На первый взгляд, Турин производит впечатление сонного альпийского города, где все спокойно и правильно, даже деревья на улицах пронумерованы. Однако за ажурными фасадами домов скрывается подлинная страсть. Страсть, которая регулярно сталкивает в неравной схватке надломленный гранатовый дух старого Пьемонта и новую ФИАТовскую черно-белую мощь, покорившую итальянский сапог и весь мир.

Слово Альдо Агроппе: «Болеть за Торо – единственная разрешенный форма протеста в городе, который всегда был в руках влиятельных семей: сначала Савойя, затем Аньелли. Те, кто болеет за Торино, относятся к другому лагерю, бедному, но гордому и полному достоинства, которое позволяет преодолевать все возможные неудачи в мире, проживая в городе, где фортуна постоянно улыбается другим».

Дерби делла Моле – древнейшее из сохранивших свой статус внутригородских противостояний Италии. Милан, Рим, Генуя могут оспаривать многое – мировую известность, турнирное влияние, нервное напряжение, уровень перфоманса  – но никак не хронологическое первенство. Ибо первый матч в истории между Ювентусом и Торино состоялся 13 января 1907 года.

С 3 декабря 1906-го, то есть с тех пор, как Торино обрел свои очертания как  новообразовавшийся клуб, даже возникший как своеобразная форма протеста, прошло немногим больше месяца, однако гранатовые не побоялись подать заявку на участие в национальном чемпионате и дерзко бросить  вызов бывшим соратникам, уже утвердившим свое место в Турине.

Дерби ожидали с нетерпением не только из-за новизны события, а по ряду других причин. В первую очередь, из-за внутреннего конфликта, который заставил группу во главе с бывший президентом Альфредо Диком покинуть Ювентус и пойти на объединение с Торинезе. Как водится, протестующие не разделяли стремление бьянконери к профессионализму.

Надо сказать, что Дик отличался вспыльчивым характером, поэтому, навсегда покидая стан бьянконери, с силой хлопал дверью и клялся отомстить за неуважение к его позиции. И не только отомстить, но и забрать ранее добытое им первенство – врожденная амбициозность просто не позволяла ему ставить какие-то иные цели в новом проекте.

Место встречи – Велодроме Умберто I, эксклюзивными правами на использование которого владел как раз синьор Альфредо. Поле арены окружали зацементированные дорожки, ведь велоспорт в те годы пользовался намного большей популярностью, чем  футбол. А к тому же в день матча туманное утро укутало игровое пространство белой мглой.

Арбитром назначили одного из авторитетнейших людей в мире  итальянского футбола – генуэзского пионера Энрико Пастера. Да, того самого родственника изобретателя пастеризации, который приложил все силы ради счастливого будущего Дженоа и кальчо.

Прозвучал стартовый свисток и все эти усатые и бородатые джентльмены ринулись в бой, стремясь доказать, кто истинный хозяин города. Прохладная погода способствовала тому, что болельщиков оказалось немного, но, тем не менее, среди них были даже элегантно одетые дамы. Большинство пришедших никак не могли определиться с любимой командой, потому поддерживали то одних, то других. Хотя, конечно, у чемпионов из Ювентуса поклонников было все же поболее.

Впрочем, гранатовые новички не тушевались,  не позволяли себя запугать, а рвались вперед, чтобы добыть желанное преимущество. Будущий генерал армии с аристократической фамилией Феррари-Орси переправил мяч в сетку головой после подачи углового, что стало решающим моментом первого тайма. Торино вел 1:0. 

Альфредо Дик выглядел более чем довольным, буквально сиял, но это не избавило его организм от физиологических  потребностей. Поэтому перед самым началом второй половины встречи он отправился в помещение определенного назначения…

Игра продолжилась, Ювентус отнюдь не собирался безропотно уступать. Нападающие обстучали все штанги – по меньшей мере, было зафиксировано четыре таких попадания! Естественно, все эти активные действия сопровождались шумом тифози у кромки поля.

Тем временем, мстительная рука неизвестного извне закрыла на крючок комнату, где находился Дик. Альфредо закончил свои дела и собирался уже выйти и… не сумел. Сколько ни дергал злосчастную дверь – не помогало, сколько ни кричал – никто не слышал.

Еще бы: мало кто мог оторвать взгляд от поля, где как раз начали развиваться самые интересные события в матче. Кемпфер удвоил счет, а Ювентус сподобился только на гол престижа, и тот с пенальти, который реализовал Эрнесто Борель – отец будущих футболистов обоих клубов: Альдо и чемпиона мира Феличе. Итак, результат 2:1.

Гранатовые одержали верх и бросились праздновать, но ведь кого-то не хватает, не так ли? Где же Альфред Дик, их идейный вдохновитель и, главное, спонсор?! Только тогда действующие лица услышали непрерывный стук и выпустили  бедного швейцарца, не знавшего ничего ни о происходящем в матче, ни об итоговом счете. Что ха-ха?! Обзора ведь не посмотришь и игру целиком из интернета не скачаешь. Однако долго расстраиваться у швейцарца не было причин, и вскоре веселая орава дружно ушла отмечать викторию в свое логово – пивную Voigt, на месте которой нынче находится довольно-таки пафосное кафе Норман.

Кто же сидел в пивнушке в тот славный вечер? Учитывая корни клуба, не стоит удивляться, что среди них абсолютное большинство составляют уроженцы Швейцарии, хотя есть и три представителя Пьемонта.  

Адемаро Бьяно. Вратарь из Торинезе провел всего лишь один матч в гранатовой футболке, но этого хватило, чтобы войти в историю.

Фридрих Боллингер. Швейцарский защитник ушел из Ювентуса вместе с Диком, чтобы стать капитаном новообразовавшейся команды.

Уго Мютцель. Защитник из Германской империи, который провел в составе Торино 7 матчей.

Федерико Феррари-Орси. В активе защитника всего один матч, но его фамилия вписана золотыми буквами в историю гранатовой команды. Вскоре автор дебютного гола в дерби оставил футбол ради военной карьеры, чтобы погибнуть в Африке в чине генерала, подорвавшись на мине незадолго до начала второго сражения при Эль-Аламейне 18 октября 1942 года. Посмертно награжден медалью за храбрость.

Эжен Де Ферне. Защитник из Швейцарии, дядя по материнской линии видного футбольного деятеля Генуи Анри Даппле. Провел в Торино три сезона.

Энрико Дебернарди I. Полузащитник не только провел длинную карьеру в Торино, но и сыграл заметную роль в дебютном матче Скуадры Адзурры против сборной Франции, доведя счет до 5:2 (итоговый результат 6:2).

Артур Роджерс. Полузащитник-англичанин из Дерби, который участвовал в основании нового клуба на правах представителя Торинезе.

Вальтер Штройле. В 1904 году  становился лучшим бомбардиром национального первенства в Ювентусе, но мнение старшего товарища Альфредо стало решающим при выборе дальнейшего пути.

Ханс Кемпфер. Швейцарский нападающий, который бросил Старую Синьору, последовав за Диком. Забивал в дебютном дерби, а потом еще и отметился покером в ворота Юве (!). Продолжил карьеру в Янг Бойз.

Жак Мишель. Известно только, что играл впереди и происходил из франкоязычной части Швейцарии.

Альфред Жаке. Еще один форвард из нейтрального государства, который начинал в Торино, играл только в товарищеских встречах, когда  гранатовые снялись в знак протеста против запрета на услуги иностранцев, а закончил в Ювентусе, куда его позвали заменить бомбардира Доменико Донну. 

Из отчета La Stampa от 14 января 1907 года:

«Наши прогнозы о ходе матча во многом подтвердились. Было много эмоций и ожесточенной борьбы в равной мере искусных команд, но победа, как ни странно, досталась Торино. Ювентус же продолжил свои традиции, показав динамичный и корректный футбол. Он даже мог бы победить, если бы атака выглядела немного более тяжеловесной и, особенно, если бы штурм ворот соперника сопутствовало хоть немного удачи… Что касается публики, то мы наблюдали непонятный психологический феномен: несмотря на то, что Торино выступал на своем поле, почти все болели за Ювентус. И, несмотря на поражение, после финального свистка зрители окружили ювентини и долго хвалили их в приступе необъяснимого восторга…»

Они еще не знали, что в ответном матче им предстоит куда более жесткое разочарование и теперь уже на своем поле на Пьяцца Д’Арми – 1:4.

13 января 1907 года. Велодром Умберто I, Турин, Италия
Торино – Ювентус 2:1
Голы: Феррари-Орси, Кемпфер – Э. Борель

Торино: Бьяно, Боллингер, Мютцель, Феррари-Орси, Де Ферне, Дебернарди I, Роджерс, Штройле, Кемпфер, Мишель, Жаке

Ювентус: Дуранте, Армано I, МакКвин, Най, Гоччоне, Димент, Сквейр, Варетти, Э. Борель, А. Барберис, Донна

Яна Дашковская, специально для Calcio dello Stivale