В 1986 году Лучано Мадзуккато, владелец большинства акций клуба Венеция, продал свою долю дельцу из Фриули, который сколотил состояние, основав компанию супермаркетов. Венеция прозябала в Серии С2 и находилась на грани банкротства, потому новый президент тут же приобрел еще один местный клуб – Местре. Новообразованное футбольное общество, по сути, поглотило Местре, к вящему неудовольствию тифозерии самобытного коллектива, и было зарегистрировано как Associazione Calcio Venezia 1907.

В 1991 году под руководством молодого перспективного алленаторе Альберто Дзаккерони Венеция впервые за 24 года выбралась в Серию В. Дзак у руля команды не задержался, и началось... Рино Маркези, Пьетро Марозо, Джанпьеро Вентура, Джиджи Майфреди, Габриэле Джеротто, Джанни Росси, Джузеппе Маркьоро, Джанфранко Белотто, Франко Фонтана, Вальтер Де Векки… Десять тренеров сменил президент за пять лет в поисках оптимального варианта. Команда не боролась за выживание, но и до выхода в элиту было далековато, а амбициозный патрон требовал именно появления команды в числе сильнейших коллективов Апеннин. И головы наставников летели одна за другой, достаточно было допустить малейшую оплошность, и пощады не было никому. Если кто не догадался, звали этого босса Маурицио Дзампарини, и подобное отношение к тренерам со временем стало одной из фирменных фишек эксцентричного функционера - mangiallenatori ("тренероед", если хотите), так Дзампа окрестили итальянские журналисты.

Очередным наставником Венеции стал Вальтер Новеллино, он принял команду в 1997-м. Тренерский послужной список нового алленаторе не впечатлял - Перуджа, Гуальдо, снова Перуджа, Равенна. А вот тот факт, что в 1970-х он брал скудетто в составе легендарного Милана и даже пару раз вызывался в сборную Италии говорил об одном - парень попал в кальчо неслучайно. Новеллино стал одним из немногих, кому удалось спастись от "зубов" ненасытного Дзампарини. 64 очка, второе место вслед за Салернитаной и путевка в Серию А впервые за 31 год. Героем сезона стал Стефан Швох, 29-летний нападающий, с которым тренер работал еще в Равенне. Этот "типичный" итальянец наклепал соперникам Венеции 17 голов, став лучшим снайпером команды. Естественно, в элите, как и большинство из партнеров, он никогда до этого не играл.

Понятное дело, накануне старта в высшем дивизионе команде необходимо было усиление. Спортивный директором в клубе трудился тогда еще малоизвестный Джузеппе Маротта (теперь знакомый персонаж, да?), на плечи которого и легла ответственность за, возможно, самую важную трансферную кампанию в новой истории клуба. Беппе старался, как мог, правда, заполучить ему удалось игроков довольно средних. Из Пьяченцы пришел правый полузащитник Фабьян Вальтолина, из Падовы атакующий хав Ивоне Де Франчески, у Бари взяли перспективного Серджо Вольпи, а на правый фланг защиты у Болоньи приобрели Даниэле Карнашьяли, известного по выступлениям за Фиорентину. Не обошлось и без легионеров: нигериец Зейгбо из Легии, ганский форвард Ахинфул из Грассхоппера, бразильцы Тасио, Фабио Билика и Тута, персонажи абсолютно неизвестные и не наталкивающие на мысли о том, что сезон для Венеции не завершится катастрофой. Впрочем, Маротта все же сумел преподнести тифозерии изысканный подарок, взяв у Милана 29-летнего вратаря Массимо Таиби и 27-летнего форварда Филиппо Маньеро, который пару сезонов назад здорово проявил себя в Вероне.  Не звезды, но все же игроки уровнем повыше среднего командного.

Старт венецианцев в чемпионате никого не удивил. После пяти матчей подопечные Новеллино набрали всего одно очко, сыграв в нулевую ничью с Пармой Альберто Малезани и уступив Бари, Роме, Милану и Перудже. Первый гол нероверди забили в шестом туре. Стефан Швох огорчил вратаря Удинезе Луиджи Турчи, а матч завершился со счетом 1:1.  Далее снова были неудачи (с Болоньей и Фиорентиной), пока 15-го ноября на стадион имени Пьерлуиджи Пенцо не приехали гости из столицы - Лацио.

Фернандо Коуту, Сержиу Консейсау, Роберто Манчини, Марсело Салас - именно игроков бьянко-челести тогда были известны на всю Европу, а в мае 1999-го римляне подтвердили свои амбиции, завоевав Кубок обладателей Кубков. Но старт сезона у Лацио не заладился, чем с блеском воспользовалась команда Новеллино. Уже на пятой минуте бразилец Тута, дебютировавший за Венецию, вывел хозяев вперед, а под занавес первого тайма преимущество нероверди удвоил Франческо Педоне. Счет 2:0 держался до финального свистка. Несмотря на то, что в девяти матчах подопечные Новеллино взяли всего пять очков, они доказали, что не намерены без боя отдавать кровью и потом завоеванное место среди сильнейших.

Видел перспективы и Дзампарини, ведь в противном случае Новеллино был бы давно уволен. Следующей победы пришлось ждать почти месяц, но три очка все же пополнили копилку Венеции. В Кальяри команда выиграла, даже не забив, единственный гол в свои ворота провел защитник сардинийцев Франческо Дзанончелли. Первый выездной успех стал последним для команды в первом круге и в 1998 году, который команда завершила на 17-м месте. А потом наступил праздник - как и положено, с волшебством.

Новогодним подарком для тифозерии Венеции стала договоренность между боссами нероверди и миланского Интера. Из стана нерадзурри под крыло Дзампарини, Маротты и компании перебирался молодой уругвайский полузащитник Альваро Рекоба. 23-летний южноамериканец по прозвищу El Chino прибыл на Апеннины в 1997-м, но рассчитывать на твердое место в составе Интера не мог по причине сумасшедшей конкуренции - Баджо, Джоркаефф, не менее перспективный Пирло. За полтора сезона Альваро появился на поле всего девять раз, тем не менее, запомнился болельщикам и специалистам - прежде всего, великолепным голом в ворота Эмполи с центра поля. Чтобы заполучить Рекобу боссы Венеции даже пожертвовали Швохом. Стефана поблагодарили за то, что помог команде выйти в Серию А, и отправили восвояси, то есть в Наполи, которому элита тогда и не снилась.

Рекоба дебютировал за Венецию 17 января в матче с Ювентусом, а за 10 дней до этого нероверди сразились на Джузеппе Меацца с Интером. Хет-трик Ивана Саморано, дубль Роналдо, гол Роберто Баджо - на это гости ответили двумя точными ударами Пиппо Маньеро. Результат мало чем примечательный, но очень интересный для поклонников украинского футбола, ведь руководил нерадзурри ни кто иной, как домнул Мирча Луческу.

Матч с Юве завершился боевой ничьей 1:1 (на гол Падоне ответил Фонсека), затем дома команда Новеллино обыграла Эмполи 3:2. Тот матч вошел в историю великолепным голом Маньеро пяткой после подачи Рекобы.



В следующем туре Венеция одолела Бари - 2:1. Впервые венецианцам удалось победить в двух матчах кряду, но это событие оказалось в тени скандала, который разгорелся после финального свистка поединка с Петухами.

Нероверди вышли вперед на 8-й минуте благодаря голу Маньеро, на 51-й Диего Де Ашентис восстановил равновесие. 90-я минута - вышедший на замену вместо Рекобы бразилец Тута забивает и приносит хозяевам три очка, но что происходит? Нападающий не радуется, его не поздравляют партнеры, устало бредущие в раздевалку, зато игроки Бари просто вне себя от ярости  - в туннеле дело едва не доходит до драки.  Венеция наконец-то покидает зону вылета, но газетчиков волнует другое. Тута рассказал СМИ, что, когда он выходил на поле, Филиппо Маньеро сказал ему не забивать! Впрочем, футбольные власти закрыли глаза на инцидент, и расследования не последовало, а у Маньеро есть своя версия произошедшего:

"Тута заменил Рекобу, и я сказал ему - не нервничай, счет 1:1 нас устраивает, это хороший результат. Я хотел, чтобы он отходил назад, помогал мне бороться за мяч, потому что я очень устал. Рисковать не стоило. Видимо, он не понял моих слов, ведь не слишком хорошо владел итальянским - просто улыбнулся в ответ. Вполне вероятно, что игроки Бари, которые находились рядом, тоже неправильно восприняли мою фразу и решили, что ничья будет выгодна обеим командам.

То, что Тута не праздновал - чепуха. Что касается остальных игроков нашей команды, то не все попросту поняли, что мяч попал в сетку. Например, Марангон схватился за голову, так как думал, что бразилец промахнулся. К тому же достаточно посмотреть, как мы играли в последние минуты, чтобы понять - нам нужна была победа. Да и президент обещал нам за три очка солидные премиальные".

Темная история, что тут скажешь. Но как бы там ни было, именно матчи с Эмполи и Бари стали для Венеции отправной точкой к тому, о чем на старте сезона даже и не мечтали. Матч с Пармой - первым забивает Дино Баджо, Маньеро делает дубль, и лишь гол Энрико Кьезы на последних минутах спасает Крестоносцев от поражения. Дальше - больше. На Пенцо нероверди принимают Рому Зденека Земана и побеждают со счетом 3:1, причем Рекоба отличается уже на первой минуте! Поражение от Милана кажется досадной ошибкой - биты Перуджа, Удинезе, и Венеция на шесть пунктов отрывается от зоны вылета.
 
В лице Рекобы и Маньеро Вальтеру Новеллино удалось найти идеальную линию нападения для своей команды. Быстрый юркий уругваец, блестящий технарь с прекрасно поставленным дальним ударом, к тому же великолепно исполняющий стандарты и зачастую выступающий в роли ассистента, ярко выделялся на фоне партнеров - десяти простых работяг, далеких от премудростей футбола. Карнашьяли, Паван, Луппи, Дель Канто, Де Франчески, Якини (недавно уволенный тренер Брешии, к слову), Вольпи, Педоне - их не ждали на футбольном Олимпе, но с появлением в команде Рекобы они поверили в свои силы и поняли, что у них есть всего один шанс войти в историю не только Венеции, но и Серии А. Что касается Пиппо Маньеро, то он принадлежал к когорте многочисленных итальянских капоканноньере, которые при определенном стечении обстоятельств могли бы добиться куда большего, но так и остались «локальными» героями.

Фиорентина Джованни Трапаттони, в составе которой были Ческо Тольдо, Руи Кошта, Габриэль Батистута, боролась за чемпионский титул, и для Фиалок каждый матч мог стать решающим - оступаться было нельзя. Об этом было известно всем, но не нероверди. 4:1 - с таким счетом завершился поединок 25 марта, а Альваро Рекоба трижды расписался в воротах будущего героя чемпионата Европы 2000 года. Весна в Венеции превратилась в непрекращающийся праздник - счастливее тифозерии команды Новеллино в Италии не было.

За тур до финиша, обыграв Интер 3:1 (Луческу к тому времени уже заменил у руля команды Рой Ходжсон), Венеция обеспечила себе выживание и, несмотря на поражение в последнем матче от Юве, финишировала на фантастическом 11-м месте. Нерадзурри оказались впереди всего на четыре очка, а Массимо Моратти не раз пожалел, что отдал нероверди Рекобу. Альваро за второй круг наколотил 11 мячей, всего одного точно удара не хватило уругвайцу, чтобы стать лучшим снайпером команды наряду с Маньеро.

Сезон 1998/99 стал лучшим в послевоенной истории клуба, которого, к сожалению, уже нет. После триумфального чемпионата ушел Новеллино, вернулся в Интер Рекоба, и Лучано Спаллетти не смог удержать команду в элите. Дзампарини продал Венецию, купил Палермо, забрал с собой Филиппо Маньеро, а нероверди остались у разбитого корыта - без владельца, без игроков, без ничего. В июле 2009 года после нескольких сезонов метаний между сериями С1 и С2 Венеция попала в список клубов, которые не были допущены к участию в соревнованиях Лиги Про, а в ноябре было объявлено о банкротстве нероверди - их долги составили около 15-ти миллионов евро.

Тем же летом в Венеции был основан новый клуб - F.B.C. Unione Venezia. Продолжатели традиций своих предшественников выступают на любительском уровне, но дела их идут не лучшим образом. Все чаще речь заходит о закрытии общества в связи с отсутствием должного финансирования. Цветок кальчо в Городе масок близок к тому, чтобы завянуть, так и не дав собой налюбоваться. А ведь казалось, что он зацвел аккурат для того, чтобы надолго украсить собой и без того яркий карнавал Серии А.

Юрий Шевченко, специально для Calcio dello Stivale