Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
Артур Шопенгауэр

Всему есть свое начало. И, как правило, первичный образ создаваемого продукта являет собой низкокачественную, сюрреалистичную вещицу – с высоты наших дней. Лишь со временем, благодаря энтузиазму и умениям людей, продукт обретает идеальные очертания и превращается в шедевр. Футбол тоже шел этим путем.

"Настоящий первоклассный футболист никогда не теряет мяч из виду. При этом он также обязан замечать погрешности в оборонительных построениях соперника, дабы иметь возможность прорваться к чужим воротам и нанести результативный удар. [...] Чем обязан обладать футболист? Дриблингом. Иногда случаются моменты, когда просто бесстрашно бежать напролом не получается - нужно мгновенно проанализировать ситуацию, найти слабое звено и благодаря технике воспользоваться этой брешью".

Согласитесь, чем-то напоминает регби?! А ведь так в 70-х годах XIX-го века писал корреспондент The Times Джеффри Грин именно о футболе. В начале своего существования будущая игра миллионов имела абсолютно другие очертания. Главная  задача, которая стояла перед игроками, заключалась, как, впрочем, и сейчас, в том, чтобы  отправить мяч в ворота соперника. Однако осуществить это по сути можно было только одним способом - добежать до чужих ворот и отправить игровой снаряд по назначению.

Во многом этому способствовал Шестой Закон, который можно назвать прародителем современного офсайда. Его суть сводилась к тому, что передачи вперед попросту запрещались - пасовать на партнеров можно было только поперек поля или назад. Учитывая этот факт, суть игры сводилась к тому, что один из футболистов, подхватив мяч, бежал вперед как можно дальше. Тактика была элементарна до предела. Даже после определения количества игроков на поле соперничающие команды попросту бегали за мячом. Командной ТУ игру назвать было невозможно.

То, что можно сейчас назвать переворотом в сознании футболистов и одной из отправных точек, произошло в 1872 году в Глазго. Тогда лицом к лицу на Хэмпден Парк сошлись сборные Англии и Шотландии, чтобы сыграть первый международный матч в истории.  Тактика обеих команд была достаточно обычна для тех времен, с большим количеством нападающих и тремя-четырьмя футболистами, ориентированными на оборону. Англичане были очень хорошо подготовлены физически и по праву считались фаворитами противостояния.

Осознавая свое положение, шотландцы, представлявшие клуб Куинз Парк (именно он "рулил" в северной части Великобритании до появления местной Футбольной Ассоциации в 1873-м), решили пойти на хитрость и попытаться избежать противостояний один в один, из которых они, наверное, в восьмидесяти случаях из ста вышли бы проигравшими. Поэтому и было принято решение почаще отдавать друг другу передачи и заставить соперника бегать без мяча. Завершился тот матч нулевой ничьей. Glasgow Herald: "Англичане ожидаемо владели инициативой, их преимущество в классе было заметно невооруженным глазом, к тому же они еще и лучше перемещались по полю. Однако на все это у хозяев был свой козырь. Они отыграли невероятно здорово как команда".

Почему к этому пришли именно шотландцы? Ответ прост. Когда Куинз Парк был создан в 1867 году, в Шотландии бытовала своя трактовка относительно "офсайда": он фиксировался только в том случае, когда адресант и адресат передачи находился ближе к последнему футболисту соперничающей команды и на расстоянии менее 15-ти ярдов (13,7 метра) до ворот. Позже изменения к положению "вне игры" были все же внесены, однако склонность к передаче мяча осталась.

Этот локальный успех – а для шотландцев ничья с принципиальным соперником действительно считалась тогда успехом! – зафиксировал преимущество использования передач над дриблингом. Скотты продемонстрировали формально более сильному сопернику настоящий мастер-класс, а игроки Куинз Парка по этой причине обрели популярность и стали выступать с выставочными матчами.

Еще больший сюрприз ждал англичан впереди - во втором матче между теми же сборными шотландцы уже праздновали победу. Настоящий фурор произвели Генри Ренни-Тейлиор и Джон Блэкберн, просто разрывавшие оппонентов. Позже экс-футболист Шеффилда В. И. Клегг, не раз игравший против Ройал Инджинирс (клуб, который представляли Генри и Джон), написал в Sheffield Independent следующее: "Обычно мы без проблем переигрывали этих «инженеров». Однако мы были очень удивлены, когда в новом сезоне нам дали громкую пощечину благодаря новому стилю ведения игры. Ройал Инджинирс были первым клубом Англии, начавшем играть в комбинационный футбол".

Совсем скоро эре "аматорства и дриблинга" пришел конец. В 1883 году в Кубке Англии  победу над традиционной командой Олд Итонианс одержали Блэкберн Олимпикс. Играющий тренер "олимпийцев" накануне поединка отвез свою команду, в тренировочный лагерь в Блэкпуле. Как результат, на поединок с Итонцами они вышли хорошо подготовленными и сыгранными, а их умелые передачи раз за разом ставили оборону соперника в тупик. Не мудрено, что победный мяч игроки Блэкберна забили именно благодаря этому: перевод мяча Дьюхерста с правого фланга на левый, подключение Костли, получившего свободное пространство, и точный удар мимо ошарашенного кипера Итонианс Роулинсона.

Футбол потихоньку начал напоминать ту игру, которую мы имеем возможность видеть сейчас. Dribbling was beaten.

Марк Венгеров, Football.ua