После того как в сезоне 1920/21 Футбольная Лига Англии была расширена и возник третий дивизион, каждое появление в полуфинале Кубка команды, выступающей на этом уровне английского футбола, становилось громким событием. Самый первый случай был зафиксирован перед войной, когда в 1937 году Миллуолл в четвертьфинале выбил действующего обладателя трофея Манчестер Сити, но в полуфинале уступил триумфатору будущему – Сандерленду. Последним до Шеффилд Юнайтед, кому удавалось подобраться к финалу на расстояние одного матча (дальше полуфинала не прошла ни одна из этих «команд третьего сорта»), был Уиком Уондерерс в сезоне 2000/01. 

Хотя этот клуб из Бакингемшира еще в 1980-е отпраздновал свой столетний юбилей, а во втором дивизионе, как тогда называлась теперешняя английская Лига 1, проводил подряд седьмой сезон, Уиком все еще оставался новичком. Шутка ли, впервые в Футбольной Лиге Уиком сыграл только в сезоне 1993/94, когда под руководством молодого наставника Мартина О’Нила стал чемпионом Конференции, а в дебютном сезоне в третьем дивизионе в финале плей-офф обыграл Престон (самого первого чемпиона в истории Футбольной Лиги, напомним) и сразу поднялся на уровень выше. Там команда О’Нила остановилась в шаге от плей-офф, после чего амбициозный менеджер отправился в Норвич, но Уиком не посыпался, как нередко случается, а превратился в твердого середняка второго дивизиона.

Разумеется, команда была ближе к зоне вылета, чем к зоне плей-офф, и в конце концов задача выживания стала для нее приоритетной. Практически с самого начала сезона 1998/99 Уиком обосновался в зоне вылета, что в январе 1999 года стоило работа Нилу Смилли. Поиски нового наставника затянулись почти на месяц. Среди потенциальных менеджеров называли 16 разных имен – от только завершившего карьеру легенды Арсенала Найджела Уинтербёрна до Гленна Рёдера. Но выбор был сделан в пользу тренера резервной команды Уимблдона Лори Санчеса. Один из членов знаменитой Банды психов и автор победного гола в финале Кубка Англии 1988 года спас Уиком от вылета благодаря голу, забитому за 7 минут до конца матча последнего тура.

Невзирая на столь трудное спасение, Лори Санчес выступил с амбициозным заявлением: «Я возглавил эту команду не ради борьбы за выживание. Моя цель намного выше и благороднее, учитывая отличные условия, созданные в клубе, преданную группу болельщиков и огромный нереализованный потенциал. Я нацеливаюсь на плей-офф и повышение в классе». 

Сейчас, когда мы уже хорошо знаем Рэдинг с Уиганом, которые тогда выступали в одном с Уикомом дивизионе, эти слова не кажутся очень уж самонадеянными. Тем более что Санчес метил всего лишь в дивизион, который теперь известен как Чемпионшип. 

Следующий сезон Уиком провел в середине таблицы Д2, накапливая силы и готовясь к рывку, а в сезоне 2000/01 поначалу все складывалось как нельзя лучше. Первое поражение Уиком потерпел только в 7-м туре, а до середины ноября команда шла в зоне плей-офф. Она даже умудрялась забивать по два гола, не позволив сопернику при этом коснуться мяча: в матче с Питерборо Джейми Бейтс отличился со штрафного вместе со свистком на перерыв, а после возобновления игры во втором тайме Джермейн Макспорран, разыграв мяч с центра поля, проскочил троих защитников и забил еще раз.

Но невероятный кадровый кризис подкосил команду. В ноябре перед домашним матчем с Бери оказалось, что из 26-ти полевых игроков, числившихся в первой команде Уикома, Санчес мог рассчитывать только на четырнадцать: трое были дисквалифицированы, а сразу девять оказались в лазарете. Тем не менее хозяева победили 2:1, забив решающий гол за 15 секунд до финального свистка, и, как оказалось, в последний раз в сезоне вернулись в плей-офф.

Свой следующий матч после победы над Бери Уиком провел в первом раунде Кубка Англии. В принципе, в такой ситуации любой бы понял, если б обескровленная команда, бросив в бой необстрелянную молодежь, технично избавилась от этого турнира. Кубок Англии под натиском Премьер-лиги стремительно терял свою вековую репутацию. Сыграть на Уэмбли всё еще мечтали, но уже как-то не так страстно, как прежде. А в 2000 году МЮ вообще отказался защищать трофей, отправившись на клубный чемпионат мира в Бразилии. И пусть то было скорее не решение самого клуба, а Футбольной Ассоциации, боявшейся испортить отношения с ФИФА в свете выборов хозяина ЧМ-2006, вряд ли кто-то из игроков команды сэра Алекса Фергюсона так уж сильно переживал из-за неучастия в Кубке. 

Но для маленьких команд Кубок по-прежнему оставался престижным событием, с помощью которого можно было заработать смешные по меркам Премьер-лиги, но важные в масштабах низших дивизионов деньги. Потому они, эти самые андердоги, не имея каких бы то ни было шансов на итоговый успех, боролись до конца, невзирая на обстоятельства и ресурсы. 

Впрочем, в 1-м раунде Уиком сам был в роли фаворита, а не андердога. Выступавший в Премьер-дивизионе Истмийской Лиги клуб Харроу Боро был обыгран легко – 3:0. Но дальнейшие события развивались по законам сюжета, в котором Давид побеждает Голиафа. И Миллуолл, и Гримсби были повержены в переигровках. Причем Миллуолл подошел к матчам с Уикомом в статусе лидера второго дивизиона, а решающий мяч во втором матче с ним Пол Маккарти забил каким-то мудреным ударом в падении через себя. Гримсби тогда выступал на дивизион выше, нежели Уиком, и победа над ним (3:1) была добыта в гостях.

Первое в истории клуба появление в 4-м раунде Кубка Англии вызвало в городе небывалый ажиотаж. Потому, когда проведение матча с еще одним представителем Д1 – Вулверхэмптоном – оказалось под угрозой срыва из-за настоящего природного сумасшествия (проливной дождь сменился обильным снегопадом), около ста болельщиков, едва в субботу утром по местному радио было передано сообщение клуба, заявились на Адамс Парк с лопатами. 

В конце первого тайма Энди Раммелл вывел Уиком вперед, а празднование этого события сразу же стало культовым. Нападающий рухнул в сугроб за воротами Волков, где добрые товарищи засыпали его снегом. Отныне Раммелла в среде болельщиков называли не только Рэмбо, но еще и Снеговик. Гости после перерыва отыгрались, а за пять минут до финального свистка 19-летний нападающий Сэм Паркин, арендованный в Челси еще в декабре, но только перед этим матчем получивший разрешение своего клуба сыграть в Кубке за Уиком, забил победный гол.

Еще более эпическим получилось противостояние в 5-м раунде с только вылетевшим из Премьер-лиги Уимблдоном. В домашнем поединке Уиком в конце матча спасся, уступая 0:2, а в Лондоне произошла настоящая драма. Играя почти час вдесятером, Уиком на 120-й минуте сравнял счет, но в серии пенальти промахнулся первым. Однако голкипер Мартин Тейлор парировал удар Питера Хокинса, затем забил сам, после чего сдали нервы у защитника Уимблдона Марка Уильямса, который запустил мяч в темное столичное небо. 8:7 в пользу Уикома!

Казалось, что в этом розыгрыше команда Санчеса использовала уже все самые замысловатые повороты сюжета. Но четвертьфинал с представителем Премьер-лиги Лестером приготовил еще более крутую развязку. 

Все началось спустя четыре дня после победы над Уимблдоном. Когда стихла эйфория, Лори Санчес схватился за голову. Травмы, которые преследовали Уиком еще с осени, привели к тому, что в команде не осталось ни одного форварда. В конце первого тайма переигровки с Уимблдоном травму получил лучший снайпер команды Энди Раммелл, который не успевал восстановиться к матчу с Лестером. Еще хуже было с Энди Бэйрдом. Он заменил Раммелла, но уже спустя три (!) минуты травмировался сам и, как оказалось, на поле смог вернуться лишь через год. В следующем матче чемпионата – с Питерборо – закончилась аренда Сэма Паркина, который вернулся в Челси, а вскоре отправился в Олдхэм. В том же поединке с Питерборо травму получил канадский нападающий Найал Томпсон, для которого этот матч тоже стал последним за клуб. 

Санчес арендовал 20-летнего форварда резервной команды МЮ Джорджа Клегга, а также перевел в атаку универсала Кита Райана. Легендарный для этого клуба футболист, Рино был одним из первых, кого подписал в свое время еще Мартин О’Нил. Он играл преимущественно в центре полузащиты, но также действовал на фланге, немало отыграл в центре обороны и как крайний защитник. Тем не менее даже этот ход не избавил Санчеса от головной боли – нападающий был необходим, и чем быстрее, тем лучше. «Я хотел пригласить Иана Райта. Он уже почти год как завершил карьеру, но все еще мог помочь нам. Однако Иан посчитал, что так будет нечестно по отношению к моим парням, которые вышли в четвертьфинал. Потом я поговорил с Джанлукой Виалли. Тот думал-думал, и все-таки ответил отказом», – вспоминал Санчес.

Рой Эссандо с детства привык к резкой смене обстановки и всяческой авантюре. Когда ему было всего семь месяцев, его семья решила из Белфаста уехать в Гану, на родину отца. Спустя семь лет Эссандо вернулись в столицу Северной Ирландии, а когда Рою исполнилось семнадцать, он отправился покорять шотландский футбол. После недолго пребывания в Мазервелле и Ист Файф, Эссандо рванул в Финляндию. Он играл против Селтика и Рейнджерс, выходил в матчах Кубка УЕФА и считал, что легко добьется успеха в финском чемпионате. Но промаявшись там два года, вернулся в Британию, где подписал краткосрочный контракт с клубом Конференции Рашден энд Даймондс, который продлен не был. В марте 2001 года Рою шел уже 26-й год, а он был без клуба. 

Странная идея, посетившая Лори Санчеса, должна была найти именно такого персонажа для следующего сюжетного хода. Эссандо смотрел телевизор и решил вдруг переключить в режим Ceefax. Телетекст сегодня кажется чем-то доисторическим, но с 1970-х годов он по сути был тем, чем для нас является интернет. С его помощью можно было узнать последние новости, результаты спортивных состязаний, прогноз погоды и ознакомиться с объявлениями. Именно в раздел объявлений и забрел Эссандо, где с удивлением прочитал, что «футбольному клубу Уиком Уондерерс перед четвертьфинальным поединком с Лестер Сити нужен нападающий, здоровый и  в хорошей спортивной форме, не заигранный в Кубке Англии».

Не сказать, что спортивная форма Эссандо впечатлила Санчеса, но он по крайней мере был здоров и ему ничто не мешало сыграть против Лестера. С Эссандо был подписан плавающий недельный контракт, который, если клуб все устраивало, продлевался автоматически еще на неделю. Эссандо сразу попал в стартовый состав на матч с Порт Вейлом, но в своем дебютном матче в Футбольной Лиге ничего показать не сумел. Против Рэдинга в атаке сыграли Райан с Клеггом, а Эссандо вышел на замену. Остался он в запасе и на Филберт Стрит, где Лестер, только что обыгравший Ливерпуль и поднявшийся на 4-е место в Премьер-лиге, принимал скромную команду из Бакингемшира. 

«Это день для героев», – известил Лори Санчес перед матчем. Как один из Банды психов, он неоднократно оказывался в подобных ситуациях. Но откуда взяться героям в его битой-переломанной команде в матче с одним из лидеров Премьер-лиги? 

Отойдя от привычной схемы 4-4-2, Санчес решил сыграть с пятью защитниками, отрядив в нападение Райана и Клегга. Игра в первом тайме шла с переменным успехом, но без забитых мячей. Инициативой, конечно, владел Лестер, но едва начинало казаться, что Уиком под натиском соперника рухнет, как гости умудрялись осуществить острую вылазку. 

В перерыве сорвался ливень, что только придало сил футболистам Уикома. В самом начале второго тайма после подачи со штрафного центральный защитник Пол Маккарти открыл счет. Лестер отыгрался на 68-й минуте, когда Маззи Иззет замкнул прострел Даррена Иди. В этот момент показалось, что Уиком рухнет. Едва разыграв мяч с центра поля, гости подарили его сопернику и только великолепная игра вратаря Мартина Тейлора помешала Аде Акинбайи вывести Лестер вперед.

В этот момент Санчес решил рискнуть. Он снял дуэт подуставших нападающих, выпустив в атаку полузащитника Стюарта Каслдайна и Роя Эссандо. Вскоре в штрафной Лестера рукой сыграл игрок хозяев Стефан Оакс, но арбитр матча Стив Беннетт пенальти не назначил. Обезумевшего от такой несправедливости Санчеса выдворили с тренерской скамьи, и он досматривал матч в раздевалке по телевизору. Именно так он увидел, как на последних минутах Лестер упустил две возможности вырвать победу, а потом… 

А потом, на 3-й добавленной минуте, после розыгрыша штрафного гости вернули мяч к воротам Лестера. Джейми Бейтс выиграл борьбу в воздухе у Джерри Таггарта, сбросил мяч на Эссандо, а тот пробил в верхний угол. Бейтс, сорвавший в порыве радости футболку и получивший вторую желтую карточку, отправился вслед за менеджером в раздевалку, но это уже не имело никакого значения – Уиком в полуфинале!

Шокированный Лестер проиграл девять из оставшихся десяти матчей чемпионата и вместо Лиги чемпионов оказался на 13-м месте. Это был единственный гол Эссандо за Уиком, и, попрощавшись с командой в конце сезона, он больше никогда не играл в Футбольной Лиге. В полуфинале с Ливерпулем Уиком держался до 78-й минуты, но затем в течение пяти минут пропустил дважды от Эмила Хески и Робби Фаулера. Кит Райан сумел сократить счет на 88-й минуте, арбитр добавил четыре минут, но забить еще гол Уикому было не суждено. 

Впрочем, и без того команда Лори Санчеса подарила один из самых захватывающих сюжетов в богатой летописи самого древнего турнира в мире. В Кубке Англии можно не выиграть ни единого  трофея и даже никогда не сыграть в финале, но все равно остаться в истории наравне с победителями.

Алексей Иванов, специально для Бей-беги