Он избавил тифози сардов от головной боли в лице вечно чем-то недовольного и скандального Массимо Челлино. Он пригласил в клуб тренера, чья задача — дарить радость зрителям. Он обещает, что Кальяри больше никогда не будет путешествовать по всей стране в поисках "домашнего" стадиона. С Томмазо Джулини на Сардинию пришла уверенность в завтрашнем дне.

- Это правда, что вы сами в молодости играли в футбол?

- Да, я был вратарем. Выступал на аматорском уровне, но прошел путь от шестого любительского дивизиона до третьего.

Мне кажется, за свою карьеру Зденек выиграл меньше, чем заслужил

- То есть вы выбираете голкиперов для Кальяри?

- Скажем так: с моим словом считаются...

- Кальяри удивил многих, когда летом подписал двух молодых вратарей: Алессио Краньо и Симоне Коломби.

- Мы хотели сделать ставку на перспективных ребят, ведь Кальяри сейчас движется именно в таком направлении: создаем молодую и амбициозную команду. Краньо и Коломби показались нам лучшими вариантами из тех, которые мы могли себе позволить, тем более они хорошо проявили себя в прошлом сезоне. Мы рассматривали только тех вратарей, которых был шанс заполучить. Примерно так же получилось и с Земаном: мы ухватились за возможность пригласить его.

- Что вы вообще можете сказать о Земане?

- Он великолепный тренер. Мне кажется, за свою карьеру Зденек выиграл меньше, чем заслужил. Возможно, причина в том, что в некоторых клубах его до конца не поняли, не прислушивались толком к его мнению. Попав в Кальяри, Земан уверен, что его поддерживают. Ему угождают, он работает в абсолютно спокойной атмосфере, знает, что ему доверяют: этот человек может принести огромную пользу клубу.

- Что означает "угождать Земану"? У него в прошлом возникали проблемы как с руководством клубов, так и с футболистами.

- Мы предоставили ему полную свободу действий и практически не вмешиваемся в его работу. Я бы даже сказал, что его позиция стала еще прочнее по ходу сезона, так как теперь он тесно общается с клубными врачами. Клуб работает для мистера, мистер работает для клуба.

- Вы хотите сказать, что у Земана в Кальяри карт-бланш?

- Да, если можно так выразиться. И, скажу вам, это прекрасно влияет на процессы в клубе и команде. Посмотрите, к примеру, на количество наших травмированных игроков — за два месяца почти ни у кого не было повреждений. Все в полном порядке, в отличной физической форме. Это результат и тренировочного процесса Земана, и его взаимодействия с нашими врачами. Медики у нас очень известные, их знают по всей стране. Я не стал менять штаб, который работал еще при Челлино.

Тем, кто работает в кальчо, необходимо просто осознавать, что речь идет о спорте. Хотелось бы дать людям понять, что футбол — это развлечение

- Вы появились в мире футбола изящно и осторожно, чем-то напомнив Массимо Моратти. Вы не боитесь, что вас могут задавить более "хищные" президенты?

- Мне кажется, что мир футбола очень простой. Это ведь, в конце концов, игра. Даже если воспринимать его как бизнес, я не вижу проблем: есть куда более сложные сферы. Тем, кто работает в кальчо, необходимо просто осознавать, что речь идет о спорте. Это не хватает нашей стране, атмосфера слишком напряженная. Хотелось бы дать людям понять, что футбол — это развлечение. Я имею в виду не только философию Зденека Земана, например, буду очень рад, если на матчи снова станут ходить целыми семьями. Спорту это необходимо. Говорят: "Посмотрите, как здорово придумали регбисты! У них есть "Третий тайм", они встречаются после игр". А я отвечаю: "Так почему не ввести нечто подобное в футболе"? Мне по душе эта идея.

- В каких реформах нуждается итальянский футбол?

- Нужно следовать по тому же пути, по которому идут АПЛ, Ла Лига и Бундеслига. Необходимо делать продукт международным, ведь за футболом следят на пяти континентах. В Италии пока не научились "продавать" Серию А. Потому я рад, что появляются иностранные инвесторы: из Индонезии, из США. Невозможно стараться заработать себе имя только за счет прав на трансляцию матчей. А если и так, то это должно хотя бы приносить солидные деньги.

- Так что же делать?

- Это обширная тема, которая касается не только футбола. Дело ведь в системе налогообложения. Налоги убивают кальчо, не дают ему возможности конкурировать с другими чемпионатами. Но это проблема страны, а не футбола. Я не знаю, как выйти из нынешнего положения без изменений на законодательном уровне.

В Италии пока не научились "продавать" Серию А. Потому я рад, что появляются иностранные инвесторы: из Индонезии, из США

- Летом Давиде Астори был в шаге от перехода в Лацио, но стал игроком Ромы. Что произошло?

- Дело в том, что Лацио вел переговоры с агентами футболиста, а не с Кальяри. А Рома вышла непосредственно на нас и за пару часов обо всем договорилась... В футболе есть правила: прежде всего, нужно наладить диалог с клубом, которому принадлежит игрок.

- Вы работаете над тем, чтобы повысить интерес к Кальяри на Сардинии и по стране?

- Думаю, нам нужен как минимум год, чтобы подводить какие-то итоги и анализировать, что изменилось в клубе. Сейчас слишком много препятствий, с которыми мы еще не справились, потому делать выводы рано. В последние годы у клуба были серьезные проблемы, и многие болельщики отвернулись от Кальяри. Взять хотя бы историю со стадионом, из-за которой Челлино даже оказался за решеткой. В городе Кальяри уровень безработицы среди молодежи — 55%, кризис ощущается здесь сильнее, чем в других регионах Италии, сложно привлечь местных жителей на стадион — им не до этого. Но девять тысяч зрителей на первом матче... Я ждал большего. Я думаю, что наш проект, проект Земана заслуживает большего внимания. Даже Сассуоло, который играет в Реджо Эмилии, продал на три тысячи абонементов больше, чем мы.

- И в чем причина?

- Возможно, многие недовольны тем, что теперь клубом управляет человек, который не родился на Сардинии. Я могу это понять. К тому же я точно знаю, что некоторые считают Земана пережитком прошлого и не верят в него и его команду.

В городе Кальяри уровень безработицы среди молодежи — 55%, кризис ощущается здесь сильнее, чем в других регионах Италии, сложно привлечь местных жителей на стадион — им не до этого. Но девять тысяч зрителей на первом матче... Я ждал большего

- А что скажете о новом стадионе? Каковы перспективы?

- Сейчас наш приоритет — это развлекательный центр для детей. Мы построим его до нового стадиона, чтобы привлечь семьи перед матчами и после них. Мы хотим, чтобы на футбол ходили и женщины, а это один из способов. Мы не ставим во главу угла экономический и финансовый аспект — просто хотим, чтобы люди оторвались от телевизоров.

- Строительство нового стадиона, как правило, означает конфронтацию с политическими силами и преодоление бюрократических преград.

- Переговоры по поводу арены я веду с множеством учреждений и органов власти: от региональных властей до управления гражданского строительства, от полиции до территориального управления здравоохранения. Мы сотрудничаем уже на протяжении трех месяцев, и пока что я доволен результатами. Необходимо, чтобы нам пошли навстречу, ведь, говоря о спорте, только Кальяри и баскетбольный клуб Динамо Сассари могут зарабатывать для Сардинии и повышать престиж острова. 

- Известно, что вы — болельщик Интера. Можете назвать кого-то из нерадзурри своим кумиром?

- Теперь я — болельщик Кальяри и Интера... Если говорить о тех, кто недавно играл за Интер, то я бы назвал Вальтера Самуэля. Он был лидером команды не только на поле, но и в раздевалке. Важнейший человек для великой команды Жозе Моуриньо, которая сделала требл.

- Вам не кажется, что с Моратти поступили несправедливо?

- Мне кажется, он сделал нормальный выбор. Все-таки мы говорим о человеке, который руководил клубом на протяжении 18 лет. Массимо был лидером, а теперь понял, что он уже не главный в своем собственном доме. Его новая должность, по сути, была формальностью, все ключевые решения принимал Тохир. Но я никогда не слышал, чтобы Эрик неуважительно отзывался от Моратти. Возможно, стоило избежать кое-каких шуток от его приближенных лиц. Да и Вальтер Маццарри повел себя неуважительно по отношению к человеку, который пригласил его в Интер.

Saras Моратти является нашими потенциальным партнером: если однажды Массимо протянет нам руку помощи, я буду очень рад

- Моратти и его компания Saras могут быть привлечены к строительству нового стадиона Интера?

- Да, это перспективная идея. У Saras самый большой процент валового внутреннего продукта в Сардинии, самый крупный нефтеперерабатывающий завод в стране. Было бы здорово, если бы компания как-то помогла региону, который так много ей дает. Они являются нашими потенциальными партнерами: если однажды Моратти протянет нам руку помощи, я буду очень рад.

- Вернемся к Земану. Он был близок к тому, чтобы возглавить Болонью. Как вам удалось переубедить его?

- В первую очередь, за счет дивизиона. Кальяри выступает в элите, а Болонья вылетела в Серию Б. К тому же его привлекло то, что у нас строится новый проект, есть перспективы. У Болоньи в тот момент все было достаточно сложно. Ну и море — Земан его обожает.

Сиригу — сард и будет вратарем сборной Италии на ближайшие пять-десять лет. Если в какой-то момент он приехать в Кальяри... Не на пенсию, а чтобы быть лидером команды, как Буффон...

- Вы вернули в клуб спортивного директора Франческо Маррокку, который работал с Челлино. Как родилась эта идея?

- О Франческо в Кальяри вспоминали с большим теплом. Я очень хотел с ним встретиться, и Маррокку произвел на меня огромное впечатление. Сейчас с командой работает он и менеджером Санфеличе — Челлино отказался от услуг обоих, и они вернулись к нам неслучайно. Это профессионалы высочайшего уровня, которые преданы клубу. Еще раз подчеркну: Массимо решил, что они не нужны Кальяри, а я в них уверен.

- Вы уже определились с целями на январское трансферное окно?

- Да, но я не стану говорить, кто это. Меня постоянно об этом спрашивают. Так что, я промолчу, зато подкину вам тему для разговора. Сальваторе Сиригу...

- Это маловероятно.

- Он — сард. Он будет вратарем сборной Италии на ближайшие пять-десять лет. Если в какой-то момент он решит снизить свои требования и приехать в Кальяри... Не на пенсию, а чтобы быть лидером команды, как Буффон... В общем, мы ждем.

- Кальяри — это... Джиджи Рива.

- Если вы живете в Кальяри, то знаете, что он значит для клуба: это как Марадона для Наполи. Я бы очень хотел, чтобы Рива стал ближе к нашему клубу.

Интервью Corriere dello Sport

Перевод Юрия Шевченко, Football.ua