В истории Суонси не очень много страниц, которые были бы интересны не только болельщикам этого клуба. Лебеди, основанные в 1912 году как Суонси Таун, оказались в числе нескольких валлийских клубов, что после Первой мировой войны были приняты в ряды Футбольной Лиги Англии. В 1925 году Суонси вышел во второй дивизион, в котором отыграл без двух сезонов сорок лет. Команда звезд с неба не хватала, о славе, что добыл в 1920-е извечный враг Кардифф Сити, могла только мечтать, но, с другой стороны, за это время некоторые валлийские клубы, вместе с Лебедями вступившие в Футбольную Лигу, свой статус успели потерять. Для Суонси такой момент мог наступить в 1975 году.
 
В сезоне 1974/75 Лебеди выступали из рук вон плохо. Из стартовых девяти матчей в четвертом дивизионе команда выиграла только один. Небольшой всплеск осенью сменился еще более тяжелым спадом. Посещаемость Ветч Филд, стадиона, на котором Суонси выступал с самого первого дня основания, падала так же стремительно, как и команда в таблице. Председатель правления клуба Мэлколм Стрюэл обвинял во всем телевидение, которое "выманивает болельщиков со стадионов". Но это было правдой лишь отчасти. На самом деле с игрой того Суонси смог бы мириться только самый преданный болельщик. В среднем за тот сезон таких болельщиков у клуба набралось всего две тысячи. Зато игроки уверенно лидировали в числе главных грубиянов в послевоенном футболе Англии. За без малого тридцать лет с поля было удалено 22 футболиста Суонси – рекордная на тот момент цифра. И это только полбеды. На ежегодном собрании акционеров клуба была обнародована еще более удручающая информация – долги клуба составили четверть миллиона фунтов. 
 
И если город помог футбольному клубу поправить финансовое положение, то ситуация в команде оставалась пугающей. Правление в январе 1975 года попрощалось с именитым наставником Харри Греггом, прославленным вратарем МЮ и сборной Северной Ирландии, но Харри Гриффитс, ветеран клуба с 30-летним стажем, ничего не смог поделать. По итогам сезона Суонси Сити, занявший третье место с конца, впервые в истории должен был пройти процедуру голосования, чтобы подтвердить свой статус клуба Футбольной Лиги. Стрюэл и Гриффитс направили в каждый клуб, участвовавший в голосовании, письмо, где подробно объясняли почему Лебеди должны сохранить место в Лиге. Их труды не пропали зря, и Суонси собрал нужное количество голосов.
 
Как говорят англичане, ты не сможешь по-настоящему насладиться хорошими деньками, если не познал плохих. Дела Суонси пошли на поправку, и в сезоне 1976/77 Лебедям не хватило всего одного очка, чтобы получить путевку в третий дивизион. Посещаемость увеличилась втрое, болельщиков привлекали не только результаты (Суонси особенно успешно выступал именно дома), но и яркая игра. Гриффитс строил команду вокруг молодых игроков. Нападающий Алан Кертис успел привлечь внимание клубов вроде Вест Хэма и Сандерленда, дебютировать в сборной Уэльса и стать Игроком года в дивизионе. 16-летний Джереми Чарльз в дебютном поединке отличился дублем. В средней линии действовали 19-летние Найджел Стивенсон и Робби Джеймс.
 
В августе-сентябре 1977-го Суонси начал с пяти матчей без поражений, что стало для команды лучшим стартом за 15 лет. Лебеди подтверждали предсезонные расклады, однако вскоре результаты кардинально ухудшились, и в конце октября Мэлколм Стрюэл сообщил Харри Гриффитсу об увольнении. Гриффитс, бескорыстно преданный клубу, был популярной фигурой среди болельщиков, а когда стало известно, что он согласился поработать, пока ему будут подыскивать замену и, более того, станет активно помогать в поисках этой самой замены, его популярность стала еще больше. Стрюэл очень старался, но каждый раз предполагаемый кандидат в последний момент отказывал. Колин Эддисон решил остаться в Ньюпорте, Эдди Маккриди, бывший менеджер Челси, даже побывал на одном из матчей Лебедей, но потом получил приглашение из США, а Билл Макгарри, вернувшийся из Саудовской Аравии, предсказуемо рванул по зову элитного Ньюкасла. 
 
26 февраля 1978 года Мэлколм Стрюэл встретился с председателем Ливерпуля Джоном Смитом. Предметом обсуждения стала фигура 28-летнего нападающего Джона Тошака. В 1970-е этот могучий валлиец составлял телепатический, как тогда говорили, дуэт с Кевином Киганом, но когда в 1977 году Кев решил перебраться в Бундеслигу, форвард, славящийся умением играть на втором этаже, наверняка понял, что в новом Ливерпуле ему будет уже неуютно. Его приглашали в Ньюкасл, Норвич и Херефорд, а за неделю до встречи Стрюэла и Смита он побывал в своем бывшем клубе – Кардиффе, но разочаровался увиденным: "Это уже не тот клуб, что я знал и любил". Идея Стрюэла стать играющим менеджером Тошаку понравилась. Глава Суонси при поддержке Гриффитса сумел выгодно продать идею прославленному бомбардиру. Тот согласился посмотреть матч Суонси в Рочдейле, и первое, что он увидел – пропущенный гол сразу после стартового свистка. Но Тошак уже не колебался: "У меня есть 16 матчей, и я сделаю все, чтобы вывести Лебедей в третий дивизион". 
 
На тот момент команда занимала пятое место, отставая от заветной третьей строчки только на три очка. И хотя впервые Суонси Тошака выиграл лишь в четвертом матче, Лебеди выдали внушительную победную серию и, выиграв заключительные два матча на своем поле у Сканторпа и Галифакса, добились желаемого. Гол, оформивший выход в Д3, ударом со штрафного провел Тошак. В день первого из этих двух решающих матчей не стало Харри Гриффитса…
 
Азарт, с которым молодой и амбициозный наставник взялся за дело, быстро передался всем. Болельщики нутром почувствовали, что в истории их скромного и малозаметного клуба начинается нечто особенное. Как водится, они проголосовали ногами, и теперь уже никакое телевидение не "крало аудиторию". Продажа сезонных абонементов за три года выросла в пять раз, увеличивалась и общая посещаемость домашних матчей, что пополняло бюджет Суонси. Клуб регулярно вкладывал средства в модернизацию арены, но при этом Мэлколм Стрюэл и директоры  не забывали и о команде, надеясь, что в будущем эти расходы обязательно окупятся. 
 
Заразившись общим энтузиазмом, главный бомбардир команды Алан Кертис передумал уходить, а Тошак, обещавший главному таланту Лебедей серьезное усиление состава, удачно использовал свои старые связи. Летом 1978 года Суонси объявил о подписании легендарного тафгая Ливерпуля 1960-70-х Томми Смита, который всего годом ранее забивал в финале Кубка чемпионов, а теперь  за заслуги перед отечественным спортом номер один был представлен к Ордену Британской Империи. Приглашение еще одного бывшего игрока Ливерпуля, Фила Берсмы из Лутона, обошлось клубу в рекордные 35 тысяч фунтов. Наконец в сентябре Ветч Филд приветствовал Иана Кэллагана, прославленного "мистера Ливерпуль". Участник рекордных 856-ти матчей за красную команду Мерсисайда, чемпион мира 1966 года и обладатель тучи других трофеев, он раздумывал над предложением Куинз Парк Рейнджерс. Тогда в Лондон как раз прибыл Суонси для переигровки матча Кубка Лиги с элитным Тоттенхэмом. Тошак пригласил старого товарища на игру, и Кэллагана настолько впечатлила победа валлийцев со счетом 3:1 (Тошак, игравший центрального защитника, забил один из мячей), что он отказал Рейнджерам и стал Лебедем.
 
По ходу сезона на Ветч Филд перебрался еще один игрок первого дивизиона. Лейтон Филлипс, игрок сборной Уэльса и Астон Виллы, обошелся Суонси в кругленькую сумму, но Тошак ничуть не колебался. Ему нужен был именно такой исполнитель, чтобы воплотить в игре его "систему": активные фланговые защитники и либеро. Джон сам пробовал сыграть свободного защитника, но он первый признался, что эксперимент не удался, и пригласил Филлипса, который в этом амплуа немало поднаторел.
 
Суонси прошел третий дивизион на одном дыхании, и победный гол Тошака на 82-й минуте матча последнего тура с Честерфилдом вывел Лебедей в Д2, где их не было 14 лет. Город переживал настоящий футбольный бум, о чем говорила средняя посещаемость Ветч Филд – 13 633 болельщика. Более чем внушительный прогресс по сравнению с 1975 годом…
 
Невзирая на этот успех, Алан Кертис все-таки решил уйти, а вырученные от его продажи в Лидс 400 тысяч фунтов Тошак тут же вложил в усиление состава. Рекордные 150 тысяч стоил Томми Крейг из Астон Виллы, в 100 тысяч обошелся Джон Махони из Миддлсбро, еще 60 тысяч отдали за Дэйва Рашбери из Шеффилд Уэнсдей. Когда Суонси в стартовом туре обыграл Шрусбери 2:0, болельщики и руководство не скрывали уверенности в том, что таким же решительным штурмом команда Тошака возьмет и второй дивизион. Но Джон был на этот раз осторожен и предусмотрителен: "Это очень опасные разговоры. Сейчас для нас начинается совсем другой футбол, и самое важное – просто освоиться здесь". 
 
Благодаря продаже Кертиса клуб смог завершить финансовый год с рекордной в своей истории прибылью, и Мэлколм Стрюэл с радостью одобрил покупку флангового защитника Эвертона Нила Робинсона. Вскоре из Рексэма прибыл молодой полузащитник Дэвид Джайлз, а из Вест Брома надежный и опытный вратарь Дэйв Стюарт, игравший в составе Лидса в финале Кубка чемпионов, а также защищавший ворота сборной Шотландии. Но Тошак был прав. Первый за 14 лет сезон в Д2 Суонси завершил скромно, но уверенно – на 12-м месте.
 
Впрочем, засиживаться в середине таблицы Тошак не собирался. Он как никто другой знал, на что способна его команда, пятеро игроков которой защищали цвета сборной Уэльса. Кроме того, процесс усиления состава не прекращался ни на миг. Суонси подписал защитника сборной Югославии Джемаля Хаджиабдича, а в декабре из Лидса вернулся затосковавший по родному клубу Алан Кертис. Сам Тошак на поле уже почти не выходил, но в этом не было ни малейшей потребности. Проведя весь сезон среди претендентов на выход в элиту, Лебеди 2 мая 1981 года отправились в гости к Престону зная, что победа в последнем матче гарантирует им место в истории.
 
Для Престона этот матч тоже значил очень много – для некогда грозной команды на кону стояло выживание в Д2. Тошак, однако, не побоялся с первых минут сделать ставку на атаку. Он не включил в состав опорного полузащитника Джона Махони, капитана команды и своего двоюродного брата в придачу. Вместо этого менеджер выпустил еще одного нападающего – Джереми Чарльза. 
 
Стадион Дипдейл к середине первого тайма довольно гудел – гости благодаря голам Лейтона Джеймса и Томми Крейга выигрывали 2:0. Причина хорошего настроения домашней арены Престона объяснялась очень просто – больше половины зрителей, 10 000 из 19 000, прибыли на матч из Суонси. Но хозяева после перерыва сумели перехватить инициативу, на 78-й минуте они сократили счет, тут же создали еще один выгодный момент и… пропустили гол от того самого Джереми Чарльза. 3:1 в пользу Суонси и великий Билл Шенкли, специально приглашенный Тошаком на матч, объявил: "В апреле Джона назвали Менеджером месяца, но, по-моему, за то, чего он добился с Суонси – подняться за три года из четвертого дивизиона в первый, он достоин звания Менеджер века!"
 
Город встречал свою футбольную команду как героев. Сначала игроков провезли по улицам в автобусе с открытым верхом, а затем состоялся прием в городской ратуше. "Мы не собираемся отбывать номер в первом дивизионе", - пообещал тогда Джон Тошак.
 
О дебюте Лебедей в элите, о том, как команда Тошака лидировала к Пасхе, и как драматически завершился ее взлет – читайте во второй части.
 
Алексей Иванов, специально для Бей-беги