Вместо спортивного преступления (illecito) всего лишь спортивная нечестность (slealtà), что привело к уменьшению срока его дисквалификации до 21 месяца. Естественно, это вызвало цепную реакцию: защитников Партенопеи Каннаваро и Граву признали невиновными, а Наполи вернули отобранные два очка в таблицу. О том, что означает данный приговор для футбола и для правосудия, рассуждает обозреватель Gazzetta dello Sport Руджиеро Паломбо.
 

Это эпохальный приговор. Объективная ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя, почитавшаяся краеугольным камнем спортивного правосудия в Италии, отныне никогда не будет такой как прежде. Теперь будет четкое разделение: до и после дела Наполи и Маттео Джанелло. Чемпионату произошедшее пойдет только на пользу, хотя у руководства и болельщиков Ювентуса могут быть определенные возражения, с учетом древних и относительно недавних историй, в которых решения применялись согласно иным принципам. У представителей Лацио возражений куда меньше: хотя возвращение двух очков Наполи отбирает у них чистое второе место, теперь они могут спокойно ожидать решения по делу Стефано Маури, которое, при отсутствии новых фактов, вероятно, будет сдано в архив.
 

Чемпионату произошедшее только на пользу, потому что соперники вновь оказываются в равных условиях – с заработанными на поле очками – и на нынешнее турнирное положение не влияют истории, связанные с матчами трехлетней давности, как например, Сампдория – Наполи сезона 2009/10. Это, а также отвоеванная за несколько недель невиновность Каннаваро и Гравы, которые – что доказано – не согласились на преступное предложение Джанелло, являются позитивным последствием решения Суда федерального правосудия при Федерации футбола Италии, а также позволяет избежать (и это, наверное, не случайность) дальнейшего рассмотрения дела в Национальном спортивном арбитражном суде при Национальном олимпийском комитете. Что касается негативных последствий или, если вам кажется, что данное слово не совсем подходит, назовем их "менее позитивными", то среди них – все остальное.
 

Во-первых, решение явно политическое. Несмотря на заявления некоторых авторитетных членов Национального федерального суда, здесь речь не о том, что провести "вивисекцию" заявлений Джанелло с целью выявить в них противоречия и, следовательно, признать их ненадежными. Существует отличный протокол в Прокуратуре Неаполя, благодаря которому все становится очевидным: он датирован 15 июня 2011 года и в нем говорится о многочисленных недомолвках Джанелло и, прежде всего, о прослушивании его разговоров. Именно из-за них и только из-за них Джанелло поневоле вынужден был сделать некоторые признания. Согласно принципам спортивного правосудия прошлого (именно так, например, выносили приговоры во время скандалов Тотонеро и Тотонеро-2 – прим. Я.Д.), мы имеем дело с ярким примером пойманного с поличным футболиста, который совершил попытку правонарушения с целью произведения ставок. Что тогда? Мысль, которая бродила по судовым залам и кабинетам НОК еще до новогодних праздников, состоит в том, что с вовлечением Наполи (и потенциально Лацио Лотито), решение проблемы объективной ответственности, согласно которой клубы признавались виновными, если у них в составе находилась всего лишь одна паршивая овца, нельзя было откладывать на будущее. Ее нужно было каким-то – любым – образом решать, что и было сделано.
 

Во-вторых, отмирает процедура соглашения (между обвинением и обвиняемым о признании вины последнего в обмен на смягчение наказания, в целях ускорения уголовного процесса). И сам скандал Скоммессополи развивается не лучшим образом. Сампдория и Торино, находясь в примерно одинаковой ситуации, прошлым летом согласились получить по одному очку штрафа вместо двух предполагаемых, в то время как Наполи выбрал другую стратегию. Которая, как мы теперь знаем, оказалась выигрышной (надо признать, что адвокаты постарались на славу, как и президент Де Лаурентис, выбравший их). А вот Сампдория и Торино отобранное очко уже никогда не получат назад. Что не есть справедливо.
 

В-третьих, спортивное правосудие выходит из-под контроля. О том, что многое нуждается в доработке, и в самом кодексе, и, вероятно, в процедуре назначения тех, кто будет вести следствие и выносить приговор, было известно давно. Сейчас, наблюдая за новыми и новыми приговорами, мы видим все более противоречивые и менее понятные решения. Так, Национальный спортивный арбитражный суд при НОК Италии комитете распинает Суд федерального правосудия при ФФИ в случае с Карло Джервазони (не приняв апелляцию по поводу 5-летней дисквалификации – прим. Я.Д.) и Альберто Фонтаной (отменив дисквалификацию на 3 с половиной года – прим. Я.Д.), а тот как будто в отместку отменяет их решение по делу Джанелло. И все, несомненно, происходит во имя еще более справедливого правосудия. А недавно переизбранный президент Федерации футбола Абете соглашается со всем и со всеми, начиная с прокурора Стефано Палацци, который теперь не смеет даже, как раньше, высказывать свои требования по срокам наказания. До сих пор говорилось о том, все будет пересмотрено, но только после завершения Скоммессополи.
 

Учитывая, в какой тупик зашла ситуация сейчас, нужно, очень нужно поскорее взяться за дело, чтобы создать заслуживающую доверия систему спортивного правосудия, перед которой, как говорили раньше, "все были бы равны".
 

Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Calcio dello Stivale