Четвертого марта Федеркальчо огласила, что по результатам допинг-тестов, проведенных после матча  Болонья - Торино (2 февраля 1964 года) сразу у пяти игроков эмильянского клуба обнаружены в крови  запрещенные препараты. Обвиняемыми были Павинато, Фольи, Тумбурус, Перани и Паскутти.

Можно представить эффект, который произвело это известие на город, живший уже в предвкушении триумфа. В Болонье начались митинги, демонстрации протеста. Эмильянцев поддерживала большая часть Италии, кроме, разумеется, миланцев.

Ренато Даль`Ара залился слезами, когда журналисты сообщили ему эту новость. У него было больное сердце и каждое маленькое волнение могло стать роковым. Единственным возможным выходом из ситуации стал  запрос повторных анализов. Правилами действительно предусмотрено, что во время взятия проб, они были разделены на два флакона, чтобы обеспечить возможность повторной проверки.

Спустя три дня дело получило новый  оборот: 7 марта  три болонских адвоката (Кальи, Габеллини и Леан) обращаются в суд общей юрисдикции.  Через сутки болонский прокурор Бонфильо дает согласие на изъятие пробирок у органов  спортивного правосудия для проведения повторных анализов. Эту задачу возложили на сержанта карабинерии  Карпиначчи. Однако врачи утверждали, что  транспортировать анализы из Коверчано невозможно, поскольку их показатели могут ухудшиться, что сделает невозможным проведение повторного анализа. К счастью, остались другие пробы, которые находились в Центре судебной медицины в Кашине. Там действительно обнаружили наличие запрещенных препаратов.

К удивлению оказалось, что пробирки с анализами не были герметично закрыты, на холодильнике не было замка, а кроме всего прочего, в том же холодильнике находились и пробирки с амфетаминами. Результат исследования нельзя считать надежным, поскольку очевидно, что кто-то мог подделать анализы. А обнаруженный объем стимуляторов был смертельным для лошади, не говоря уже о человеке. Таким образом, не осталось другого выхода, как обратиться к анализу пробирок из Коверчано.

Тут всех ожидал еще один сюрприз: на этот раз карабинеры находят герметично запечатанные флаконы в холодильнике с двойным замком, но в них не находят следов амфетаминов. История становиться все более запутанной...

Между тем, Болонью лишили трех очков (аннулирован результат матча против Торино и снят еще один пункт), Бернардини дисквалифицируют на полтора года. Также дисквалификацию получил и врач команды доктор Поджали. Игроки были оправданы,  потому что принимали запрещенные препараты без своего ведома.

Фулвио Бернардини, услышав приговор, заявил: "Это невозможно, это не может быть правдой. У меня ощущение, будто я упал с небоскреба. У меня нет сил, чтобы бороться. Я иду домой и буду отдыхать. Думаю, Болонья будет защищать себя. Но я ничего не могу поделать".

Даже тренер Торино, говоря о том злосчастном матче, который закончился со счетом 4:1 в пользу Болоньи,  утверждал: "Соперник победил нас не благодаря стимуляторам, а благодаря суперигрокам".

Двадцать второго марта в матче против Ромы на Стадио Олимпико Фулвио Беранрдини руководил действиями своей команды, общаясь с асситсентом Червелатти при помощи рации.  Когда это выяснилось, разгорелся еще один скандал. Следует заметить, что тиффози джало-росси были солидарны с болельщиками Болоньи.

Двадцать девятого марта, на Пасху, в Болонью пожаловал Интер. Были серьезные опасения по поводу вероятных беспорядков. Известный журналист Энцо Бьяджи писал, что такой напряженной обстановки не было с момента объявления капитуляции Италии во Второй мировой войне 8 сентября 1943 года. В прессе уже появились сообщения о грядущей "Кровавой Пасхе". В матче  Интер заслуженно победил со счетом 2:1 и, к счастью, серьезных инцидентов не произошло.

Чемпионат продолжался, и теперь Болонья отставала от Интера в борьбе за скудетто. Но 4 мая, за три тура до окончания первенства,  пришло решение суда общей юрисдикции. В нем сообщалось, что "обнаружено полное отсутствие допинговых веществ в моче, хранящейся в Центре Коверчано".

Ситуация необычная - с одной стороны решение спортивных органов, с другой - судов общей юрисдикции.  В борьбе за скудетто оставалось сыграть три тура. 10 мая должен  был состояться  очередной тур чемпионата,  но Федеркальчо отложила его до принятия окончательного решения. А 16 мая огласили  долгожданное для Болоньи решение о снятии всех обвинений. Причина:  "отсутствие доказательств принятия игроками запрещенных препаратов". Болонье вернули три очка ,  и они сравнялись с Интером.

Конечно, в этом деле еще очень много тайн. И на многие вопросы до сих пор нет ответов. Не внесло окончательной ясности даже решение суда во Флоренции (13 марта 1966 года). Если пробирки были похищены, то кто за этим стоял? "Пять флаконов были не запечатаны, находились в незакрытом холодильнике в Кашине, в помещении, где проводились ремонтные работы, место не охранялось, и доступ можно было получить с легкостью, потому что двери были открыты", - говорилось в вердикте.

Доктор Болоньи Далмастри говорил, что подделку пробирок мог организовать Джипо Виани, тренер Милана. Но это обвинение звучит странно, поскольку не ясны мотивы такого поступка. Племянник Ренато Даль'Ара, Аугусто вспоминал, что "в январе 1964 года трое мужчин предлагали президенту Болоньи большие деньги за некий заговор против Интера, однако тот отказался и через месяц вспыхнул скандал с допингом".

В этой  истории можно было бы ставить три точки, если бы не любопытное интервью Джакомо Булгарелли, которое он дал в 1998 году Gazzeta Dello Sport: "Мне всегда давали микорен. Они говорили, что он был необходим для дыхания. Я и мои партнеры принимали его. Но когда этот препарат запретили, мы прекратили прием"...

Но вернемся к делам чемпионата.  После того как команде Бернардини возвратили три очка, она сравнялась с Интером. В последних трех турах ситуация не изменилась, поскольку обе команды добыли по пять очков.
 
Двадцать седьмого мая в Вене Интер завоевал Кубок чемпионов, обыграв со счетом 3:1 мадридский Реал Пушкаша и Ди Стефано (дважды отличился Маццола и один гол на счету Милани). Но на этом футбольный сезон не закончился. Италию ждал "золотой матч" за скудетто! Нерадзурри просили перенести поединок на более поздний срок, но Федеркальчо постановила играть матч в следующее за последним туром чемпионата воскресенье в Риме.

Бернардини готовил свою команду к матчу в Фреджене, чтобы игроки могли адаптироваться к знойной погоде. Интер же напротив тренировался в условиях свежего Аппьано-Жентиле.

Но несчастную Болонью настигло еще одно горе. В среду, 3 июня, в 17:30 на собрании Лиги в Милане Ренато Даль`Ара скоропостижно скончался от инфаркта. В это время он обсуждал с Анджело Моратти и президентом Федерации Перлаской детали предстоящей игры... Были слухи о споре между ними,  однако они не нашли подтверждения.

Джанни Брера из  La Gazzetta предложил разделить скудетто на двоих, Витторио Поццо из La Stampa  придерживается того же мнения.  Но это было невозможно.

В Рим отправились сорок тысяч болельщиков Интера и Болоньи, каждый из которых потратил в среднем 25 миллионов лир. Поэтому  матч назвали "плей-офф на миллиард". Только RAI не проявил интерес к событию: игра должна была начаться в 17:00, но телекомпания не собиралась транслировать матч в прямом эфире, как и год назад финал Кубка Чемпионов Бенфика - Милан. Матч показали в рамках спортивной хроники (cronaca registrata di un avvenimento agonistico) в 22:25. Во время же самой игры  канал будет показывать детский мультисериал Yogi  а затем телесериал Lassie… 

У тренера Болоньи возникли проблемы в подготовке к решающей игре в связи с травмой  Паскутти. Слева  вместо стандартно его заменявшего Ренны тренер решил поставить Капру, чтобы тот остановил Корсо.

В самом же матче Интер выглядел заметно уставшим. Возможно, сказалась и римская жара, к которой миланцы не успели привыкнуть. Болонье удалось отличиться лишь по истечению получаса во втором тайме, когда после розыгрыша штрафного Булгарелли и Фольи мяч, срикошетив от Факетти, оказался  в сетке. Болонья отошла назад, оставив впереди одного Нильсена. И это сработало: за шесть минут до финального свистка Нильсен снова-таки с передачи Фольи забил второй мяч. Как вспоминал Джакомо Булгарелли: "После финального свистка арбитра Ло Белло у меня было странное ощущение. Мы стали чемпионами Италии, но я  мог поверить в это!".

Команда выиграла чемпионат вполне заслуженно, продемонстрировав не только качественный и эффективный футбол, но и несгибаемый характер, психологическую устойчивость.

Болонья в седьмой и пока что в последний раз выиграла Скудетто. Помимо этого, она установила еще несколько рекордов. В сезоне россо-блу пропустили лишь 18 мячей в 35-ти играх (превзойти этот показатель смог лишь Милан в 1994 году). Кроме того, лучшим бомбардиром Серии А стал Харальд Нильсен, на счету которого был 21 мяч.

Конечно же, это была общая победа команды, тренера, всего города и так и не дождавшегося  этого триумфа президента Даль`Ара.  Как писали потом газеты "Lui ha visto ed e stato felice!" ("Он видел и был счастлив!")

Болонья - Интер 2:0
Голы: Факетти, 75, автогол, Нильсен, 83

Рим, 7 июня 1964 года
Арбитр: Ло Белло

Болонья: Негри, Фурланис, Павинато, Тумбурус, Янич, Фольи, Перани, Булгарелли, Нильсен, Халлер, Капра

Интер: Сарти, Бурньич, Факетти, Таньин, Гуарнери, Пикки, Жаир, Маццола, Милани, Суарес, Корсо

Андрей Костюченко, специально для Calcio dello Stivale

При подготовке материала использованы фото google.com.ua