Вверх и вниз, как на американских горках. Эти два коротких слова полностью раскрывают всю историю великой Пармы эры Танци - команды из небольшого городка, поднявшейся из пекла низших лиг до грандиозных триумфов на европейской футбольной сцене.  Историю, состоящую из "идеального спонсорства", "ошибок без умысла", ожидаемых, но так и не завоеванных скудетто и, наконец, падения, которое отразилось не только на Парме, но и на всей промышленности Италии.

Начало восхождения пармезанцев восходит корнями к заключительной части сезона 1986-87. Как раз тогда, когда Марадона и его Наполи обмывали золотой дубль (скудетто плюс Кубок Италии), скромный  клуб из Серии В подписал важнейший контракт, изменивший все его существование. Парма, которой руководил по-эмильянски прагматичный Эрнесто Черезини подписал спонсорский контракт с главным предприятием региона - молочным концерном Пармалам.  И хотя это был только первый шаг, судьба джаллоблу уже была предрешена.

И судьба эта была совершенно неожиданной для клуба, который годами скитался между Сериями В, С и даже D, и о котором широкая общественность впервые услышала только благодаря революционеру на тренерском мостике, эдакому Копернику от футбола, которого звали, как ни странно, не Никола, а Арриго. Арриго Сакки. Но и он к тому времени уже нарядился в красно-черные цвета. Конечно же, это был не уровень для нового спонсора-продовольственного гиганта. Если империи нет - ее нужно построить.

Лицо Пармы изменилось в течение нескольких месяцев: преждевременно завершилось сотрудничество с Земаном, которое можно считать органическим продолжением эры Сакки, закончилось междуцарствие Джампьеро Витали, после чего наступил божественный сезон 1989-90. На тренерской скамейке устроился еще один перспективный специалист, который за один год чуть не поднял Реджину из Серии С1 в А - от этого достижения его отделил один незабитый пенальти в спареджо. Этого тренера звали Невио Скала: он поверил в новый амбициозный проект, оставил любимую команду из Реджо-ди-Калабрии и, как показало время, не прогадал.

Команда, все еще находящаяся во власти Черезини,  была на ходу, что не могло не радовать ее поклонников, - наконец-то с ними начали считаться!  И тут вдруг страшное известие - всеми любимый президент джаллоблу покинул этот мир.  Это драматическое событие подвигло Пармалат на решительные действия, в результате которых клуб полностью перешел во владение семьи Танци. В том же сезоне, если хотите конкретнее, то 27 мая 1990 года, Парма впервые завоевала путевку в Серию А, одержав победу в "сырном" дерби против Реджаны 2-0, голы Марко Озио и Сандро Мелли. Прекрасный эпилог незабываемого года для джаллоблу и родного города Джузеппе Верди. Теперь пармезанцы смогут показать себя в элите без страха и сомнений, ведь их успех обеспечивается проектом огромного концерна.
 
"Идеальное спонсорство"

Доменико Барили, главный стратег компании семьи Танци, был уверен: "В футболе главным спонсором команды является ее президент или владелец. В тот день, когда президентом клуба и президентом компании, символика которой будет изображена на футболках, станет один и  тот же человек, у нас появится первый пример идеального спонсорства". Собственно, как раз Парма и стала первым примером "идеального спонсорства" в Италии. И если слово "идеальное" вам кажется преувеличением из-за невозможности достижения подобного состояния, тогда вам лучше не видеть Парму образца 1990-91.

Команда Невио Скалы, исповедующая господствующую в то время схему 5-3-2, получила усиление в виде классных игроков (бразильского голкипера Таффарела, бельгийского либеро Грюна и шведского атакующего хавбека Бролина) к уже имеющимся исполнителям хорошего уровня (Аполлони и Минотти в защите, Озио и Дзоратто в центре и будущая бандьера Мелли в атаке). Результаты? Дукали не только завоевали симпатию всей Италии, но и добились пятого места в итоговой таблице, позволяющего им выступать в Кубке УЕФА. 

А ведь это был только начало…. Клуб, делами которого занимался президент Джорджо Педранески, назначенный, естественно, Пармалатом, летом 1991 продолжил работать над усилением состава. Пришли люди, которым предстояло творить историю  (например, молодой защитник Антонио Бенарриво) и просто неплохие исполнители, вроде будущего вратаря-рекордсмена Баллотты и форварда Агостини по кличке Кондор.  Сезон открылся поражением в первом же раунде Кубка УЕФА софийскому ЦСКА и закончился потерей одной позиции в финальной версии таблицы Серии А.

Однако эти два разочарования отошли на второй план, когда Парма завоевала свой первый серьезный трофей - Кубок Италии. Чтобы получить нашивку в виде кокарды в национальных цветах, дукали одолели Палермо, Фиорентину, Дженоа, Сампдорию и Ювентус в финале. На Делле Альпи Роби Баджо отличился с пенальти, а на родном стадионе джаллоблу взяли верх благодаря голам Сандро Мелли и Марко Озио. Мистика какая-то - если вы поднимите взгляд чуть выше, то увидите, что именно их точные попадания в свое время принесли повышение в классе.    

Точка невозврата

Снова слово Барили: "Почти все иностранные комментаторы называют команду Пармалат, а не Парма. Хотя это обычная ошибка, без всякого умысла, она, тем не менее, очень нравится боссам компании".

А тем временем история эмильянского клуба прошла точку невозврата - кубковый успех 1992 года изменила менталитет команды из провинциального на победный.  Приход Тино Асприльи и Фаусто Пицци привнес достаточно фантазии и непредсказуемости  атакующим действиям в устойчивой структуре, опирающейся на центральную ось Грюн - Минотти - Дзоратто. Удачная европейская кампания 1992-93 как раз и стала плодом этого решения руководства: на пути к финалу на Уэмбли Парма разделалась с Уйпештом, Боавиштой, Спартой и мадридским Атлетико.

Прошло менее трех лет с тех пор, как победа в дерби вывела Парму в высший дивизион, а она подняла над головой первый международный трофей. Антверпен делал все возможное, чтобы побороть молочников, даже сравнял счет, ранее открытый капитаном Минотти, но все тот же Мелли и Стефано Куоги нашли в себе силы добить соперников. Кубок Кубков едет в Парму!

Это настоящий триумф: триумф семьи Танци и их проекта, триумф четкого планирования  и огромных, но продуманных (как тогда казалось) инвестиций, триумф администрации клуба и команды, единой как никогда ранее (слагают легенды о взаимопонимании в триаде, объединяющей руководство и тренерский штаб клуба: Педранески - Пасторелло - Скала).

Кубок Кубков в комплекте с третьим местом в чемпионате открыли просто-таки сказочное двухлетие: с появлением в команде первого футболиста мирового класса (Джанфранко Дзола из Наполи) и таких крепеньких ребят, как Криппа, Буччи, Сенсини, Фернандо Коуту и Дино Баджо, Парма целенаправленно движется к вхождению в узкий круг  грандов итальянского футбола. И у нее это получается! Грандиозные победы добываются в головокружительном ритме и, кажется, что им не будет предела. Сезон 1993-94: пятое место в чемпионате, Суперкубок Европы, вырванный из рук Милана Капелло и выход в финал Кубка Кубков как подтверждение своего класса, где пришлось уступить Арсеналу 0-1.

Сезон 1994-95: второе место в чемпионате, финал Кубка Италии и победа в Кубке УЕФА. Все это нескончаемая дуэль с Ювентусом Липпи, который берет верх в домашних турнирах, но уступает в Европе. Таким образом, Парма добавила в коллекцию свой третий еврокубок благодаря двум голам бывшего ювентийца Дино Баджо: первый из них принес победу на Эннио Тардини 1-0, второй - сравнял счет в ответном матче.

Кубки и иллюзия скудетто

Сенсационный сезон подошел концу и дал ответы на волнующие боссов Пармы вопросы: для качественного скачка команде не хватает харизматического лидера, человека, способного одним движением изменить ход матча. Сказано - сделано! Они не считают денег: из Барселоны приезжает обладатель Золотого мяча Христо Стоичков - лучший бомбардир мундиаля 1994 с божественной левой и дьявольским характером. Вместе с болгарином прибыл молодой защитник, которому на роду написано творить историю не только Пармы, но всего итальянского футбола. Да, речь о Фабио Каннаваро. И еще Пиппо Индзаги. С Луишем Фигу уже был подписан предварительный контракт, но все сорвалось в последнюю минуту.

Увы, ожидания не оправдываются: Стоичков не заиграл, а сезон в целом приносит одни разочарования в первый раз, с тех пор как дукали попали в Серию А. Калисто Танци сразу же принял контрмеры: "До свидания, Педранески, до свидания, Скала!" В президентское кресло уселся сын Стефано Танци, а тренерский мостик доверили своему в доску Карлетто Анчелотти. Усиление команды поражает воображение: Тюрам, Кьеза, Креспо и юный гений вратарского искусства Джиджи Буффон. Парма, соответственно, заняла второе место, отстав от Юве на два пункта и завоевав право на участие в Лигу Чемпионов.

Через год, а это уже сезон 1997-98, работа на трансферном рынке не теряет своей интенсивности - пришли Зе Мария, Станич и Фьоре. Но результаты оставляют желать лучшего: в Европе вылет еще на стадии группового турнира, дома - невыразительное шестое место. Заплатить за неудачи пришлось Анчелотти, в вину которому также поставили отказ от приобретения Робби Баджо, с которым Танци успешно провели переговоры и нашли общий знаменатель и скучную манеру игры его команды. Как сказал молодой и задорный президент Стефано Танци: "Парма - это не тот клуб, который может удовлетвориться только выигрышем скудетто. Мы должны сделать это красиво!"

Мечтать не вредно, хотя трансферные сделки перед сезоном 1998-99 указывают на то, что такие мечты возникли не на пустом месте: из Сампдории пришли Верон и Богоссян, из Лацио - Фузер. Возглавить команду доверили молодому специалисту из Вероны Альберто Малезани, славящимся своей несдержанностью, но чьи команды играли в яркий футбол. Джаллоблу хорошо стартовали, не терялись при виде грозных соперников и, как показалось, наконец-то, включились в чемпионскую гонку. 

Однако постепенно их задор пропал (в итоге четвертое место), чтобы проявиться на других поприщах: в Кубке УЕФА (3-0 с Марселем, голы Креспо, Кьезы и Ваноли) и Кубке Италии (1-0 на Тардини, гол Креспо; 2-2 в Тоскане, голы Креспо и Ваноли). Парма - самый титулованный итальянский клуб на евроарене после Милана, Ювентуса и Интера!

Джаллблу все еще в обойме - подтверждение дано в начале следующего чемпионата, когда была добыта победа в Суперкубке Италии над Миланом Дзаккерони. Вот вам и кубковый хет-трик! И тогда мало, кто мог догадываться, что наступают последние солнечные деньки перед  осенними ливнями…

Тотальное отступление

Апогей был уже достигнут, хотя мало кто об этом не догадывался. Клубу, болельщикам, городу, всем не хватало главной победы - скудетто, которое так и останется для Пармы недостижимым. Особенно ясно это стало заметно в сезоне 1999-00, когда команда посыпалась на всех фронтах: вылет из ЛЧ в квалификации, вылет из чемпионской гонки со старта, вылет из Кубка УЕФА, вылет из Кубка Италии и  финальный проигрыш в стыковом матче против Интера за место в ЛЧ.  Все это произошло, несмотря на приобретение Ортеги и Ди Вайо, которые, впрочем, мало себя проявили на фоне таких потерь, как Верон и Кьеза.

Началось отступление, просматривающееся даже в трансферной кампании. Чтобы пригласить Консейсао, Алмейду, Лямуши, Мико, Милошевича и Жуниора, боссам Пармы пришлось пожертвовать главным бомбардиром и кумиром тифозерии Эрнаном Креспо, отправленным в Лацио за рекордные 100 миллиардов лир. Тройная смена тренеров тоже не добавляла стабильности: Малезани попросили в декабре, Сакки ушел сам через несколько дней, не выдержав стресса, но пришел Ренцо Уливьери и сумел собрать коллектив и достичь с ним приличных результатов - четвертое место и финал Кубка Италии, проигранный Фиорентине Манчини.

Однако финал был лишь случайной удачей, потому что любимая игрушка семьи Танци начала разваливаться на части.  Трансферы  перед сезоном 2001-02 стали настоящим кошмаром для тифози: приобретения нельзя назвать  плохими (Фрей, Наката), зато потери восполнить невозможно (Буффон и Тюрам).

Парма провалилась на десятое место, по ходу чемпионата тренеры сменялись как перчатки. Расчет получил Уливьери, сменивший его "Каудилльо" Пассарелла проиграл пять матчей из пяти, и только специалисту из юношеского сектора Пьетро Карминьяни  кое-как удалось выправить ситуацию и даже добыть трофей. Еще один Кубок Италии в противостоянии с Ювентусом (1-2 в Турине, гол Накаты; 1-0 в Парме, гол Жуниора).   

Это был последний успех клуба, окончательно утратившего амбиции "золотого периода". Каннаваро и Ди Вайо отдали Ювентусу, а в Парму пригласили Чезаре Пранделли специально под новый проект воспитания талантливой молодежи (Муту, Адриано, Бонера, Феррари, Фрей, Джилардино), чем тот небезуспешно занимался. В то же время дефицит бюджета клуба продолжал возрастать, но даже он казался мизерным на фоне всех долгов концерна Пармалат - 14 миллиардов евро на секундочку!

Крах гиганта, многие скрывавшего свое плачевное положение, приближался семимильными шагами, и Парма могла оказаться погребенной под  его обломками… В декабре 2004 года Стефано Танци вынужденно подал в отставку с поста президента клуба. Его горькие слезы во время пресс-конференции казались форменным издевательством перед лицом мелких инвесторов, которые потеряли все в этой афере. И перед лицом тифози, которые очень быстро научились верить в сказку (и бесплатный сыр), а потом, в мгновение ока, оказались в самом разгаре ночного кошмара.

Сейчас, годы спустя, пока виновные в афере Пармалата до сих пор остаются на свободе из-за медлительности итальянской судебной машины, новая Парма Томмазо Гирарди и Франческо Гвидолина прошла сквозь огонь и воду и снова оказалась на вершине. Снова радует своих тифози как когда-то, во времена молочных рек… Сначала молоко было свежим и сладким,  потом  застоялось и прокисло, но его первичный привкус, также же как и золотые годы в истории Пармы, никогда не будут забыты.

Яна Дашковская, специально для football.ua

Использованы фото google.com.ua