Атлетико Минейро в своем роде клуб довольно уникальный, ведь он является практически ровесником города, в котором базируется. И Атлетико, и Белу-Оризонти берут свое начало примерно в одно время, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В случае с первыми ничего удивительного: именно в этот период в Южной Америке и начали массово зарождаться футбольные клубы. А вот столица штата Минас-Жерайс своим появлением обязана бурному развитию региона и влиянию на политику всей страны.

Конец девятнадцатого века подвел черту под бразильской империей, а на её месте возникла первая (впоследствии — старая) республика. Очень скоро на авансцену новообразованного государства вышли штаты Сан-Паулу и Минас-Жерайс: крупнейшие сельхозпроизводители (главным образом это были кофе и молоко), они стали иметь колоссальное влияние на федеральную политику Бразилии, в результате чего возник период так называемой олигархической республики. Правительство Минейро, на тот момент еще и самого густонаселенного штата, постановило перенести столицу из Оуру Прету в другое место: старая уже не удовлетворяла требованиям постоянно растущей экономики, не имела физических возможностей для роста, да и уже просто не соответствовала статусу штата.

Для возведения новой столицы было подобрано идеальное во всех смыслах место в ста километрах от Оуру Прету: окруженное со всех сторон горами, но легкодоступное, с достаточным количеством водных ресурсов и мягким климатом. Площадь, где был заложен город, напоминала амфитеатр с шикарными погодными условиями: благодаря естественным преградам она была защищена от холодных ветров с севера и жарких с юга, а обдувалась только мягкими восточными и плодородными западными. Разработан и возведен град был по проекту инженера Аарона Рейса, и стал не то первым, не то третьим бразильским городом, отстроенным исключительно по плану (первенство оспаривают Терезина и Аракажу). Это был типичный американский город: одинаковых размеров квадратные кварталы с перпендикулярными улицами, пересекаемые диагональными проспектами.

Футбол в штате появился донельзя банально: привозили его сюда европейские иммигранты, словно какую-нибудь заразу. Жителей прекрасного горизонта (именно так переводится название города с португальского) заразил игрой в мяч приехавший из Рио-де-Жанейро швейцарский юрист Виктор Серпа. Наверняка оказавшись в Бразилии в поисках лучшей жизни, швейцарец реализовывал себя здесь далеко не в профессии: он ставил пьесу в местном театре и осуществлял переводы с английского и французского языков. Однажды Виктор понял, что в городе катастрофически не хватает развлечений и вспомнил об игре, которой обучался у себя на родине. Вместе с единомышленниками он создал первую футбольную команду, получившую название Sport Club Foot-Ball. В него принимали только своих партнеров или представителей высокого класса, что отражало социальное устройство тогдашнего бразильского общества.

Уже очень скоро футбольные клубы начали расти, как грибы после дождя, и даже появилась первая местная футбольная лига. Увы, но сам Серпа вскоре вернулся в Рио, где в 1905 году скончался, однако дело его жило и процветало. Правда, возникла одна проблемка: в футбол в основном играли в период обучения, а вот на каникулах и в отпусках все занимались другими вещами. Энтузиазм постепенно стал иссякать, и два городских футбольных клуба канули в лету. Тогда-то группа молодых ребят в составе 22-х человек, недовольная существовавшим положение вещей, решила взять ситуацию в свои руки и подойти к делу со всей серьезностью и ответственностью: 25 марта 1908 года был создан футбольный клуб Атлетико Минейро.

Для того чтобы сыграть свою первую в истории игру, ребятам пришлось поломать голову: у них попросту не было единственного необходимого футбольного инструмента. Конечно, сейчас это звучит дико необычно, но тогда возможности просто сходить и купить мяч в магазине не было. Решение нашел Нинико Антунес, который за деньги отправлял своему другу во Франции жуков и прочих насекомых. Друзья совершили обратный бартер, и из Европы прибыл кожаный мяч номер 3. Свой первый поединок Атлетико Минейро сыграл с тем самым Спортом, которому по большому счету и был обязан своим появлением. С прародителем Гало поступили необходительно, разгромив соперника со счетом 3:0. Первый гол в истории Гало записал на свой счет Анибал Машадо, впоследствии ставший большим бразильским писателем и театралом.

Уязвленный противник запросил реванш, но вновь был обыгран в сухую (2:0), а в третьем матче в ворота Спорта уже залетело четыре безответных мяча, каждый из которых отнюдь не метафориально оказался гвоздем в крышку гроба: первый футбольный клуб города не выдержал позора и прекратил существование. Таким образом, Атлетико начал свое восхождение на вершину с устранения (невольного, конечно) того, кто бы мог этому помешать. Интересно, что через несколько лет Атлетико еще и приватизировал бывшую площадку Спорта: после двух неудачных попыток обустроиться (первое поле оказалось слишком солнечным, а второе забрало правительство для департамента образования), остановились именно на этом варианте.

Официально в качестве сильнейшего клуба города Алвинегро утвердились в 1914 году, выиграв первый футбольный турнир только созданной лиги Белу-Оризонти. В борьбе за «Кубок Буэно Брандао» (тогдашний губернатор штата) Атлетико не потерпел ни одного поражения и не пропустил ни одного мяча, лишь раз разделив очки с клубом Йель. Кубок пользовался большим интересом у людей и произвел такой фурор, что привел к созданию предшественника футбольной федерации Минас-Жерайс, и проведению уже в следующем году первого официального чемпионата штата. Правда, громкое название не совсем соответствовало истине: в турнире приняло участие всего лишь пять клубов, и все они представляли Белу-Оризонти, но это уже частности. Первым чемпионом, как не трудно догадаться, стал Атлетико Минейро, однако начало гегемонии клуба это не положило. Десять последующих лет подряд бразды правления оказались у Америки, в отсутствии еще не родившегося Крузейро главного соперника в те времена, противостояние с которым носило название «Класико толпы».

Словно в сказках или легендах, Атлетико Минейро нуждался в герое, который бы прервал доминирование Америки, и такой герой отыскался: им оказался Марио де Кастро. Кастро приехал в Белу-Оризонти, чтобы учиться на врача: его мать, в одиночку поднимавшая пятерых детей настаивала на том, чтобы Марио получил образование и делал карьеру, запретив играть в футбол. Но любовь к игре была настолько сильна, а талант очевиден, что Кастро не мог просто взять и расстаться с мечтой детства. Добросовестно отучившись (благодаря чему, закончив играть, сделал выдающуюся карьеру в медицине), он стал играть под вымышленным именем Ориам. И вот, оказавшись в Атлетико Минейро в 1926 году, Марио де Кастро, отличавшийся прекрасным владением мяча и дриблингом, помог своему клубу свергнуть с трона Америку, причем, дважды подряд. Заслуги второго успеха, правда, он уже делил с двумя партнерами по атаке Саидом и Жайро: вместе они образовывали одну из самых известных линий атаки любительской эпохи бразильского футбола, прозванную «Проклятым трио» и вселявшую ужас в соперников. В том чемпионате Атлетико разгромил будущий Крузейро, называвшийся еще Палестра Италия, со счетом 9:2, а восемь мячей оказались на счету трио. Всего им приписывают умопомрачительные 467 голов в 99 матчах.

Спустя пару лет Гало осуществили свою мечту и обрели дом, построив пятитысячный стадион имени президента Антонио Карлоса. Примечателен он был тем, что первым в Бразилии имел искусственное освещение. На матче-открытии хозяева обыграли Коринтианс, а спустя несколько месяцев в гости пожаловала португальская Витория Сетубал. Первая международная встреча для Атлетико была также первой, сыгранной в вечернее время, и оказалась успешной: заморские гости были обыграны со счетом 3:1 благодаря голам Кастро (дубль) и Саида. Официальное открытие состоялось в 1930 году, тогда же арену даже посетил высокопоставленный гость — президент ФИФА Жюль Риме. Открытие своего стадиона помогло Атлетико на заре любительской эры вновь выиграть два чемпионата подряд. Тогда же Марио де Кастро стал первым футболистом не из Рио или Сан-Паулу, получившим вызов в национальную сборную страны, но неожиданно отказался, мотивировав это нежеланием носить никакой другой футболки, кроме черно-белой Атлетико.

В эпоху профессионализма Атлетико вступил с очень талантливой и сильной командой. Мистический форвард Гуара по прозвищу «Русый дьявол», светлая голова Зезе Прокопио в центре поля и сильнейший вратарь в истории клуба Кафунга, окруженные другими суперзвездами того времени, трижды первенствовали в штате во второй половине тридцатых. Но главным их достижением стала победа в турнире, который вполне можно назвать первым чемпионатом страны. Бразильская федерация футбола (предшественник нынешней организации) провела турнир под названием Кубок чемпионов, собрав победителей местных чемпионатов из шести разных штатов. Атлетико начал тогда с кошмарного поражения от Флуминесе 0:6, но затем собрался и не только взял реванш, но и выиграл весь турнир. Таким образом, если Баия является первым официальным чемпионом Бразилии, то Гало могут считаться первым неофициальным.

Сороковые годы оказались не менее успешными: команда выиграла пять чемпионатов Минейро, а болельщики, еще не забывшие о «Проклятом трио» не переставали восхищаться новой ударной силой своего клуба. Многие ходили на матчи именно ради Нивио Габриша, Лукаса Мирнады и, в первую очередь, Карлайла Гимараэса Кардозо. Последний был выдающимся форвардом: высокий, статный, но, несмотря на свои габариты подвижный и умело обращавшийся с мячом, даже изящно. Обыграть соперника, пробить по воротам с любой ноги или выиграть верховую борьбу для него не представляло никакого труда. Карлайла нынче сравнивают с Криштиано Роналду, и сопоставление касается не только футбольных качеств: наряду с Элено де Фрейтасом он был в числе первых бонвиванов бразильского футбола и знатным покорителем женских сердец. Именно Карлайл удостоился чести первым игроком Атлетико Минейро надеть футболку Селесао, правда, сыграл за нее в итоге лишь однажды.

В 1950 году Атлетико Минейро в прямом смысле прорубил для бразильского футбола окно в Европу. Команда отправилась в первое в своем роде турне по Старому свету, где в период со 2 ноября и по 7 декабря провела десять матчей с клубами Германии, Австрии, Бельгии, Франции и сборной Люксембурга. Среди болельщиков клуба были серьезные опасения, что команде не удастся составить конкуренцию и она, будучи одной из сильнейших в Бразилии, не сможет постоять за честь страны. Однако одержав шесть побед, дважды сыграв вничью и два раза проиграв, Гало удостоились похвалы и даже специального кубка зимних чемпионов Европы от тогдашнего президента немецкого футбольного союза Пеко Бауэнса. На родине та команда с тех пор известна, как «Ледниковый чемпион» — Атлетико приходилось играть в непривычных для себя условиях европейской зимы, порой даже на полях, покрытых снегом. У себя дома Алвинегро продолжали доминировать, выиграв в пятидесятые уже семь чемпионатов штата.

Следующее десятилетие оказалось не лучшим в истории клуба: лишь два выигранных чемпионата Минейро, и те в самом начале. В отсутствии побед болельщики искали другие поводы для гордости, и чем гордиться действительно было. В 1965 году в Белу-Оризонти был открыт долгожданный стадион Минейрао, проектировавшийся и строившийся много лет и в котором город и клубы уже давно нуждались. Открывали арену матчем сборной штата против аргентинского Ривер Плейта, и первый в её истории гол, оказавшийся единственным и победным, записал на свой счет именно представитель Атлетико Хосе Алберто Бугле. Спустя три года команда при стечении почти сорока тысяч обыграла вице-чемпионов Европы югославов. Примечательно, что в том Гало вышли на поле в футболках национальной команды Бразилии! А спустя еще год обыграли и саму Селесао, оказавшись единственными в мире, кто нанес поражение будущим чемпионам мира.

В 1970 году Атлетико Минейро возглавил Теле Сантана — будущий величайший бразильский энтренадор, создавший без преувеличения великий Сан-Паулу, тогда еще только начинал тренерскую карьеру, но уже был победителем. Выиграв со своим первым клубом — Флуминенсе — чемпионат Рио-де-Жанейро (уже без Сантаны собранная им команда выиграет так называемый Таса Робертао, позднее приравненный к чемпионатам Бразилии), Теле отправился в Минас-Жерайс и, собрав большую команду во главе с чемпионом мира Дада Маравильей, сходу повторил это достижение. А уже в следующем сезоне он приведет Атлетико к первым в истории (и до сих пор единственным) золотым медалям национального первенства, обскакав такие клубы, как Сантос с Пеле, Крузейро с Тостао, Ботафого с Жаирзиньо и Сан-Паулу с Жерсоном. К слову, тот турнир был первым организованным именно чемпионатом Бразилии, но впоследствии федерация приравняет к ним Кубки Бразилии и Робертао, разыгрывавшиеся с 1959 года, что и здесь лишит Атлетико Минейро возможности носить почетный титул первого чемпиона Бразилии.

В середине семидесятых в Атлетико взошло целое поколение краков, таких как Луизиньо, Тониньо Серезо, Пауло Изидоро, Эдер Алейшо и другие, но даже среди них выделялся Жозе Рейналдо — впоследствии один из самых больших идолов клуба за всю его историю. Он отмечал взятия ворот жестом поднятого вверх кулака правой руки (подобно известному американскому движению "Черные пантеры"), протестуя тем самым против правящей хунты, что прибавило ему немало голосов. Эта команда стала знаменита и узнаваема за пределами Бразилии благодаря ряду международных турне и участию её футболистов в ЧМ-78 и 82 годов в составе Селесао. За десять лет Рейналдо и ко взяли семь чемпионатов штата, а вот на национальном уровне, увы, команда ничего не выиграла, хотя дважды была близка. В 1977 году Атлетико уступил в финале Сан-Паулу по пенальти. Спустя три года решающая битва уже состояла из двух матчей. В первом при стечении более девяноста тысяч зрителей Гало минимально выиграли благодаря голу Рейналдо, а вот во втором, дважды благодаря тому же Рейналдо отыгрываясь, все же уступили 2:3. Равный счет был в пользу Фламенго по странному принципу: в полуфинале они одержали две победы, тогда как Атлетико один матч свел вничью.

 

Противостояние Фламенго и Атлетико продолжилось в следующем году уже на континентальном уровне. Будучи финалистами, они представляли Бразилию в Кубке Либертадорес и по тогдашним правилам угодили в одну группу. Обе очные встречи завершились вничью 2:2, а в итоговой классификации соперники набрали по восемь очков и разделили первое место. Дополнительные показатели тогда не считались, поэтому пришлось играть стыковой матч, который прошел на нейтральной территории в Гоянии на стадионе Серра Доурада и вошел в историю как один из самых скандальных. По истечении получаса игрового времени арбитр Хосе Роберто Райт удалил Рейналдо за фол против Зико, который столь сурового наказания явно не заслуживал. Спустя минуту заведенный Эдер слегка потолкался с судьей и, якобы ему что-то сказав, также увидел перед собой красный цвет. Это окончательно вывело из себя игроков и представителей Гало, матч был прерван более чем на тридцать минут из-за беспорядков, а Райт ничтоже сумняшися выписал еще два удаления Шикао и Палинье. С трудом команду удалось уговорить вернуться на поле, но продолжать игру они не собирались: голкипер Жоао Лейчи выбил мяч в аут, демонстративно повалился на газон и отказался вставать, за что также был удостоен красной карточки. Матч, наконец, остановили, а Атлетико Минейро присудили поражение, а Фламенго в итоге выиграл турнир. С тех пор противостояние команд приобрело статус межрегионального класико, а когда в 2013 году Гало взяли Кубок Либертадорес, то, по мнению болельщиков, произошло это с несправедливым 32-летним опозданием.

Девяностые оказались годами взлетов и падений. Команда чередовала неудачные сезоны с хорошими, выиграла первый официальный международный трофей — Кубок КОНМЕБОЛ-92 (предшественник Копа Судамериканы), а затем повторила это достижения спустя пять лет. В самом конце декады в составе сформировался убойный дуэт форвардов Маркес – Гильерме, благодаря которому клуб претендовал на победу в чемпионате. Гильерме стал лучшим бомбардиром с 28 мячами, и даже оформил хет-трик в финале в ворота Коринтианса, но Атлетико вновь проиграл и остался вторым. Тем не менее, на стыке веков Гало дважды выиграли штат, попали в Кубок Либертадорес и вступали в новое тысячелетие с большими надеждами. К сожалению, клуб потряс тяжелейший кризис, завершившийся первым в истории вылетом команды в «Серию Б». И хотя вернулась она оттуда моментально, последствия кризиса в виде регулярной угрозы вылета сопровождали Атлетико еще в течение нескольких лет.

Новая эпоха в истории Атлетико Минейро, свидетелями которой мы и являемся, началась с приходом на пост президента Алешандре Калила. Новому руководству удалось реструктуризировать клубную систему и оздоровить финансовое состояние, в результате чего клуб сумел приобрести самого Роналдиньо, который моментально стал новым кумиром торсиды. Буквально за три года команда выиграла две Лиги Минейро, впервые в истории Кубок Либертадорес, Рекопу Судамерикана и Кубок Бразилии, участвовала в Клубном чемпионате мира. К слову, там команда вполне имела все шансы потягаться с Баварией, но неожиданный провал в полуфинале лишил её такой возможности. Несмотря на несколько месяцев возможной подготовки, Атлетико оказался совершенно не готовым к КЧМ, а уже после выяснилось, что главный тренер Кука к тому моменту имел на руках контракт с китайским клубом. Однако, как бы там ни было, эти годы вне всяких сомнений уже успели стать самыми успешными и золотыми в истории клуба. И эта новая эпоха еще не закончена.

Александр Самойлов, Football.ua

P.S. В заголовок вынесен популярный во время чемпионской кампании в Кубке Либертадорес среди болельщиков и представителей команды слоган с аббревиатурой названия клуба, отсылающий к произнесенной фразе Барака Обамы «Yes We Can», ставшей популярным лозунгом во время президентских выборов США в 2008 году.