20 мая 1973 года Палермо сыграл вничью 0:0 с Тернаной и на три с лишним десятка лет окунулся в пучину низших дивизионов. А уже 23 мая 1974-го на стадионе Олимпико в Риме тысячи  тифози, прибывшие со всех сторон Италии, поддерживали команду из Серии Б, игравшую в розово-черной форме. Их соперниками были футболисты из элиты, защищавшие цвета Болоньи. Более знаменитые и опытные, обыгравшие серьезных соперников на пути к финалу Кубка Италии, в котором им противостоял Палермо.
 
Палермо, несмотря на вылет, без особых проблем прошел отборочную группу Коппы - дома сицилийцы обыграли Фиорентину (2:0) и Перуджу (1:0), на выезде разошлись миром с Бари (1:1) и Вероной (0:0). Состав полуфинальной группы, казалось, положил конец надеждам роза-неро на успех, ведь в соперники Палермо попались Ювентус, Лацио и Чезена. Но сицилийцы в первом же матче удивили, обыграв на своем стадионе туринцев со счетом 2:0! Далее были ничья с Чезеной и поражение от Лацио, а решающим стал ответный поединок против Юве. В гостях Палермо удалось добиться ничьей 1:1, причем играя в меньшинстве. Две домашние победы со счетом 2:0 - и роза-неро впервые получают шанс сыграть в решающем матче за Кубок.
За свою долгую историю (клуб был основан в 1900 году) Палермо не выиграл ни одного трофея, и попадание в финал Коппы было для сицилийцев грандиозным успехом. С тех пор роза-неро еще дважды останавливались в шаге от Кубка, но именно поражение почти тридцатилетней давности поклонники команды вспоминают до сих пор.
 
Представителю Серии Б преподали суровый урок – реализуй Палермо свои многочисленные моменты, этот день золотыми буквами был бы вписан в летопись клуба. Но, несмотря на подавляющее преимущество, островитяне отличились лишь один раз - на 13-й минуте Маджистрелли головой замкнул навес с левого фланга. Даже когда удалили Роберто Виери (отца того самого Кристиана), Палермо не смог воспользоваться численным перевесом. А самые интересные события произошли уже в компенсированное арбитром Серджо Гонеллой время.
 
26-летний коренной сицилиец Иньяцио Арколео в том матче был одним из лучших игроков Палермо, но, по иронии судьбы, стал участником решающего эпизода. Того самого, который не позволил роза-неро победить.
 
"Беппе Савольди выбил мяч в аут, вбрасывать из-за боковой должны были мы, - вспоминает Арколео. - Но помощник судьи указал, что последним было касание кого-то из наших! Булгарелли получил мяч в штрафной, спиной к воротам - он не мог сделать ничего опасного. Я подбежал сзади, и тут Джакомо упал, словно подстреленный. Что произошло дальше, я видел уже по ТВ, потому что в тот момент ничего не понял. Арбитр, синьор Гонелла, дал настолько абсурдный пенальти... Даже представить сложно. Я уже представлял, как мы поднимаем Кубок в центре поля... Земля уходила из-под ног. Мы доминировали на протяжении всего матча и заслужили победу. Все дополнительное время мы просидели на воротах Болоньи, но... Даже спустя 30 лет то поражение остается самым большим разочарованием в моей жизни".
 
Джакомо Булгарелли, полузащитник Болоньи, который позже займет пост... спортдира Палермо, не скрывает, что симулировал: "Я пошел на хитрость, только пенальти мог дать нам шанс. Вот я и рискнул... Все получилось".
 
Беппе Савольди, бомбардир, реализовавший злосчастный 11-метровый, также до сих пор не забыл исторический матч: "Я помню каждую минуту. Могу честно сказать - если и была команда, которая должна была победить, то это Палермо. Они создали множество моментов, били из любых позиций, мы были шокированы и просто отбивались. Пенальти? Не знаю, как там с фолом, но я уверен, что в аут мяч ушел от меня. Палермо не заслужил такого разочарования. В то же время, я не мог не забить тот пенальти..."
 
В дополнительное время ни одной из команд не удалось отличиться - судьба трофея должна была решиться в серии пенальти. И тут снова на первый план вышел Гонелла. Булгарелли не забил с "точки", однако арбитр дал ему второй шанс, заявив, что вратарь Палермо Джирарди сдвинулся с места до удара. Вторую попытку Джакомо реализовал.
 
"Что вы хотите, чтобы я сказал? Что пенальти не было? Что Палермо заслужил Кубок? Разве вам мало слов футболистов? Разве это не ясно?" - так реагирует на расспросы о матче тогдашний алленаторе Болоньи легендарный Бруно Пезаола, сделавший Фиорентину чемпионом Италии 1968/69.
 
"Игроки Болоньи побежали поздравлять своих тифози, а мы в слезах уходили с поля, - вспоминает капитан роза-неро Сандро Ванелло. - Алленаторе Вичьяни и президент Ренцо Барбера держались молодцом, подбадривали нас. Но в раздевалке стояла мертвая тишина, казалось, нас всех только что приговорили к смертной казни. Президент даже выплатит нам премию, как будто мы победили. Великий был человек".
 
Феруччо Барбера, сын президента также делится своими воспоминаниями: "Я был на трибуне, поздравил отца и начал спускаться вниз, чтобы поприветствовать команду. До финального свистка оставалась всего минута... Сложно передать, что я почувствовал, когда увидел, что арбитр назначил пенальти. После серии 11-метровых я обнял Вулло и Фавалли, которые не забили. Казалось, они сломаны, от шока игроки отошли через несколько недель, если не месяцев".
 
"Я бил пенальти, потому что никто не был готов, - рассказывает Тото Вулло. - Я был моложе всех... Был уверен, что забью, но промахнулся. Конечно, мы проиграли нечестно, но, в какой-то степени, виноваты сами - нужно было снимать все вопросы о победителе еще в первом тайме. Не забиваешь ты..."
 
"Отец не терял самообладания, - продолжает Барбера. - После матча он пошел к Гонелле, поблагодарил его и покинул стадион". Ходит легенда, что президент, в честь которого в 2002 году назвали домашний стадион Палермо, подарил арбитру, отмечавшему к тому же день рождения, одну из знаменитых сицилийских кукол: "Синьор Гонелла, у нас в Палермо их называют paladino ("рыцарь") или "pupo" ("марионетка"). Вам я дарю именно марионетку. Хорошего вечера". Марионеткой в руках больших боссов - вот кем оказался авторитетный судья.
 
В Палермо считают, что взять Коппу команде помешали футбольные власти. Дескать, представитель Серии Б в Кубке кубков негативно повлиял бы на международный имидж итальянского футбола. Арбитр даже по прошествии стольких лет с уверенностью утверждает обратное: "Я не допустил ошибку. Пенальти был". Но его мнение мало кого волнует. Слово "Гонелла" с тех пор стало в Палермо сродни ругательству, синонимом бесчестья и позора. Напоминанием о том, как местную команду остановили в шаге от покорения высочайшей вершины, подло столкнув вниз.
 
Рим, стадион Олимпико, 23 мая 1974 года
Финал Кубка Италии
 
Болонья - Палермо 1:1 (5:4 по пенальти)
Голы: Савольди, 90 (с пенальти) - Маджистрелли, 13
 
Болонья: Бузо, Роверси, Римбано (Печчи, 76), Баттисодо, Креши, Грегори (Новеллини, 46), Гетти, Булгарелли, Савольди, Виери, Ландини

Палермо: Джирарди, Дзанин, Черантола, Арколео, Пиньин, Барлассина, Фавалли, Баллабио (Вулло, 46), Маджистрелли, Ванелло, Ла Роза (Барбана, 46)
 
Удаление: Виери, 78
 
Юрий Шевченко, специально для Calcio dello Stivale