Сезон 1963/64 навсегда вошел в историю итальянского футбола. И не только потому, что по его итогам чемпионское звание разыграли в «золотом матче» (что случилось в первый и последний раз). Болонья выиграла у нового клубного чемпиона Европы спустя четыре дня после смерти своего президента Ренато Даль`Ара. Тот чемпионат был уникален и необычайно интересен целой чередой незаурядных и загадочных событий, речь о которых и пойдет ниже.

В 1961 году на тренерский мостик россо-блу пришел новый тренер. Он был римлянином, и большую часть своей игровой карьеры провел в Лацио, Интере и Роме. Кроме того, он мог похвастаться выступлениями в национальной сборной, в составе которой стал бронзовым призером Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме. После окончания карьеры он получил диплом в области политологии, но вскоре начал тренерскую карьеру. О его успехах может говорить тот факт, что именно его Фиорентине в 1956 году  удалось прервать гегемонию футбольной «оси» Турин – Милан (стоит заметить, это было первое скудетто Фиалок).  Имя этого тренера – Фулвио Бернардини, которого тиффози называли Доктором или Профессором.

Доктор Бернардини был поклонником ярко выраженного атакующего футбола. В Фиорентине он пользовался довольно смелой вариацией традиционной тактики WM (дубль-вэ-эм или 3-2-5).

Президент Болоньи Ренато Даль'Ара был полной противоположностью новому тренеру. Он был простого происхождения, самоучкой,  не отличался высокой культурой или изысканностью манер. Даль’Ара был поклонником защитного футбола без изощрений, его ориентирами были Джузеппе Виани и Нерео Рокко, отцы-основатели катеначчо. Но он был настоящим  покровителем клуба, вторым отцом для своих игроков. Команда, доставшаяся Бернардини, была хорошо укомплектована и имела в своем распоряжении высококлассных игроков. Но для борьбы за скудетто необходимо было усиление некоторых позиций, и Фулвио не стал долго ждать. Костяк команды составили уже имеющиеся в составе Паскутти, Тумбурус, Фольи, Павинато, Перани, и молодой Булгарелли, подходили к основному составу Ренна и Капра.

Первыми новичками стали хорошо знакомые Бернардини по совместной работе в Лацио либеро Франческо Янич и полузащитник Бруно Францини. Оба отлично вписались в команду. Кроме того бывший игрок Болоньи, датчанин Аксель Пилмарк, поддерживавший связь со своим клубом сообщил о засветившемся на Олимпийских играх в Риме 1960 года молодом нападающем. Подобно всем скандинавским футболистам, он был любителем и не смог устоять перед  выгодным предложением Болоньи. Тем юношей был Харальд Нильсен. Уже позже он стал грозным бомбардиром, главной ударной силой эмильянской команды.

Атака Болоньи впечатляла, даже не смотря на некоторые проблемы  с адаптацией у 21-летнего Нильсена. В своем первом сезоне он провел восемь мячей в 16-ти играх, но тренер отдавал преимущество опытному бразильцу Винисио, который хоть и был прирожденным бойцом и выполнял много работы на поле, но все же зачастую грешил неточностью в завершающей стадии атаки.

Команда играла зрелищно, однако даже высокая результативность со средними коллективами нивелировалась сокрушительными фиаско от лидеров. Можно только  предполагать, с какой ностальгией Ренато Даль`Ара вспоминал о катеначчо Нерео Рокко.

Но Фулвио Бернардини по-философски относился к обрушившейся критике в свой адрес: «Сначала нужно научиться играть в футбол, а уже потом думать о титулах». Он был убежден, что, прежде всего, должен передать игрокам свое видение игры, наладить их действия, как индивидуальные, так и командные. А в долгосрочной перспективе эта работа все равно принесет плоды, что он уже доказал во Флоренции. Тосканская команда выиграла титул, проделав колоссальную работу. Для достижения результата нужны великие игроки, но не менее важную роль отыграл тренер, умеющий ими распоряжаться.

Президент, привыкший к неформальному общению со своими подчиненными, был в гневе. Он упрекал тренера, что тот никогда не заходил к нему в офис, не говорил, кто будет играть в следующем матче, и никогда не ставил вместе Нильсена и Винисио. Но Бернардини был непоколебим, парируя все нападки   Даль`Ара, и напрочь отказывался ставить двух центрфорвардов вместе.

Лучшим бомбардиром команды стал Паскутти, на счету которого было 11 голов. Он заслужил уважение тиффози, ранее критиковавших его за неловкость и нехватку техники.

В первый сезон с Бернардини команда финишировала четвертой. Прогресс в ее игре был на лицо, и будущее россо-блу казалось многообещающим. Однако настоящая любовь болельщиков пришла к команде лишь в следующем сезоне.

Новым и наверное самым удачным приобретением Болоньи  стал Хельмут Халлер, лидер немецкой сборной. Игрок Аугсбурга совмещал тренировки со своей профессией – водителя грузовика.  Но Даль`Ара приложил максимум усилий, чтобы заполучить  белокурого немца в свою команду. Даже несмотря на проблемы со здоровьем, он лично отправился в Германию, дабы убедить  Халлера подписать контракт.


Возвращаясь после успешных переговоров в Италию, машину Ренато занесло в канаву. Ни капли не испугавшись, бодрый старик выскочил из салона, размахивая контрактом: «Неважно, что произошел этот инцидент, ведь главное то, что у меня есть бумаги с подписями!»

Халлер был как раз тем игроком, которого не хватало Болонье в центре поля. Рядом с ним должны  были располагаться Булгарелли, Фольи и Перани. Это создавало дополнительные возможности для маневра. Немец был чистой «десяткой», одним из лучших плеймейкеров своего времени. Его ставили в ряд с великими Марадоной, Пеле, Платини и Риверой. Не мог нахвастаться своим новым приобретением и Даль’Ара. Сравнивая его с игроком Наполи Омаром Сивори, Даль`Ара в присущей себе манере сказал: «Халлер стоит троих Сивори, поскольку Сивори левша, а Халлер играет двумя ногами. Ну и к тому же, у нас есть такой президент, как я!»

В сезоне 1962/63 в полной мере раскрылся Нильсен, который в конце–концов выиграл конкуренцию за место в составе у Винисио, проявив себя грозным бомбардиром; замечательно действовал Халлер, который вел игру команды, часто при этом забивая голы.

Другой бомбардир Эцио Паскутти продолжал удивлять публику, несмотря на свою жесткую и не всегда дисциплинированную манеру игры, много забивая в ворота соперников. Его визитной карточкой стали мячи, забитые в падении головой. Он установил рекорд: забив в 10-ти первых турах 12 голов, отличаясь при этом в каждой встрече (все мячи были забиты с игры).

«Мозгом» команды был Булгарелли, один из немногих игроков Скуадры Адзурры, сохранивших лицо на мундиале в Чили в 1962 году. Помогал ему в центре поля неутомимый Фольи.

Команда действительно демонстрировала прекрасный футбол. Забегая наперед, можно сказать, что он был даже более привлекательным, чем в  следующем сезоне, который принес россо-блу скудетто.

В 5-м туре Болонья встречалась с Моденой и победила 7:1 (хет-триками отличились Паскутти и Нильсен, еще один гол на счету Булгарелли). Не скрывавший своей радости Бернардини, произнес легендарные слова: «Cosi si gioca solo in Paradiso!» («Так играют только в раю!»).

Но история повторилась и в этом сезоне: Болонья одерживала крупные и убедительные победы над середнячками, но уступала грандам. Играли эмильянцы зрелищно, но для победы в чемпионате нужно было навести порядок в обороне. Слабым звеном в команде был вратарь Сантарелли, порой действовавший просто невнимательно.

Болонья снова стала четвертой (после Интера, Ювентуса и Милана). У команды была лучшая атака чемпионата, однако защита пропустила 39 мячей (девятая в лиге), на 19 больше, чем Интер. Лучшим бомбардиром Серии А стал Харальд Нильсен, который как и романисти Манфредини забил 19 мячей.

Усилить последний рубеж команды был призван вратарь Мантовы и национальной сборной Италии Вильям Негри.

Начало следующего сезона принесло небольшое разочарование болельщикам Болоньи. В двух первых турах команда не смогла одержать победы над Дженоа и Торино.  Некоторые уже стали сожалеть о зрелищном футболе прошлых лет. Но Доктор Бернардини был уверен в правильности своих действий и в том, что результаты обязательно придут. И вправду, затем Болонья добыла три победы. А на очереди был один из конкурентов в борьбе за скудетто - Милан.  Эмильянцы вели в счете 2:0, но очевидно задрожали перед грозным соперником и позволили тому вырвать ничью в самой концовке встречи.  Еще большим разочарованием было то, что «решающий» гол  на 90-й минуте забил Бруно Капра в свои ворота.

После этого последовало фиаско в Генуе в матче с Сампдорией (0:2) и нулевая ничья со СПАЛом.  Но вопреки всему, команда не «поплыла», и в этом огромная заслуга Фулвио Бернардини. В 10-м туре Болонье предстояла очная встреча с Интером на Сан-Сиро. Тренеру удалось настроить  своих игроков, и те не оставили шансов нерадзурри, четко и надежно сыграв в обороне. Уверенно действовал и вратарь Негри, и это позволило россо-блу отстоять ничью 0:0.

А далее последовала фантастическая серия из десяти побед кряду (с 24ноября по 2 февраля россо-блу разбили Виченцу, Бари, Катанью, Мантову, Ювентус, Мессину, Лацио, Рому,  Дженоа и в конце концов Торино)ю Тем самым они повторили рекорд  Ювентуса сезона 1931/32 и Милана сезона 1950/51.

Болонья дала урок футбола всей Италии. И по окончанию первого круга она вместе с Миланом возглавляла турнирную таблицу, а великий Интер Эленио Эрреры отставал на два очка.

Казалось бы теперь Ренато Даль`Ара может быть доволен – красивый футбол в исполнении его команды приносил необходимый результат. Все уже поверили в повторение триумфа 23-летней давности и седьмое скудетто для Болоньи. В подтверждение своей готовности завоевать титул, первого марта Болонья обыгрывает Милан на Сан-Сиро со счетом 2:1, и, будучи единоличным лидером, на два очка опережает Интер, а на три - Милан.

Но видимо, такое положение дел не все было по душе… И разразился скандал.

(окончание следует)

Андрей Костюченко, специально для Calcio dello Stivale