Попытки создать взаимовыгодный альянс футбола и телевидения предпринимались и ранее. Телерадиокомпания ВВС с конца тридцатых годов осуществляла прямую трансляцию финалов Кубка Англии, также в эфир попадали некоторые другие кубковые поединки и матчи национальной сборной. Футбольная Ассоциация, которой принадлежали права на эти трансляции, была заинтересована в популяризации игры, тогда как Футбольная Лига, изначально созданная на коммерческих основах, в первую очередь руководствовалась финансовыми интересами. По этой причине внутри самой Футбольной Лиги существовала серьезная оппозиция, в основном из представителей маленьких клубов, считавшая, что телевидение не принесет денег, зато отвлечет от стадиона болельщиков, в то время являвшихся главным источником дохода любого футбольного клуба.

Активное развитие коммерческого телевидения ITV, созданного в 1955 году, дало телевизионщикам возможность предлагать футбольным клубам довольно приличные суммы, с помощью которых можно было компенсировать предполагаемое снижение посещаемости. Расшевелилась даже ВВС, руководство которой не могло не понимать, что поражение в схватке с ITV за футбол будет означать потерю рейтинговой передачи. В январе 1956 года ВВС предложила 15 тысяч фунтов за 10 прямых трансляций матчей Футбольной Лиги, но не встретила заинтересованности со стороны ФЛ. А руководство ITV уже тогда пошло дальше, выдвинув идею создания Суперлиги из десяти самых посещаемых клубов Англии и Шотландии. Однако и она не получила поддержки, потому как именно тогда начался розыгрыш подобного турнира, но в масштабах всего континента. Речь, разумеется, о Кубке чемпионов, за участие в котором Манчестер Юнайтед в сезоне 1956/57 получил от телевидения 60 тысяч фунтов.


 
Телевидение поднимало расценки, и 10 сентября 1960 года ITV даже транслировала в полном объеме матч первого дивизиона, в котором Болтон на выезде обыграл Блэкпул со счетом 1:0. Матч получился скучным, но от дальнейших трансляций пришлось отказаться вовсе не по этой причине. Клубы Футбольной Лиги не могли договориться о том, как следует делить телевизионные деньги. Ведущие клубы заявили, что должны получить все деньги, потому как без них ни один матч ФЛ не представляет интереса. Арсенал, Тоттенхэм и Шеффилд Уэнсдей пошли дальше, запретив трансляцию матчей с их стадионов. Контракт так и не был подписан, и в последующие четыре года ни одна из сторон не собиралась идти на уступки: телевидение хотело транслировать топ-матчи, маленькие клубы требовали платить за это в общий котел, а большие клубы не соглашались на гонорары, которые при их-то масштабах казались смешными. И все, что английский зритель мог увидеть из сыгранного в футбольный уик-энд в чемпионате, состояло из коротеньких обзоров двух матчей в рамках передачи Sports Special.

Выход был найден по инициативе телевидения. Телерадиокомпания ВВС получила больше эфирного времени с появлением канала ВВС2. Именно для второго канала руководство компании предложило создать еженедельный 50-минутный обзор одного из матчей тура. На прямые трансляции ВВС не претендовала, а потому предложила только 3 тысячи фунтов в год. Кроме того, телевидение пошло на ряд уступок, чтобы ни в коем случае не навредить Футбольной Лиге с посещаемостью стадионов. Выбранные матчи держались в секрете до последнего момента, а в эфир передача не могла выйти раньше 21.30, когда, как считалось, почти все болельщики, посетившие игру на выезде, успевали добраться домой (некоторые клубы вообще ратовали за воскресный эфир). Именно с этого началась легендарная и любимая всей Англией передача Match of the Day («Матч дня»). 

Первый эфир состоялся 22 августа 1964 года. В рамках четырех дивизионов в этот день прошло 45 матчей, но выбор ВВС был очевиден. Ливерпуль в ранге чемпиона Англии принимал Арсенал. 

Канониры прошлый чемпион завершили на восьмом месте и за прошедшее десятилетие не поднимались выше третьей позиции, но магия имени, созданная еще Гербертом Чепмэном, продолжала действовать, и Арсенал оставался в числе самых популярных коллективов страны.

В первом выпуске MOTD не было легендарной музыкальной заставки. Тем более что мелодия «Offside», ставшая впоследствии самой узнаваемой в Британии, появилась только в 1970 году. Да и композиция «Drum Majorette», возвещавшая начало передачи первые шесть лет эфира, в тот день не прозвучала. На фоне фото с изображением двух игроков, ведущих борьбу за мяч, прозвучал голос диктора, который приглашал посмотреть «обзор одного из матчей Футбольной Лиги с комментаторами Кеннетом Уолстенхолмом и Уолли Барнсом».

Уолстенхолм, расположившийся у бровки, приветствовал зрителей «в Битлвиле» (не забываем, что 1964 год – самый рассвет популярности Мерси-бита), после чего проанализировал стартовые составы команд. Те были изображены на экране в виде архаичной и никем из участников этого поединка не использовавшейся схемы 2-3-5. 

Ливерпуль летом приобрел у Манчестер Юнайтед Фила Чиснолла, и до сих пор эта сделка между этими двумя клубами остается последней в своем роде. Чиснолл заменил в стартовом составе травмированного второго снайпера команды Иана Сент-Джона (21 гол) и уже успел открыть счет голам за Красных в матче Кубка чемпионов в Рейкьявике. 

Вместо третьего (15 голов) снайпера Ливерпуля в чемпионском сезоне, Альфа Арроусмита (также травмированного), вышел 20-летний Гордон Уоллес. За весь прошлый сезон Уоллес сыграл всего один матч, вся его карьера в Ливерпуле ограничилась 22 поединками, но август 1964 года стал звездным часом шотландца. Сначала Уоллес забил один из голов в ворота Вест Хэма в Суперкубке Англии (2:2), а затем, в поединке Кубка чемпионов в Рейкьявике, стал автором первого еврокубкового гола в истории Ливерпуля.

В составе Арсенала (Уолстенхолм: «Многие считают, что этот год может быть годом Арсенала») также появился единственный новичок – бывший правый защитник сборной Англии, участник ЧМ-1958 Дон Хау, перешедший из Вест Брома. Уолстенхолм представил бывшего защитника Канониров Уолли Барнса, который под аккомпанемент рок-хита «The Hippy Hippy Shake» посетовал, что Ливерпулю нужно «как можно быстрее найти нужный баланс в атаке», назвал приглашение Арсеналом Хау «хорошим ходом», а также потребовал от Канониров «быстрой игры вперед».

Первый тайм прошел при явном преимуществе Ливерпуля. Великолепный левый крайний мерсисайдцев Питер Томпсон постоянно переигрывал новичка Арсенала Хау, перемещения Роджера Ханта ставили в тупик оборону гостей, полузащитники хозяев были решительнее в единоборствах и аккуратнее в передачах. Первый гол был забит на 11-й минуте после размашистой атаки Ливерпуля с переводом с левого фланга на правый и передачей в центр, откуда Хант красивым ударом по дуге направил мяч в левую девятку. Тому, кто в момент гола пришлось отвлечься, корить оставалось самого себя – повторы в трансляции впервые будут использованы только несколько лет спустя.

После перерыва началась игра на встречных курсах, но успеха первым добился опять-таки Ливерпуль. На этот раз Томпсон и Каллаган, разыграв угловой, помогли Уоллесу головой удвоить счет. Оборона Арсенала в этом эпизоде сыграла ниже всякой критики: сначала вчетвером бросились на Каллагана, а затем Хау позволил Уоллесу спокойно выпрыгнуть и нанести удар.

Ответный гол Джеффа Стронга был разыгран в результате комбинации, которая для команды Билли Райта была типичной. Уолли Барнс неспроста говорил перед матчем о необходимости быстро играть вперед, потому как Арсенал Райта любил возиться с мячом, постепенно переходя вперед вследствие коротких перепасовок. Когда все выходило идеально (а это удавалось далеко не всегда – отсюда и замечание Барнса), получались такие шедевры, как в тот день на Анфилде. Бывший вратарь Ливерпуля Джим Фарнелл, когда мяч оказывался у него, всегда начинал атаку своей команды аккуратным вбрасыванием на кого-то из открывшихся партнеров. На этот раз свободным перед своей штрафной оказался Стронг, после чего Канониры в пять аккуратных передач прошли все поле и тот же Стронг, сыграв в стенку с Джорджем Истэмом, нанес точный удар в угол.

На 65-й минуте Арсенал счет сравнял, и на этот раз комбинация началась с левого защитника Билли Маккаллока. От него мяч по цепочке был доставлен в центр, затем Стронг подключил к атаке правого крайнего Джорджа Армстронга, после подачи которого Джо Бейкер в падении нанес головой резкий удар в ближнюю девятку.

Арсенал доминировал в эти минуты. Команда Райта умело держала мяч и создавала моменты. Даже появление на поле черного кота не остановило гостей, но Армстронг и Бейкер не использовали свои шансы. 

Ближе к концу матча Ливерпуль сумел выравнять игру, и в обороне Арсенала сразу же стали возникать недоразумения. А развязка случилась на 87-й минуте, когда Уоллес неожиданным ударом от левого угла штрафной забил свой пятый гол в трех матчах сезона. 

Как оказалось, Гордон, герой самого первого эфира Match of the Day, за Ливерпуль больше не забьет ни разу.

Стронг, который, даже явно прихрамывая, был безоговорочно лучшим в составе Арсенала, в начале ноября стал игроком Ливерпуля. Без него Канониры финишировали на 13-м месте (худший результат команды с 1930 года), но и Ливерпуль в том сезоне не очень-то преуспел в чемпионате, бросив все силы на завоевание исторического первого Кубка Англии.

22 августа 1964 года, 1-й тур первого дивизиона

Ливерпуль – Арсенал 3:2 
Голы: Хант, Уоллес-2 – Стронг, Бейкер

Ливерпуль: Лоренс – Берн, Йейтс, Моран – Милн, Стивенсон – Хант, Уоллес – Каллаган, Чиснолл, Томпсон. Менеджер – Билл Шенкли

Арсенал: Фарнелл – Хау, Юр, Маккаллок – Снедден, Симпсон – Стронг, Истэм – Армстронг, Бейкер, Андерсон. Менеджер – Билли Райт

В конце Уолстенхолм, отозвавшись о только что завершившемся поединке как о «матче столетия, а не матче дня», познакомил с некоторыми результатами тура, после чего попрощался до следующей недели. Теперь в этом – в близости следующей встречи – можно было не сомневаться.

Хотя самый первый эфир Match of the Day посмотрело только 20 тысяч зрителей (на трибунах Анфилда в этот день собралось 47 620 болельщиков), передача оказалась удачной. Оказалось, что обзор может быть намного увлекательнее всего матча. Режиссура тех лет нашла верный рецепт успеха: убрать все скучные куски, установить камеру напротив самой заполненной части стадиона и поднять уровень интершума. Нужную атмосферу создавал также спокойный и аккуратный комментарий Уолстенхолма, в котором не было ничего лишнего. В перерыве Барнс дал беглую характеристику игре, а после финального свистка подвел итоги. 

Нельзя не отметить и великолепное чутье команды MOTD. Первую нулевую ничью зрители увидели только в 16-м выпуске (Вест Хэм – Лестер), и эта нулевка оказалась единственной за первые два года эфира. Захватывающие матчи, яркие моменты, красивые голы – все это с самого начало работало на обе стороны: росла посещаемость матчей, а вместе с нею и увеличивалась телеаудитория. 

Затем, конечно, были черные периоды и у английского футбола, и у передачи, которую в наше время, когда принято критиковать всех и вся, поругивают постоянно. Но, как бы то ни было, даже самые убежденные критики Match of the Day стараются не пропускать ни одного ее выпуска. Почему? Сила традиции.

Алексей Иванов, специально для Бей-беги

В статье использованы материалы книги Football.ua «Бей-беги. Наше время»