Начало
 
Дебютный сезон в элите Рейнджеры завершили на достойном 8-м месте. Игроки, выводившие команду из второго дивизиона, действительно оказались пригодны к новому уровню. Они действовали как команда, были едины во всем, но при этом обладали приличным уровнем мастерства. Венейблс и Маклинток входили в число лучших игроков Британии 1960-х, Паркс, Томас, Клемент и Боулз привлекались в сборную Англии, а Фрэнсис даже носил капитанскую повязку в главной команде страны, Манчини и Гивенс защищали цвета сборной Ирландии.
 
Следующий сезон, 1974/75, начался неважно. Терри Венейблс перебрался в Кристал Пэлас, где Мэлколм Эллисон предложил ему стать играющим тренером, а Терри Манчини в начале сезона поругался с Джимом Грегори. Когда глава клуба объявил, что сияющий лысиной защитник выставлен на трансфер, Манчини в конце следующего матча снял трусы перед ВИП-ложей, где восседал Грегори, и повертел голой задницей. «Я совсем забыл, что на этом матче присутствовали телекамеры MatchoftheDay. Меня дисквалифицировали на две недели, но наказание я отбывал уже как игрок другого клуба». Манчини продали в Арсенал, и тогда это уже рассматривалось как понижение, хотя урожденный Терри Сили, взявший итальянскую фамилию отчима, был уверен, что переходит в большой клуб…
 
В то же время из Челси прибыл еще один опытный защитник – Дэйв Уэбб, который безболезненно заменил Манчини в центре обороны. Проблема таилась на другой половине поля. Атака, в прошлом сезоне считавшаяся одной из самых грозных в дивизионе (больше Рейнджеров тогда забили только чемпионский Лидс и Ипсвич) вдруг стала сбоить. КПР сумел выиграть только один матч из первых десяти, и Гордон Джаго ушел в отставку.
 
«Я чувствовал, что после первого сезона в Д1 отношение Джима Грегори ко мне почему-то стало меняться. Он не разрешил мне возглавить на лето молодежную сборную Англии, что для меня стало бы огромной честью, на том основании, что команде следовало отправиться в турне на Ямайку. Но затем потребовал, чтобы я остался в Англии и занялся работой на трансферном рынке. Потом начались странные придирки по несущественным вопросам вроде третьего выбора формы, и мне это надоело», – вспоминал Джаго.
 
Так же неудачно начал сезон и географический сосед Рейнджеров, Челси. Пенсионеры пережили свой пик несколькими годами ранее, а теперь клуб в целом и команда в частности катились по наклонной. Дэйв Секстон, с именем которого были связаны победы Челси дома и в Европе, утратил контакт с командой, и потому расставание с ним было неизбежно. Оно должно было произойти даже раньше начала сезона, но ранее руководство клуба поддержало именно менеджера в его конфликте с лидерами команды Питером Осгудом и Аланом Хадсоном, продав игроков. А спустя полгода пришлось прощаться и с самим Секстоном.
 
Последние неудачи с Челси не сделали Дэйва Секстона плохим наставником. Джим Грегори прекрасно это понимал, потому не мешкал ни минуты, пригласив специалиста, выигрывавшего Кубок Англии и Кубок кубков. Смена обстановки определенно пошла на пользу Секстону, и его недавний подопечный в Челси Дэйв Уэбб знал это лучше, чем кто-либо еще: «Он не изменился ни капли, но работа с КПР взбодрила его, ведь это мне все его методы и принципы были знакомы, а для остальных ребят все было в новинку».
 
Удовольствие от работы было обоюдным, и Рейнджеры и сегодня охотно вспоминают те первые дни. Полузащитник Дон Мэссон, можно сказать, был абсолютным новичком, как и Секстон – он стал единственным, кого наставник пригласил на Лофтус Роуд, вступив в должность. «Дэйв был просто потрясающим тренером, – утверждает экс-игрок сборной Шотландии. – Уже тогда мы делали то, что сегодня называют современным. Наш уровень тренировок намного опережал время. Мы занимались с Роном Джонсом, спринтером из олимпийской сборной, над скоростью и физической подготовкой. Мы ели рыбу, когда все в Англии запихивались стейками. Секстон внимательно следил за всеми новинками в мировом футболе, он за свой счет регулярно ездил на матчи чемпионата Голландии, чтобы узнать что-то, что пригодилось бы нам».
 
«Дэйв самостоятельно дома монтировал видео – а тогда это было очень непросто, – чтобы потом демонстрировать нам разные аспекты игры: как правильно выполнять подачу, как вести единоборства, как исполнять удары издали», - вспоминает Дэйв Томас.
 
«Гордон был отличным парнем, но Дэйв имел куда больше футбольных знаний. Если Джаго являлся скорее менеджером, а чисто футбольные аспекты оставлял на откуп тренеру Бобби Кэмпбеллу и нашему ветерану Терри Венейблсу, то Секстон постоянно был рядом с нами на тренировочном поле. Дэйв часто летал в Голландию, у него были налажены контакты с гладбахской «Боруссией», - подтверждает Дон Гивенс. – Как форвард могу сказать, что Секстон был для меня находкой – мало кто умеет работать с нападающими, ведь научить разрушать гораздо проще, чем найти и донести созидательные ходы».
 
КПР завершил сезон на 11-м месте, однако матч с будущим чемпионом Дерби, выигранный с большим запасом (4:1), говорил о приличном потенциале. «Мы прогрессировали, но то, что случилось потом, конечно же, немного удивило даже нас самих, - признается Гивенс. – Хотя, если разобраться, именно тогда мы созрели для такого успеха – наша команда знала, как нужно  атаковать, однако в случае надобности никто не отлынивал и от обороны».
 
 

И снова изменения в составе были минимальные. Дэйв Секстон позвал к себе Джона Холлинза, одного из самых полезных, хоть и не всегда заметных полузащитников его 
Челси. Холлинз дебютировал в первом матче сезона, когда в гости к Рейнджерам приехал Ливерпуль – как оказалось впоследствии, их конкурент в борьбе за чемпионство. Джон не доиграл матч до конца из-за повреждения, однако даже без него команда одержала уверенную победу со счетом 2:0. Захватывающий проход Джерри Фрэнсиса с традиционными для той команды стеночками, красивейший удар Мика Лича в падении головой – понятно, что это был только первый матч сезона, но более эффектного заявления о себе трудно было представить.
 
 

Неделю спустя Куинз Парк Рейнджерс уничтожил Дерби, теперь уже действующего чемпиона, со счетом 5:1. Первое поражение команда Дэйва Секстона потерпела только в 11-м туре. «Мы хорошо освоили новый метод игры, который совмещал в себе принципы тотального футбола сборной Голландии и прессинг Арсенала, - вспоминает Фрэнк Маклинток. – В нашей команде было столько игроков с отличной техникой приема мяча и безукоризненным качеством передач, что я был уверен – стоит отдать мяч любому из них, и тот сумеет продолжить атаку, каким бы ни было давление. В Арсенале игра команды иногда бывала слишком предсказуемой, и хотя соперник знал, чего от нас ожидать, остановить нас ему не удавалось – мы были мощной, атлетичной командой. Но КПР был командой, что переигрывал соперника уровнем своего мастерства, и особенно в хорошую погоду на качественных полях мы в том сезоне были лучшей играющей командой Англии». Рон Аткинсон, будущий менеджер МЮ, а тогда еще наставник Кембридж Юнайтед, охотно это подтверждает: «Когда выпадала такая возможность, я в первую очередь спешил увидеть игру Рейнджеров».
 
Маклинток не зря сделал оговорку о качестве полей. Зимой, когда на тяжелых полях играть в том же комбинационном стиле было очень непросто, КПР стал буксовать. В декабре-январе команда Секстона потерпела четыре поражения и опустилась на 5-е место. Игроки сегодня честно признаются, что в тот момент они не думали о чемпионстве – команда поставила перед собой цель зацепиться за место в Кубке УЕФА, но после поражения от Вест Хэма в конце января началось что-то немыслимое. Обручи в 12-ти матчах одержали 11 побед и однажды сыграли вничью. За три тура до финиша КПР опережал Ливерпуль на одно очко. Понимая, что мерсисайдцы более искушены в чемпионских сражениях и даже выход в финал Кубка УЕФА не позволит им отвлечься, Рейнджеры собирались выиграть все три оставшихся матча – чтобы не надеяться на осечку конкурента.
 
Но уже первый матч из этих трех – на поле Норвича – был проигран. Этот поединок стал личным кошмаром для правого защитника сборной Англии Дэйва Клемента. Первый гол соперник забил после его неудачной скидки вратарю, второй – после рикошета от него. А третий мяч влетел в ворота Фила Паркса из явного офсайда. На последних минутах при счете 2:3 гости бросили все силы вперед, но после удара Фрэнсиса мяч угодил в перекладину. Ливерпуль в этот же день одержал победу над Сток Сити с удивительным счетом 5:3. Теперь уже команда Боба Пейсли вышла вперед на одно очко. В предпоследнем туре КПР дома обыграл 2:1, а Ливерпуль разобрался в гостях с Ман Сити – 3:0.
 
 

Спустя пять дней Куинз Парк Рейнджерс взял верх над Лидсом 2:0 и стал чемпионом. Но только на девять дней. Игроки Рейнджеров, ожидая, когда свой матч сыграет конкурент, отбыли в недельный отпуск в Израиль. Оказавшись возле Стены плача, Дэйв Секстон оставил записку, в содержании которой никто не сомневался.
 
На десятый день Ливерпуль играл в Вулверхэмптоне матч, перенесенный из-за первого финала Кубка УЕФА с Брюгге. Волки в случае победы и поражения Бирмингема от Шеффилд Юнайтед могли надеяться на спасение от вылета. Они выиграли первый тайм благодаря голу Стива Киндона. Рейнджеры уже разъехались кто куда, но каждый из них в тот день слушал радиотрансляцию с Молинью и отчаянно болел за Вулвз. На 76-й минуте Кевин Киган после скидки Джона Тошака сравнял счет. «Как всегда, это был Киган», - сокрушается Джон Холлинз. «Никогда не прощу этому крысенку!» - гневается Дон Мэссон. «Я понимал, что это неминуемо – ведь то был Ливерпуль! И все равно я был уничтожен», - признается Дэйв Томас. «А было бы хорошо, если бы чемпионами тогда стали именно мы… Но Ливерпуль уже тогда был исключительной командой», - разводит руками Дон Гивенс. «Я немало выиграл, но имею еще больший опыт поражений в финалах. Упущенное чемпионство с КПР – пожалуй, самый горький из них», - вздыхает Фрэнк Маклинток. На последних минутах Тошак и Рэй Кеннеди забили еще два гола в ворота Волков – 3:1, но это уже не имело значения.
 
 

В следующем сезоне Обручи в чемпионате выступили неудачно, заняв 14-е место. Зато дебют в Кубке УЕФА удался команде на славу. Обыграв западногерманский Кёльн (3:0, 1:4), они были в шаге от полуфинала после домашнего разгрома греческого АЕКа (3:0). Однако удивительным образом Рейнджеры умудрились растерять преимущество. «Перед серией пенальти, - вспоминает Джон Холлинз, - они поменяли вратаря, который отразил не то два, не то три наших удара». После этого Дэйв Секстон откликнулся на предложение МЮ, и команда потихоньку сдала. Фрэнсис маялся травмами, Томас, Уэбб, Мэссон и Гивенс сменили клубы, Маклинток завершил карьеру. «Все мы постарели», - очень просто объяснение падение Стэн Боулз. Но Дон Гивенс видит проблему гораздо глубже: «Мне кажется, что Джиму Грегори не хватало настоящих амбиций, прогресс команды не был для него приоритетом номер один. Шанс хотя бы закрепить успех сезона 1975/76 был упущен. Команда теряла лидеров, не получая качественной замены, и спустя полтора года все было кончено». В сезоне 1978/79 Рейнджеры заняли 20-е место и вылетели во второй дивизион. Хотя вскоре Обручи вернутся и даже дважды займут 5-е место, в том числе и в Премьер-лиге, они больше не будут так близки к чемпионству, как в те девять дней 1976 года…
 
Алексей Иванов, специально для Бей-беги

Использованы фото Getty Images