"У меня есть власть, — говорит Карло Анчелотти. – Тут я все решаю. Тренировка в шесть утра! Тренировка в одиннадцать вечера! Но принуждать – не мой стиль. Я бы хотел, чтобы игроки были уверены в том, что делают. А для этого нужно время".
 
Мы сидим в офисе тренера в модном новом тренировочном центре Реала, на севере Мадрида. Итальянец дымит сигаретой, уверенный в том, что президент не застукает его за курением, как это было в прошлом клубе. Флорентино Перес, владелец Реала, как правило, предоставляет алленаторе свободу. Анчелотти прибыл в Испанию прошлым летом – это его четвертая страна за четыре года, до этого Карло работал с Миланом, Челси и ПСЖ. Он считается менее авторитетным тренером, чем Жозе Моуриньо и Арсен Венгер, но брал самые престижные трофеи. Теперь его цель – выиграл с Реалом Лигу чемпионов в рекордный десятый раз. Среди кризисных менеджеров современности, пожалуй, нет никого, кто мог бы объяснить лучше, как иметь дело с суперзвездами (сейчас за Реал играют Криштиану Роналду и Гарет Бэйл), непростыми президентами (Сильвио Берлускони и Роман Абрамович) и истеричными СМИ. Карло делится с нами своими секретами.
 
В аэропорте Мадрида меня встретил Пол Клемент, помощник Анчелотти. Этот дюжий англичанин, который раньше работал инструктором в зале, встретился с Карло в Челси и мечтает вскоре начать самостоятельную карьеру. Машина Клемента подъезжает к базе, где даже в это тихое утро пара десяткой журналистов, операторов и охотников за автографами ждет у ворот в ожидании чего-то.
 
Внутри тренировочного центра самого богатого клуба мира все спокойно – в Реале держат суматоху снаружи. Клемент паркует возле блестящего белого спортивного авто, напоминающего Бетмобиль – машины Гарета Бэйла, валлийского футболиста, которого приобрели у Тоттенхэма более чем за 85 миллионов фунтов.
"Как правило, самые умные игроки – полузащитники, – подчеркивает Анчелотти и начинает перечислять: Пирло, Хаби Алонсо, Тиаго Мотта, Дешам".
 
Главное здание практически пусто. В комнате тренеров сын Анчелотти Давиде – учтивый стройный молодой человек – листает розовые страницы La Gazzetta dello Sport. На улице морозно, но из окна видно, как группа смотрителей газона работает над тем, чтобы тренировочные поля Реала даже зимой оставались изумрудно зелеными. С Карло любят работать – на днях он повел 50 коллег в ресторан и сам оплатил счет.
 
Сегодня Анчелотти ограничивается отличным эспрессо, садится напротив, и его глаза загораются. Постоянно вибрирует мобильный телефон, но Карло не обращает на это внимания. Он медленно говорит на своем сносном английском, иногда машинально выводя что-то зеленой ручкой. Неспешное спокойствие итальянца передается вокруг.
 
"Карлетто", сын крестьянина из Эмилии-Романьи, всю  свою взрослую жизнь провел под давлением. Он учился быть лидером у своих тренеров – прежде всего, шведа Нильса Лидхольма, с которым работал в Роме в 80-х. "Когда мы играли на севере, то не летели самолетом, потому что он боялся, – говорит Анчелотти. – Садились на поезд из Рима в Милан, который отправлялся в полночь. Но Лидхольм ложился спать очень рано! Он заходил в поезд в полдесятого и к десяти уже спал, а футболисты являлись в двенадцать и не смыкали глаз. Худшая подготовка к матчу!" В день игры команда прибывала на стадион за несколько часов до ее начала, и Лидхольм проводил собрание в раздевалке. Приводил клубного доктора, который рассказывал анекдоты, чтобы футболисты расслабились. Став тренером, Анчелотти начал шутить сам – даже перед финалами Лиги чемпионов. Он знает всю правду о футболе высочайшего уровня – большинству игроков не нужна мотивация, их нужно просто успокоить.
 
От Лидхольма он научился вести себя с игроками, как с себе равными. От других тренеров – как не делать этого. Анчелотти вспоминает: "Были алленаторе, которые говорили "Ты должен сделать так, потому что я сказал". Я не понимал этого. Я не могу быть – как это называется? – авторитарным".
 
В 1987 году, когда Карло было 28 лет, а его колени уже серьезно пострадали, тренер Милана Арриго Сакки забрал его на север страны. В планах Сакки Анчелотти был "дирижером оркестра", полузащитником без скорости, но с выдающимся "футбольным умом". "Как правило, самые умные игроки – полузащитники, – подчеркивает Анчелотти и начинает перечислять: Пирло, Хаби Алонсо, Тиаго Мотта, Дешам".
 
С Анчелотти Милан действительно заиграл более интеллигентно – Карло выиграл два Кубка чемпионов, выступая за команду, демонстрирующую организованный атакующий футбол. Когда в 1992 году он начал тренерскую карьеру, то использовал схему 4-4-2 – наследие Сакки. "Исходя из моего опыта, это был единственный способ играть в футбол".
 
Он стал помощником Сакки в сборной Италии, а затем возглавил Реджану. Команда была скромная, но Анчелотти быстро ощутил, какой стресс переживает тренер. "В конце первого сезона я сказал: "Еще три-четыре года, и я уйду в отпуск". Смеясь, Карло цитирует Лидхольма: "Моей заднице не страшны землетрясения". Осознание того, что ты можешь быть уволен в любой момент, не страшит его. Теперь ему даже нравится тренировать.
 
Смеясь, Карло цитирует Лидхольма: "Моей заднице не страшны землетрясения". Осознание того, что ты можешь быть уволен в любой момент, не страшит его.
После Реджаны Анчелотти работал с Пармой. У него был шанс подписать "Божественного хвостика" Роберто Баджо, однако тому не было места в формации Сакки. "Я сказал ему – ты должен играть в нападении, и Баджо перешел в другой клуб. Тогда он забил больше двадцати голов – за Болонью! Какая ошибка..." Этот случай изменил видение Анчелотти – система не важнее игроков. Он стал адаптироваться к новым условиям.
 
Ювентус, затем Милан. Управлять командой Берлускони подразумевает пытаться управлять самим Сильвио. Анчелотти, который в автобиографии, шутя, называет Берлускони "Он" с большой буквы "О", справился блестяще. Он понял главное: с тех пор, как Сильвио владеет Миланом, работа тренера – нравиться боссу. "Хороший футбол – в традициях Милана. В Ювентусе, например, главное только побеждать", – говорит Карло. Его команда любила атаковать, потому что это было по душе президенту. "Иначе я бы не держал на поле одновременно Пирло, Зеедорфа, Руя Кошту, Кака и Шевченко". Очередное открытие – иногда, важна не система и не игроки, а президент.
 
Многие тренеры не любят, когда руководство вмешивается в их работу, но Анчелотти разрешал Берлускони приходить в раздевалку, общаться с футболистами. Перед финалом Лиги чемпионов 2003 года Карло даже позволил Сильвио присутствовать на предматчевой установке.
 
"Я раздал листы бумаги со схемами и указаниями, – пишет Анчелотти в автобиографии. – Он тоже захотел копию. Позже я увидел ее в книге Бруно Веспы – Берлускони выдал мои идеи за свои". Карло рассказывает о владельце Милана с юмором, но признает, что это был важнейший период в его карьере. В том финале Милан выиграл у Ювентуса в серии пенальти. Анчелотти стал одним из шести тренеров, которые выиграли Лигу чемпионов в качестве игрока и менеджера.
 
В 2005 году, в Стамбуле, он уступил трофей Ливерпулю в великом финале. К перерыву Милан вел 3:0, затем пропустил три гола и уступил по пенальти. Позже, ночью, Анчелотти можно было встретить в баре отеля – он спокойно беседовал с постояльцами о достопримечательностях Стамбула. Он сделал свою работу и просто отдыхал. "Команда выложилась по максимуму, чтобы выиграть тот матч. У меня не было оснований злиться. Думаю, такова судьба, – вспоминает Карло и добавляет. – Футбол – самая важная из наименее важных вещей в мире".
 
"Хороший футбол – в традициях Милана. В Ювентусе, например, главное только побеждать", – говорит Карло. Его команда любила атаковать, потому что это было по душе президенту. "Иначе я бы не держал на поле одновременно Пирло, Зеедорфа, Руя Кошту, Кака и Шевченко". 
Он говорит, что не жалеет по поводу того поражения: "Что можно сделать, если за шесть минут они забивают трижды? Невозможно что-то изменить – попросту нет времени. В моей карьере тренера 800 матчей. Если выбрать два, где моя команда играла действительно хорошо, финал против Ливерпуля будет одним из них. Другой – полуфинал 2007 года против МЮ".
 
В 2007-м, после того, как россо-нери вновь дошли до финала, команда собралась возле большого экрана на базе, чтобы поболеть за Ливерпуль во втором полуфинале – мерсисайдцы играли с Челси. "Мы кричали и свистели, когда атаковал Челси, – пишет Анчелотти. – Кто-то даже напялил шапки с гербом Ливерпуля".
 
Поддержка сделала свое дело. Ливерпуль прошел Челси, и в Афинах Милан добился реванша, выиграв 2:1. По словам Карло, команда веселилась всю ночь напролет, пытаясь сделать так, чтобы эта победа навсегда осталась в памяти.
 
В Милане Анчелотти научился находить общий язык с футболистами из самых разных стран. "Сначала нужно рассказать все итальянцам по-итальянски, затем бразильцам по-псевдоитальянски, затем Бекхэму – на языке жестов", — вспоминает Карло о том, как команда готовила розыгрыш для новичка Матье Фламини.
 
Навыки международной коммуникации пригодились. Анчелотти мечтал остаться в Милане навсегда, но Берлускони уменьшил финансирование, начался кризис, и в 2009 году Анчелотти присоединился к сонму итальянских тренеров, покидающих страну, в поисках лучшей жизни. Владелец Челси Роман Абрамович сделал наиболее интересное предложение.
 
"Во время нашей первой встречи Абрамович сказал: "Когда я вижу Челси, то не узнаю, что это именно Челси – у команды нет лица, нет своего стиля игры". Карло должен был создать лицо. "Единственной проблемой был язык. На нем сложно говорить, сложно проявлять эмоции. Но команда мне досталась организованная", – говорит итальянец. В 2010 году Челси выиграл чемпионат и вышел в финал Кубка Англии, нацелившись на дубль – достижение, которое никогда не покорялось лондонцам.
 
Соперником по финалу был Портсмут. Накануне матча Анчелотти поступил неожиданно – назвав стартовый состав, он предложил игрокам самим разработать тактику на матч. "Каждый предлагал одну мысль. Например, Петр Чех предложил "контролировать мяч в обороне и стараться избегать контратак". Мы провели 60 матчей, и тактику постоянно определял я. Так что, я подумал, что команда сама прекрасно понимает, что ей нужно делать".
 
Но почему же так рисковать перед важнейшим матчем? "Я был уверен, что игроки будут придерживаться тактики, потому что они сами ее разработали. Иногда случается, что тренера не понимают до конца. Бывает, я шучу с футболистами: "Вы поняли мою мысль?", "Да-да!" "Будьте добры, повторите!" Челси выиграл у Портсмута 1:0.
 
Анчелотти часто противопоставляют Жозе Моуриньо. О том, как Челси играл с Интером португальца, Карло написал в автобиографии: "Мы встретились в коридоре Сан Сиро и заключили договор: никаких больше споров, никаких разногласий. Пять слов, рукопожатие – за десять секунд мы добились понимания". После победы Челси в чемпионате Анчелотти получил СМС от Моуриньо с одним словом: "Шампанского". Когда Интер стал чемпионом Серии А Анчелотти ответил: "Шампанского, но не слишком много". В своей книге Карло иронично называет Жозе "Великим пропагандистом, Тем, кто все знает, Повелителем пресс-конференций, Грандиозным провокатором, Особенном тренером". Себя он описывает совсем иначе: "Толстый парень с миской эмильянских пельменей".
 
После победы Челси в чемпионате Анчелотти получил СМС от Моуриньо с одним словом: "Шампанского". Когда Интер стал чемпионом Серии А Анчелотти ответил: "Шампанского, но не слишком много". 
Менеджеры не задерживаются в Челси надолго. В 2011 году новые владельцы ПСЖ позвали Анчелотти во Францию. Там он столкнулся с очередными национальными особенностями: "Проблема английских футболистов в том, что иногда они не понимают, что на тренировках не стоит выкладываться на 100%. А во Франции не понимают, зачем им трудиться каждый день".
 
В Париже, по мнению Карло, было немного профессионалов. "ПСЖ стал для меня хорошим опытом, впервые мне доверили создавать что-то новое. В Челси или Реале все не так – в клубе уже есть четкая организация, хорошая команда. А в ПСЖ пришлось создавать все с нуля".
 
Команда была разделена на группировки. "Южноамериканцы, французы, итальянцы, – рассказывает Карло. – Отношения были непростые. Южноамериканцы хотели играть только друг с другом, то же касается и итальянцев. У футболистов не было  менталитета победителей. Обычно тренировки начинались в 11 дня. Игроки приезжали в 10.30 и уезжали в 12.30. Я пытался что-то изменить, говорил им: "Вы должны оставаться после занятий, правильно питаться, отдыхать. Хорошо, что в команде был Ибрахимович – ее лучший футболист и настоящий профи. Он служил образцом на тренировках, всегда был сосредоточен. Полгода понадобилось, чтобы мы начали добиваться необходимых результатов". В 2013-м ПСЖ стал чемпионом Франции – впервые с 1994 года.
 
Вскоре Анчелотти улетел в Мадрид. Президент Реала Флорентино Перес на протяжении нескольких лет подначивал его словами: "Карло, когда-нибудь ты будешь моим тренером". В 2006-м итальянец даже подписал контракт с Реалом, но ему не позволили уйти из Милана. Однако время все-таки настало. Клубу нужен был человек, который приведет команду в порядок после отъезда Жозе Моуриньо. Португалец за три года запомнился лишь своими попытками привить Реалу оборонительный футбол и поставить на место нахальных звезд.
 
Помня о договоре на Сан Сиро, Анчелотти не критикует Моуриньо, но говорит о своих задачах в Мадриде: "Главная цель – играть в немного другой футбол... Эффектный. Болельщики Реала требуют многого, им не нравятся контратаки. Им нужна команда, которая контролирует игру, владеет мячом. Нужно следовать традициям, чтить историю".
 
Анчелотти легко приспосабливается к окружению, и это качество привлекает боссов больших клубов, уставших от самовлюбленных менеджеров. Он ищет что-то новое в каждой стране. "В Англии команды менее подкованы в обороне. Во Франции футбол более силовой, там много африканцев. А в Испании просто любят играть. При работе, конечно, нужно учитывать этим моменты".
 
"В Англии команды менее подкованы в обороне. Во Франции футбол более силовой, там много африканцев. А в Испании просто любят играть. 
"Адаптироваться не всегда легко, – утверждает Карло. – Особенно сложно футболистам, которые покидают Англию. Я вспоминаю Иана Раша, Майкла Оуэна". Валлиец Раш неудачно пытался попробовать свои силы в Италии, а Оуэн совсем недолго продержался в Реале.
 
Так как дела у Гарета Бэйла? "У Бэйла не было особых проблем, он скромный парень, без излишних запросов. Ему много не нужно". Может ли он уже говорить по-испански? "Начинает. Моя работа – сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя на поле, ладил с одноклубниками. У нас много игроков, которые знают английский".
 
Один из них – Криштиану Роналду. Португалец – лучший футболист Реала, но далеко не самый покладистый человек. Он хочет, чтобы команда играла так, как удобно ему. Как Анчелотти ладит с таким талантом? "Я работаю с людьми. Для меня нет разницы между Роналду, Карвахалем и Моратой". К тому же, по словам Карло, с суперзвездами легче, потому они, "как правило, более профессиональны". Итальянец в восторге от того, что он может доверить своему лидеру. "Я не люблю контролировать личную жизнь игроков. Я им не отец и не брат".
 
Анчелотти говорит, что сейчас футболисты позволяют себе намного меньше, чем в 80-х, когда играл он сам. Современный игрок "следит за своим стилем жизни". Например, ест меньше пасты. "Мы заселялись в отель перед матчем, и каждый мог выбирать из меню что угодно! – вспоминает Карло. – Никакой диеты! А тренировка считалась хорошей, если на следующий день у тебя так болели ноги, что ты не мог подняться по лестнице". Карлетто хохочет, говорят о GPS-девайсах и тренерах, определяющих физические нагрузки индивидуально для каждого футболиста.
 
"Я работаю с людьми. Для меня нет разницы между Роналду, Карвахалем и Моратой".
Современные игроки не воюют с тренерами. "Есть ли футболист, с которым я не мог работать? Нет. Футболист, который не мог работать со мной? Нет". В Реале собрались послушные парни – они не спорят, если во время матча тренер меняет схему. "Работая с топ-игроками, ты не сталкиваешься с проблемами. Они все понимают". Хаби Алонсо Анчелотти вообще называет едва ли не играющим тренером.
 
В прошлом году прибыль Реала составила 512 миллионов евро – это рекордная сумма в мире футбола. Так почему команда с 2002 года не может выиграть Лигу чемпионов? Карло снова смеется: "Я не знаю. Даже руководство не находит ответа на этот вопрос. Десять лет они не играли в финале. Это действительно странно. Но три года подряд Реал доходил до полуфинала – неплохой результат".
 
Следующая победа в ЛЧ станет для Реала юбилейной, десятой. Первый соперник в новом году на пути к триумфу – немецкий Шальке. К тому же нужно стать чемпионами Испании, а сейчас команда идет третьей. Справляется ли Анчелотти с давлением. "У меня такой опыт... Я не впадаю в депрессию, когда с результатами проблемы. Я не слишком радуюсь, когда все хорошо. Я люблю эту работу, потому мне легче. На тренера всегда оказывают давление". Мы выходим из офиса, Карло заказывает мне такси.
 
Один из его предшественников в Реале, голландец Гус Хиддинк, которого Анчелотти напоминает комплекцией и спокойствием, однажды объяснил, как любой тренер, работающий в Испании, должен смириться с неизбежным увольнением. "Финикито", – так это называют испанцы. "Здесь быть уволенным – не позор, " говорил Хиддинк. " Президент вызывает тебя в свой офис. "Мистер, думаю, вам лучше не продолжать". Он обнимает тебя. "Зайдите завтра к финансовому директору". На следующий день ты приходишь в бухгалтерию, получаешь чек. Вскоре у тебя в руках чемодан, который полон денег. В Испании даже убивают романтично".
 
Нет сомнений, что рано или поздно Анчелотти столкнется с финикито. Возможно, после победы в ЛЧ, куда вероятнее – до нее. И ему не будет стыдно. Появится еще один повод для анекдота, который можно рассказать старым друзьями за ужином в Италии. Будет другой топ-клуб и новые цели. Такой приятный парень, умеющий ладить со всеми – от Берлускони до Роналду, – не останется без работы.
 
Интервью Саймона Купера, FT Magazine
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua