В наше время зарубежным тренером в Англии никого не удивишь. Наоборот, порой кажется, что владельцы клубов перебирают сначала имена потенциальных зарубежных наставников, прежде чем обратить внимание на местных. Но летом 1990 года ситуация была иной. Мягко говоря.
 
После завершения чемпионата мира в Италии Бобби Робсон покинул пост менеджера сборной Англии. На его место был приглашен наставник Астон Виллы Грэм Тейлор. Тейлор для английского футбола 80-х годов был фигурой знаковой, он плодотворно поработал сначала в Уотфорде, а потом и в Астон Вилле. По итогам сезона 1989/90 бирмингемцы заняли второе место в чемпионате, уступив только Ливерпулю. В последние годы команда заметно прогрессировала, поэтому выбор руководителей Футбольной Ассоциации был логичен. Как получилось у Тейлора в сборной, это уже совсем другая история....
 
Среди руководителей английских клубов всегда хватало необычных персонажей, но многолетний владелец Астон Виллы Даг Эллис попадет в любой хит-парад сумасбродов. Далеко не все поклонники клуба были довольны его правлением, а после 2006 года и вовсе вздохнули с облегчением, когда Эллис продал клуб Рэнди Лернеру. 
 
Даг Эллис нашел замену Тейлору в своем стиле. Кто, как не он, должен был решиться на исторический шаг и пригласить первого иностранного тренера в английский футбол? Традиционно другие британцы и даже ирландцы не считались легионерами в Англии, поэтому летом 1990 года первым в истории зарубежным тренером в истории клуба высшего дивизиона стал чехословак Йозеф Венглош. Доктор Йозеф Венглош.
 
Сегодня подобное назначение не стало бы неожиданностью. Тогда же неприметного мужчину рядом с Эллисом на пресс-конференции не узнал никто. Журналисты только качали головами на вопрос владельца клуба: "Поднимите руки те, кто знает этого человека". Никто не знал. Доктор как?  Доктор Кто?
 
Предложение поработать в чемпионате Англии Венглош заслужил выступлением сборной Чехословакии на только что завершившемся чемпионате мира. Его команда дошла до четвертьфинала, где уступила будущим триумфаторам немцам со счетом 0:1. Эллис навел справки относительно Венглоша и был впечатлен. Он работал не только у себя на родине, но и в Португалии, Австралии и даже Малайзии. Кроме того, Венглош защитил докторскую диссертацию по физвоспитанию, имел научные работы по психологии.
 
Назначение Венглоша было символичным. В год, когда английский футбол после пятилетней дисквалификации вернулся на европейскую арену, приглашение зарубежного тренера будто бы демонстрировало, что ворота перед всем новым распахнуты настежь. К тому же в ранге вице-чемпиона Астон Вилла получила возможность представлять Англию в Кубке УЕФА.
 
Многие болельщики Астон Виллы нового поколения назовут 24 октября 1990 года лучшим матчем в истории клуба. Бирмингемцы показали великолепную игру и победили на своем поле 2:0 благодаря точным ударам Дэвида Платта и Кента Нильсена сам Интер под руководством Джованни Трапаттони. Но, увы, этот поединок стал едва ли не единственным аргументом в пользу Венглоша. И дело даже не в том, что две недели спустя Интер на своем поле победил 3:0 и прошел в следующий раунд турнира.
 
Практически весь сезон Астон Вилла провела в нижней части турнирной таблицы. Весной команда выдала отрезок из восьми матчей без побед, а после двух поражений от Ман Сити и Лидса с общим счетом 3:10 и вовсе оказалась в трех очках от зоны вылета. Благо, сезон бирмингемцы завершали двумя домашними матчами, поэтому избежать катастрофы удалось. Впрочем, мало приятного осталось от падения во второго места на 17-е.
 
 
 
Подыгрывая современному культу, согласно которому все английское принято считать плохим, многие сегодня склонны защищать Доктора Джо. Уже позже в автобиографии нападающий Дуайт Йорк написал, что Астон Вилла при Венглоше делала те вещи, которые получили популярность лишь с появлением Арсена Венгера. Мол, лидеры тогдашней Астон Виллы во главе с известным выпивохой Полом Макгратом не были готовы к требованиям нового тренера в том, что касается правильного питания и восстановления, и лишь со временем сумели приспособиться.
 
Однако есть сразу несколько недоразумений. К примеру, Грэм Тейлор был не только известен своей тактикой игры с помощью длинных передач, он большое внимание уделял научному процессу, он был передовиком в английском футболе по части диеты и здорового питания. А даже если отбросить этот факт и принять то, что Макграт и компания не сразу привыкли к новым методам, то почему самый главный кризис случился уже по весне?
 
Новинкой стали только послематчевые восстановительные процедуры. Венглош действительно был хорошим теоретиком, особенно по части физической воспитания игроков. Не зря же его ценят в ФИФА, Венглош до сих пор продолжает читать лекции по теории физвоспитания. Он не разрешал игрокам приводить себя в кондиции старым методом, то есть пинтой-другой пива. После игры  принимавшие участие в матче игроки оставались, чтобы совершить пробежку, а остальные проводили практически полноценную тренировку.
 
Конечно, легко все свалить на реалии тогдашнего английского футбола. Новаторские методы Доктор Джо не приняли привыкшие к своим туземным привычкам местные футболисты. Да еще и после Грэма Тейлора осталась команда, с которой трудно играть в так называемый континентальный футбол. Стандартное сетование – мол, не в том месте, не в то время. Однако в случае с Венглошем это выглядит банальной попыткой найти оправдание. Разве не он должен был приспосабливаться к английскому футболу, раз приехал туда работать?
 
Да и далеко ведь не все методы имели научный подход. Игроков, в частности, удивило  требование Доктора Джо на тренировке отжиматься после промаха по воротам. Или проводить занятия в самую жаркую пору дня.
 
В Астон Вилле остался прошлогодний костяк во главе с Макгратом, Платтом и Гордоном Ковансом, команда была сыгранной и неплохо готовой к тому, чтобы побороться с Ливерпулем за чемпионство. А вместо этого возникли серьезные проблемы. Бирмингемцы часто играли вничью, теряли очки на ровном месте, а игроки не могли понять суть идей тренера. По части физкультуры он был хорош, а вот построить нужную игру не сумел. Наверняка сыграла свою роль и проблема общения, ведь полиглот Венглош имел трудности с английским языком, а переводчика клуб ему не предоставил.
 
Новаторские разработки Доктора Джо порой сравнивают с Арсеном Венгером, однако у француза идеи были подкреплены результатом. Дэвид Симэн описывал, что буквально с каждым днем ощущал улучшения в своем физическом состоянии, новые методы приносили результат. А вот  Венглошу подобное не удалось. Его подвела неспособность доказать правильность своих идей.
 
Странные решения принимались и по части трансферов. Чешский защитник Иво Стас стал единственным игроком в истории клуба, который забивал мяч за Виллу, не сыграв ни одного матча. В матче Кубка УЕФА Венглош был впечатлен действиями либеро Баника, несмотря на то, что он забил в свои ворота один из победных голов Виллы. Странность ситуации состоит в том, почему бывший тренер сборной Чехословакии не увидел потенциал своего соотечественника на прежнем своем посту. За Стаса клуб заплатил 500 тысяч фунтов, но травмы и трудности адаптации не позволили ему сыграть ни одной игры. Также по ходу сезона Вилла купила за миллион фунтов форварда Гари Пенрайса, который за 20 матчей забил только один мяч и вскоре покинул команду. За рекордные для четвертого дивизиона 400 тысяч фунтов был приобретен молодой защитник Нил Кокс, который запомнился своей карьерой уже после Виллы (Миддлсбро, Болтон, Уотфорд).
 
Возникавшие подчас серьезные проблемы решались странным образом. Лучшая защита прошлого сезона во главе с Макгратом стала допускать еще больше серьезных ошибок после перехода со схемы с тремя защитниками к четырем бекам. Странным было увольнение по ходу сезона Джона Уорда, бывшего помощника Тейлора и популярного в команде человека, и попытки выйти из серии неудач за счет все новых и новых резких перемен.
 
По завершении сезона Йозеф Венглош был заменен на Рона Аткинсона. В первом сезоне Аткинсон поднял команду на седьмое место, а в историческом дебютном чемпионате под названием Премьер-лига финишировал вторым. Неизвестно, опередил ли время Венглош со своими трактатами, но уж Эллис точно опередил. Но это как раз тот случай, когда раньше времени – не значит хорошо.
 
Сам же Венглош после Астон Виллы поработал в Турции, Омане, Шотландии, но нигде славы не снискал.
 
Игорь Бойко, специально для Бей-беги