События

7 февраля – торжественно открыта первая в Италии электрифицированная железная дорога, соединявшая Милан с Монцой.  

11 июля – группа  бывших кавалерийских офицеров во главе с Джованни Аньелли открыли новое предприятие под названием Итальянская автомобильная фабрика Турина, более известная в мире как FIAT, с уставным капиталом в 800 тысяч лир. Пройдет десяток лет – и Турин станет одним из главных центров автомобилестроения.

16 декабря – английские и итальянские энтузиасты во главе с Альфредом Эдвардсом и Гербертом Колпином основали Футбольный и крикетный клуб Милан (с 1939 года – Ассоциация кальчо Милан).

В конце ХIХ века футбол в Италии делал первые осторожные шаги. Кальчо тех лет имел мало что общего с современным видом спорта, который можно увидеть на стадионе или по телевизору.  У команд фактически не было тренеров (хотя, справедливости ради, нужно отметить, что они появились очень скоро, предположительно с 1901 года), а в ходе самих тренировок каждый футболист ударял по мячу по нескольку раз, после чего все расходились по домам с чувством выполненного долга. Мяч был очень тяжелым, поэтому вратари даже не пытались его зафиксировать – выбивали кулаками куда подальше. Игровая форма состояли из рубашки с длинными рукавами и длинных штанов. На полях не было раздевалок, поэтому все приходили и уходили в игровом костюме. Большинство инвентаря импортировали из Англии: мячи, форму, бутсы.

Несмотря на очевидную "дикость" эпохи пионеров, некоторые традиции кальчо сложились именно тогда. Например, неизменное футбольное воскресенье, которое потеряло свое изначальное значение только с приходом платного телевиденья в 1990-х, когда ввели обязательные субботние матчи. Этот выбор выглядит несколько странно для католической страны, однако объясняется достаточно просто. Почти все в Италии работали в субботу, а борьба за дополнительный выходной, так называемую "английскую субботу", характеризировала профсоюзное движение в стране на протяжении многих лет. В дальнейшем, когда футбол набрал сумасшедшую популярность, церковь не раз жаловалась на футбольное воскресенье, поскольку многие верующие предпочитали мессе стадион. Однако ничего изменить было уже нельзя.  

Новоприбывшие

Состав участников второго чемпионата Италии пополнили две команды из Лигурии. Первая из них, Джиннастика Сампьердаренезе (Ginnastica Sampierdarenese), была основана в 1891 году местными студентами и рабочими. Члены клуба практиковали многие виды спорта, и, в конце концов, настала очередь футбола – в 1899-м. Что касается вторых новичков, то ими стали представители Про Лигурии (Pro Liguria)  – одного из немногих клубов того времени, среди отцов-основателей которого не было ни одного иностранца. Впрочем, вряд ли стоит возносить это в достоинство, особенно учитывая тот факт, что до соревнований лигурийцы так и не дошли – снялись перед самым стартом. Чтобы было понятнее, скажем, что в будущем этим клубам предстояло войти в состав Сампдории.

Чемпионат

Второй чемпионат Италии под эгидой FIGC разыгрывался уже не в течение одного дня, а по воскресеньям с 27 марта по 16 апреля 1899 года. Формула проведения соревнования выглядит несколько необычно.  Лучшие команды страны, за исключением чемпиона, соревновались между собой в предварительном раунде в Турине по кубковой системе. В это же самое время в Генуе триумфаторы прошлого сезона Дженоа разминались с земляками из Сампьердаренезе  в так называемом раунде региона Лигурия. Судьба трофея решалась в финальном матче на Велодроме Понте Коррега в Генуе, в котором встречались победители отборочных раундов. Честно говоря, очень и очень странно, но, главное, участников это устраивало.

В первом раунде в Турине должны были выступить дебютанты из Про Лигурии, но по неизвестным причинам отказались от ранее поданной заявки. Могу предположить, что им не особенно улыбалось ехать в Пьемонт, когда у них дома тоже проводились предварительные соревнования. Таким образом, получилось, что в первом поединке чемпионата сошлись футбольная секция гимнастов и футбольный клуб Торинезе. Победу первым со счетом 2:0 принес некий Калум Ред, о котором не сохранилось никаких сведений. По фамилии и имени можно предположить, что он прибыл из Британии.

В полуфинале Интернационале без проблем правился с Джиннастикой благодаря голам легендарного Эдоардо Бозио и малоизвестного Альберта Вебера. Казалось бы, оба эти персонажа творили историю туринского футбола, однако если о Бозио мы знаем достаточно много, то о Вебере – ноль целых ноль десятых. Человеческая память, увы, выборочна. Тем не менее, именно этот неизвестный герой остался в официальной статистике финала как автор единственного гола "интернационалистов". Пишут, что прежде, чем отправить мяч в ворота, Альберт красиво обыграл  защитника Де Галлеани. Дженоа же, подтвердив статус флагмана кальчо доисторического периода, даже не удосужилась зафиксировать фамилии игроков, чьи три гола во втором тайме стали решающими (хотя два гола приписывают новому президенту клуба Джорджу Фокасу). Может, сильный ветер, который помогал загонять круглого в ворота туринцев, унес с собой заветную бумажку?..

Повторная победа досталась россоблу легко, но не без спорного момента. Гости остались недовольны работой так называемого жюри, члены которого сидели за воротами и следили за тем, полностью ли пересек мяч линию (как видите, никакое это не ноу-хоу!). С тех пор эту обязанность доверили арбитру в поле – во избежание подобных конфликтов (но тут всплыли другие конфликты…). В целом же, второй чемпионат, как и первый, не вызвал у итальянской публики особого ажиотажа. Наверное, свою роль сыграло то, что, несмотря на небольшое увеличение количества участников, географическое представительство осталось прежним: Лигурия и Пьемонт. А в составе неизменного чемпиона значились только два итальянца. Остальные – либо англичане, либо швейцарцы. Очевидно, что на данном этапе первенства кальчо проводились скорее ради удовольствия их участников, нежели ради болельщиков.

Чемпионы

Дженоа: Фаусто Гильотти, Эрнесто Де Галлеани, Энрико Пастер II, Джеймс Спенсли, Эдоардо Пастер I, Ховард Пассадоро,  Арклесс, Детейндре, Джозеф Уильям Агар, Генри Дэпплз, Норман Витор Ливер (Джордж Фокас)

Бессменным лидером победителей оставался доктор Джеймс Спенсли, чья история читателю уже знакома (см. Год за годом – 1898). В этот раз капитан россоблу предпочел сыграть в защите, доверив ворота номинальному нападающему, к тому же итальянцу, Фаусто Гильотти. Однако о коренных представителях говорить пока что рано. В этот раз остановимся на личности Эдоардо Пастера по прозвищу "Дадин". Но не только и не столько из-за фамилии, известной во всем мире благодаря пастеризации. Несмотря на то, что Пастеры происходят из швейцарской  Женевы, эту ветвь семьи неожиданным образом забросило в Геную, где родился и Эдоардо, и его младший брат Энрико. Много позже Пастер-старший мог с полным правом заявить в интервью: "Я был единственным генуэзцем в команде – такой себе ориудо наоборот!" Конечно, речь идет о временах, когда итальянцев в Дженоа еще не принимали.

"Дадин" познакомился с футболом во время учебы в колледже в Швейцарии. Вернувшись на родину, он не мог не стать "сочио" Дженоа, поскольку только в этом клубе Генуи практиковали полюбившийся  вид спорта. Вскоре он привел в стан россоблу своего брата Энрико. Постепенно Пастер I стал вторым человеком после Спенсли в том, что  касалось футбольной секции. Он выступал на позиции полузащитника, предпочтительно правого, приняв активное участие в завоевании шести чемпионских титулов. На поле отличался мужеством – в матче против Торинезе в 1897 году не побоялся доиграть до конца с переломанным носом.  

Завершив карьеру, генуэзский швейцарец продолжил трудиться во благо футбола в качестве чиновника, арбитра и спортивного журналиста (известен его репортаж в Gazzetta dello Sport о первом международном матче в истории клубного футбола Италии между Ниццей и Дженоа в 1903 году). С 1904 по 1909 года Пастер занимал пост президента Дженоа, а с 1902 по 1903 и с 1910 по 1914 – вице-президента. Однажды, в тяжелые времена, офис россоблу даже переехал прямо к нему домой. Тем не менее, главная заслуга Эдоардо состоит все же в том, что именно он брал на себя тяжкое бремя обновления клуба в годы послевоенных разрух – и в 1918-м, и в 1945-м.

Статистика

Предварительный раунд (Лигурия)

Понте Каррега (Генуя), 27 марта 1899 года
Дженоа – Сампьердаренезе  2:0

Первый раунд

Пьяцца д'Арми (Турин), 2 апреля 1899 года
Джиннастика Торино – Торинезе 2:0

Полуфинал

Пьяцца д'Арми (Турин), 9 апреля 1899 года
Интернационале Торино – Джиннастика Торино 2:0

Финал

Понте Каррега (Генуя), 16 апреля 1899 года
Дженоа – Интернационале Торино 3:1

Яна Дашковская, специально для Calcio dello Stivale