к интервью Марчелло Липпи, вашему вниманию представлено видео с фрагментами  матчей между Динамо Киев и Ювентусом в Лиге чемпионов сезона 1997/98, где показано несколько примеров в исполнении Зидана и Дешама при переходе в атаку со своей половины поляна половину поля соперника. Обратите внимание на взаимное перемещение игроков Ювентуса при переходе в атаку, как они открываются в свободные зоны для получения мяча с целью начать атаку своей команды.


 

Перевод и адаптация Полиграфа, Football.ua
http://blog.isport.ua/poligraf/