В четверг вечером, после матча с Реалом, Синиша Михайлович собрал всю команду в баре отеля, чтобы выпить пива. Так сербский алленаторе поблагодарил своих футболистов за отличную работу на турнире. Его Милан еще строится, но фундамент уже заметен. Проект намечается очень амбициозный.

- Вы уже можете подвести какие-то итоги своего пребывания в Милане?

- Да, и это вполне позитивные итоги. Мы хорошо работаем. Начали с нуля, поменяли состав, тактику, систему подготовки. Кусочки складываются в полную картину, которая мне нравится — речь и о стиле игры, и об атмосфере в команде. Все начинается идеально — мы будем готовы, когда дойдет до матчей, в которых что-то решается.

"Наша цель — финиш в первой тройке. Но мы можем добиться и большего, если будет сделано еще несколько приобретений"

- Вокруг Милана сейчас царит большой энтузиазм. Это усиливает давление?

- Лично на меня — нет. Я понимаю, что несу ответственность, но, чем она больше, тем больше я лезу из кожи вон — такой уж я человек. Я не боюсь рисковать, мне не страшны вызовы. Я живу, чтобы побеждать.

- Какой результат в следующем чемпионате не будет считаться неудачей?

- Финиш в первой тройке. Но с этой командой мы можем добиться и большего, если будет сделано еще несколько приобретений.

- Можно поподробнее о приобретениях?

- Один или два футболиста максимум. Имен от меня не ждите...

- Против Реала команда показала, что у нее есть стиль, есть свое лицо. Вы часто говорите, что тактикой занимается ваш помощник Эмилио Де Лео. Это действительно так?

- Я не настолько самоуверен, чтобы считать, что умею делать все лучше всех. У меня прекрасные помощники, которые делают сильнее и меня, и команду. Я многому научился, когда стал тренером, наблюдал за работой Моуриньо, Гвардиолы, Клоппа, Венгера. Есть тренировки, на которых должен присутствовать главный тренер, есть — те, где он доверяет своим помощникам. У Клоппа замечательный помощник, он сказал мне: "Юрген — лучший тренер в мире, но он никогда бы не справился с моей работой". Я хочу, чтобы каждый делал своей дело, и это приносило ему удовольствие — к примеру, за физические нагрузки полностью отвечает Антонио Бовенци. У нас в команде каждый знает свои обязанности, каждый несет ответственность.

"Я не настолько самоуверен, чтобы считать, что умею делать все лучше всех".

- Возвращаясь к тактике. Наблюдая за вашими тренировками, можно прийти к выводу, чтобы вы стремитесь добиться автоматизма в некоторых комбинациях.

- Да, кое-что действительно должно быть отработано до автоматизма. В любой ситуации футболисты должны знать, что делать. Я никогда не выхожу из себя, если не реализован голевой момент, но очень злюсь, если ошибки допускаются в наигранных комбинациях. Когда мы выходим на поле, то необходимо на 80% знать, как действовать 20% — это скидка на соперника. Нельзя терять голову, если возникают трудности, нужно просто следовать принципам игры. Главное — организация, понимание, чего ты хочешь добиться.

- В вашей футбольной философии есть базовые принципы: атакующие фланговые защитники, ротация в зоне трекварти с вовлечением центральных полузащитников, сбалансированная опека. Сложно ли научить этому команду за такой короткий промежуток времени?

- Когда мяч у нас, то все предельно ясно. Один поддерживает того, кто владеет мячом, второй создает ширину, третий движется между линиями, два или три игрока пытаются воспользоваться пространством, которое открыли партнеры. Затем мы анализируем матч, чтобы понять, все ли соблюдали инструкции.

"В любой ситуации футболисты должны знать, что делать. Я никогда не выхожу из себя, если не реализован голевой момент, но очень злюсь, если ошибки допускаются в наигранных комбинациях".

- Треквартисту вы будете выбирать по ходу сезона, основываясь на том, как будут складываться матчи?

- Да, многое зависит от того, в какой форме игроки, от соперника тоже. Иногда необходимо обеспечить серьезную опеку, иногда — играть на атаку. Но основная мысль не меняется никогда: наши первые защитники — это нападающие. Это вовсе не фигура речи. До центрального круга игроки атаки должны преследовать оппонентов, жертвовать собой. А на нашей половине поля это уже не их дело.

- Судя по всему, вы не видите проблемы в том, чтобы использовать одновременно Луиса Адриано и Бакку.

- Сильные футболисты говорят на одном языке и понимают друг друга. Проблемы могут возникнуть, если один нападающий хорош, а второй слаб, но это не наш случай. У обоих есть четкие задания в фазе обороны, они знают, как двигаться, но также имеют право на свободу действий — могут проявить свой талант и фантазию, принимая альтернативные решения.

"Наши первые защитники — это нападающие. Это вовсе не фигура речи. До центрального круга игроки атаки должны преследовать оппонентов, жертвовать собой".

- Ваш принцип ротации подразумевает, что игроки часто оказываются на непривычных позициях.

- Фланговые защитники меняются местами с центральными полузащитниками, в центре поля постоянно происходит ротация, вся команда находится в движении. Не нужно ограничивать игроков одной позицией — они должны уметь делать все, если в ходе игры окажутся далеко от привычной зоны действий. К примеру, если мы играем против команды с одним нападающим, я не хочу, чтобы реджиста опускался слишком глубоко. В таком случае наша линия полузащиты будет растянута, соперник получит численное преимущество в центре. Центральные защитники в такой ситуации должны действовать смело, идти вперед, начинать атаки.

- Что сложнее: тренировать тело или голову?

- Голову. Если у тебя это получится, то все будет хорошо. В противном случае ничего не выйдет. Очень важно было вернуть футболистам желание работать. Те, кто играет за Милан, должны выкладываться по максимуму, покидать поле с высоко поднятой головой — это их обязанность. Легко сказать, куда сложнее сделать. Когда я сам играл, то в моей сборной было множество талантов, но мы ничего не выиграли, потому что каждый делал, что хотел. Позже я понял, как мы ошибались.

"Не нужно ограничивать игроков одной позицией — они должны уметь делать все, если в ходе игры окажутся далеко от привычной зоны действий".

- Понимание приходит со временем.

- Это так. Но я Милане для того, чтобы оно пришло как можно раньше. Талант никогда не побьет правила. Соблюдай правила — и будешь побеждать. Допусти ошибку, поведи себя непрофессионально — проиграешь. Это основа всего. И я должен подать пример своим подопечным, если требуют от них уважения и лояльности.

"Талант никогда не побьет правила. Соблюдай правила — и будешь побеждать. Допусти ошибку, поведи себя непрофессионально — проиграешь".

- Милан не выступает в еврокубках — у вас будет больше времени на работу посреди недели, будет легче определиться с основным составом.

- Да. Но футболисты должны понимать, что все может решиться за какие-то десять минут. Каждый должен хорошо тренироваться, иначе он не будет выходить на поле. Впрочем, это они уже поняли... Пока что у меня нет поводов жаловаться. Выбор состава — всегда самое сложное, если все игроки старательно подходят к тренировкам. Никто не должен чувствовать себя беспрекословным основным. А те, кто играет меньше, должны создавать мне проблемы на тренировках, демонстрируя свой уровень. Если кто-то хочет поговорить, дверь всегда открыта. С этим нет проблем, все для меня равны.

"Никто не должен чувствовать себя беспрекословным основным. Если кто-то хочет поговорить, дверь всегда открыта. С этим нет проблем, все для меня равны".

- Вы видели календарь? Ваш дебют приходится на матч во Флоренции.

- Возможно, это к лучшему: мы точно не станем недооценивать соперника, хотя этого и так не произойдет. Я никогда не обращаю внимания на календарь. Иногда, конечно, приходят мысли — мол, это хорошее начало, но я стараюсь прогнать их. Первые матчи — это всегда неизвестность. Лучше сосредоточиться на работе.

Интервью La Gazzetta dello Sport

Перевод Юрия Шевченко, Football.ua