События
 
10 августа – завершился рейд Пекин – Париж, объявленный французской газетой Le Matin: "Поскольку теперь у нас есть автомобили, нашей задачей стало доказать, что с ними мы можем делать что угодно и где угодно". На вызов откликнулись примерно сорок экипажей, состоящих из представителей аристократии и богатой буржуазии, но 10 июня на старт прибыли только пять: три из Франции, по одному из Италии и Голландии. Хотя главной целью мероприятия было не соревнование в скорости, а демонстрация неимоверных возможностей нового вида транспорта, считавшегося годным только для коротких прогулок или спортивных заездов,  все участники стремились первыми преодолеть почти 15 тысяч километров до Парижа. Безоговорочную победу одержали Принц Сципион Боргезе (легендарный подводник Юнио Валерио Боргезе – его племянник) и Этторе Гиццарди, управляющие автомобилем марки Itala. В отличие от соперников, отдавших предпочтение легким и не очень мощным автомобилям для столь дальней поездки, Боргезе не смущал ни значительный вес,  ни 40 лошадиных сил (у других было по 10-15) машины, что позволило ему преодолевать многочисленные препятствия на непроторенном пути. Еще одним секретом успеха итальянцев стало использование шин одинакового размера спереди и сзади, что сделало их взаимозаменяемыми и сократило количество необходимых расходных материалов.
 
17 октября – в Бергамо был основан клуб Аталанта, который в будущем прославится своей футбольной школой, а также самыми продолжительными выступлениями в Серии А среди городов, не являющимися столицей своего региона ("Королева провинциалов"). Поскольку в данном случае пионерами кальчо выступили студенты классического лицея: Эудженио Урио, Джулио и Ферруччо Амати, Алессандро Форлини и Джованни Роберти, выбор названия в пользу героини греческой мифологии Аталанты – неутомимой охотницы и бегуньи – легкообъясним. Помимо бергамасков, в тот же год организовались любители игры с мячом из других городов, но их последующие достижения куда более скромные: Комо (20 июля в баре во время аперитива) и СПАЛ из Феррары (инициатором выступил священник Пьетро Ачербис из приходского молодежного клуба).
 
28 ноября – родился  знаменитый итальянский писатель-неореалист Альберто Моравиа. Его знаковые работы: "Равнодушные" (1929), "Чочара" (1957), "Скука" (1960). Моравиа разделял мнение многих интеллектуалов о том, что одним из главных предназначений  футбола является отвлечение народных масс от более опасных с точки зрения властей занятий: политики, протестов, революций. Тем не менее упоминания о набирающей популярность в Италии игре то и дело проскакивает в его произведениях, например, в сборнике "Римские рассказы":
 
– А что же тогда жизнь?
 
И я одним духом выпалил:
 
– Это значит жить в городе, где ярко освещенные кафе и магазины, кино и театры… Это значит встречаться в баре с друзьями, пить аперитивы, сидя за столиком под вентилятором, читать спортивную газету, обсуждать последние новости, играть после обеда в бильярд, а вечером смотреть в кино интересный фильм и потом до поздней ночи гулять по городу… Это значит отправиться в воскресенье на стадион смотреть футбольный матч, или на скачки, или даже на собачьи бега… А летом поехать с какой-нибудь девушкой купаться на пляж в Остию…
 
С подачи бывшего игрока Медиоланума и будущего президента Федерации футбола в Италии впервые начали употреблять слово calcio, а не foot-ball, для обозначения завезенной английскими матросами игры, хотя ее правила существенно отличались от средневековой тосканской забавы. Флагман итальянской спортивной журналистики Gazzetta dello Sport 17 октября 1907 года опубликовал заметку по теме:
 
"От нашего друга Бозизио поступило отличное предложение. Он советует начать итальянизацию футбола, заменив чужой термин на родной, который возвращает нас к истокам, когда молодежь в перерыве между битвами проводила время за  игрой в мяч на расчищенных площадках тосканских холмов: Кальчо! Возможно, такое предложение вызовет неприятие многих. Именно поэтому мы назовем нашу рубрику Кальчо – чтобы приучить к новому термину тех, кто настроен  к нему враждебно, и тех, кто все еще находится в неведении. Таким образом, смена привычки произойдет автоматически и практически бесповоротно. К сожалению, Рим не сразу строился".
 
Однако итальянизировался не только словарь терминов, но и сам футбол. Как раз в то время в пьемонтской глубинке шлифовалась бомба, готовящаяся взорвать чемпионат, доказав, что и без единого иностранца в составе можно играть и выигрывать.
 
Чемпионат
 
Система розыгрыша юбилейного десятого чемпионского титула в кальчо (теперь уже точно!) не претерпела никаких существенных изменений, кроме долгожданного появления соперника для Ювентуса в регионе Пьемонт, оказавшегося более чем достойным. Ведь дебютанты из Торино сумели обыграть более опытных земляков на предварительной стадии и войти вместо них в финальную группу. Впрочем, главная сенсация состоялась все-таки в Лигурии – впервые в своей истории Дженоа не пробился в финал стараниями ребят из Андреа Дории. У Милана, почитавшегося фаворитом турнира, проблем не возникло, а отказ от выяснений отношений на поле со стороны Ювентуса в предыдущем сезоне служил дополнительным стимулом подтвердить справедливость ранее завоеванного трофея. Впрочем, схлестнуть шпаги с бьянконери в личной встрече не получилось, что не отразилось на сути противостояния – фактически борьбу за титул вновь повели представители Ломбардии и Пьемонта. Поскольку обе встречи между этими командами так и не выявили победителя, итоговый успех зависел от того, кто лучше сыграет с генуэзцами. Фатальной для Гранатовых стала нулевая ничья в первом туре на выезде, в то время как Милан  обыграл "адмиральскую" команду с общим счетом 7:0. На последний матч в Турине Андреа Дория не явилась, получив техническое поражение, однако этот результат уже ни на что повлиять не мог. Милан – чемпион!
 
Но не одной элитой жил итальянский футбол. С 1904-го высший дивизион кальчо носил название Первая категория (Prima categoria), а во Второй категории (Seconda categoria) сражались дублеры сильнейших команд страны, сменяя друг друга на вершине:  1904 – Дженоа-2, 1905 – Ювентус-2, 1906 – Милан-2...  До 1907-го, когда в низшем дивизионе первый серьезную победу одержал предвестник нового времени – Про Верчелли. Как обычно в таких случаях не обходится без участия Личности. Гимнастическое общество в Верчелли было основано в 1892 году, однако такую дисциплину как футбол ввели несколько позже по инициативе Марчелло Бертинетти – в будущем двукратного олимпийского чемпиона по фехтованию, который в свободное время любил погонять мяч. Будучи инженером по образованию, он прекрасно владел английским языком и лично занимался переводом учебников по футболу. Естественно, без него не обходились и тренировки, на которых местных парней сначала научили правильно обращаться с круглым кожаным снарядом, а потом и разыгрывать известные на то время комбинации. Ключевое слово – местные:  белые цвета  клуба защищали не просто итальянцы – большинство были уроженцами города Верчелли и окрестностей!
 
Столица Италии, безнадежно отстающая в футбольном развитии от Севера, наконец-то, тоже начала просыпаться. Общество спортивной ходьбы Лацио первым обратило внимание на футбол через год после основания в 1900-м и начало проводить матчи на берегу Тибра, привлекая народ невиданным зрелищем. В частности bulli romani – римских хулиганов с собственным кодексом чести, особым стилем и говором (их можно сравнить, например, с субкультурой львовских батяров, тем более, временные рамки действия похожи) – которые приходили посмеяться над необычной забавой с мячом. И проколоть мяч неизменным ножиком, если что не понравится. Только к 1907 году римляне дошли до организации регионального чемпионата, который проводился автономно от национального. Инициатором выступил клуб Виртус, созданный группой недовольных из Лацио. Однако победить им не удалось: бьянкочелести во главе с Санте Анкерани (его слова: "Футбол в Риме – это я") легко разделались со всеми соперниками, не пропустив ни одного гола.
 
Чемпионы
 
 
Милан (2-3-5): Радиче – Мескья, Мода – Боссхард, Трерэ II, Пьяцца – Трерэ I, Килпин, Видмер, Имхофф, Мэдлер
 
Как в предыдущем чемпионате, ведущая роль в успехе принадлежала иностранцам: неизменному капитану-англичанину, трем швейцарцам и немцу. Нужно отдать должное и Даниэле Анджелони, который выигрывал первое скудетто россонери на поле, а теперь перешел на тренерскую работу, возглавив в команде техническую комиссию. Поскольку тогда о профессионализме даже речи не шло, наоборот, футболисты платили членские взносы и обеспечивали игровую форму, чтобы иметь возможность выйти на поле, потеря ключевых игроков из-за смены работы и переезда была обычным явлением. Так, Милан остался без Гигера, Хойбергера и Мальвано, однако расстраиваться не стоило, потому что состав пополнил бомбардир из Базеля Ханс-Вальтер Имхофф. Дублеры тоже подтянулись к уровню лидеров.
 
Изменения коснулись всех линий, тем более что тогда амплуа футболистов были весьма условными.  Место в воротах перешло к накопившему ценный опыт Джероламо Радиче, а Аттилио Трерэ, ранее занимавший этот пост, устремился в полузащиту. Оборону продолжал цементировать незаменимый Гвидо Мода, но на позицию Килпина, который решил в свой последний сезон порезвиться в атаке, выдвинулся экс-резервист Андреа Мескья. Все трое провели по шесть матчей, как и вышеназванный Трерэ, рядом с которым в центре поля по-прежнему действовал Боссхард и, наконец, закрепился будущий основатель футбольного клуба в городке Леньяно Джан Гвидо Пьяцца. Еще один Трерэ, Алессандро, промышлял в атакующей линии, причем весьма успешно: правый вингер Милана закатил все три гола во встречах с главным конкурентом Торино. Однако настоящим лидером у чужих ворот стал левый инсайд Имхофф, взявший титул лучшего снайпера кальчо с 5 точными ударами. Его достижение – хет-трик в дебютном матче – сумел повторить только Джампаоло Паццини в 2012-м.
 
37-летний Килпин, теперь правый инсайд, лучше других чувствовал и понимал игру, что позволило ему держаться на уровне, несмотря на возраст и менее выдающиеся физические данные по сравнению со швейцарцами: 4 гола на его счету. Центрфорвард Эрнст Видмер и первый немец в истории россонери Йоханн-Фердинанд Мэдлер, выступающий на позиции левого вингера, больше помогали в подыгрыше, хотя их имена тоже периодически попадали в протокол: раз и три раза соответственно. Большие надежды тренеры и партнеры возлагали на 15-летнего Густава Хаузера, однако тот не заиграл ни в этот сезон, ни в последующие. Да и ситуация с иностранцами, складывающаяся в итальянском чемпионате в дальнейшем, этому не способствовала.
 
Статистика
 
Предварительный раунд
 
Пьемонт
 
Торино – Ювентус  2:1
Ювентус – Торино 1:4
 
Лигурия
 
Дженоа – Андреа Дория 1:1
Андреа Дория – Дженоа 3:1
 
Ломбардия
 
Милан – У. С. Миланезе 6:0
У.С. Миланезе – Милан 0:1
 
Финальный раунд
 
Андреа Дория – Торино 0:0
Торино – Милан 1:1
Милан – Андреа Дория 5:0
Милан – Торино 2:2
Андреа Дория – Милан 0:2
Торино – Андреа Дория 2:0 (техническое поражение)
 
 
 
И
В
Н
П
М
О
1.
Милан
4
2
2
0
10-3
6
2.
Торино
4
1
3
0
5-3
5
3.
Андреа Дория
4
0
1
3
0-9
1
 
Яна Дашковская, специально для Calcio dello Stivale