Сборная Колумбии, одна из самых ярких команд последнего чемпионата мира, за весь розыгрыш текущего Копа Америки провела всего один мяч. Его на свой счет записал защитник. Со стандартного положения. Зато бразильцам. О чем вообще можно говорить, когда один из самых прогрессирующих националов до последнего времени обыгрывается с такой статистикой?

Сложилось впечатление, что Кофейщиков буквально за волосы вытаскивали туда, где они быть совсем не хотели. Наверное, определяющим во всей этой ситуации является именно желание. Ведь никто не оспорит тот факт, что колумбийцы обладают невероятными игроками с невероятным потенциалом. По идее, континентальное первенство должно было стать для них закреплением пройденного материала. Проще говоря, надо было доказать, что произошедшее на полях в Бразилии не является неожиданностью.

Но что-то пошло не так уже с самого старта турнира. Команда Хосе Пекермана сенсационно уступила сборной Венесуэлы, однако, по рукам и ногам сковав Неймара, нашла в себе силы и желание вытащить матч против бразильцев. Многие полагали, что колумбийские игроки войдут во вкус уже по ходу турнира, в который они заступали в качестве одного из фаворитов. Но все по своим местам расставила встреча с Перу. Да, Инки за результат вышли биться, но если смотреть правде в глаза, то Колумбия в оптимальном состоянии должна была их просто укладывать на лопатки.

Уже к тому времени все поняли, что колумбийский пациент скорее мертв, чем жив. Кое-какие шансы, правда, против Аргентины имелись, но сразу после стартового свистка они сгорели под раскаленной атакой во главе с Лео Месси. На вчерашний поединок, который считался центральным матчем среди всех четвертьфиналов, Кофейщики вышли просто обороняться. Впрочем, если посмотреть на состав, то можно было подпрыгнуть на месте. В кои-то веки тренер решил оставить национального символа Фалькао на скамейке запасных, выпустив вместо того уже игрока Атлетико Джексона Мартинеса. Но больше всего удивило то, что Джеймс Родригес, которого используют где угодно, только не на месте "десятки", составил компанию Мехии в опорной зоне.

Да, если бы колумбийцы вышли атаковать, то такая расстановка, возможно, как-то да оправдала бы себя. Однако их поведение на поле служило подтверждением обратного. Квинтэссенцией их вчерашнего выступления стал момент, когда мяч оказался в штрафной площади Давида Оспины. Но вместо того, чтобы быстро ввести его в игру, голкипер встал рядом с ним, как будто ожидая прессинга со стороны соперника. Разве тогда Колумбия вела в счете? Это было показательно настолько, что арена в Винья дель Мар перестала заряжать «Chi Chi Chi! Le Le Le! Viva Chile!» и разразилась оглушительным свистом.

Сложно сказать, был ли запасной план у Пекермана, но что говорить, если его команда первый выстрел в створ ворот аргентинцев нанесла лишь за двадцать пять минут до конца поединка и тревожила отдыхающего Ромеро только по большим праздникам. Более того, колумбийцы за весь турнир в среднем наносили по 1.8 ударов в цель – ниже расположилась только Ямайка (0.7). Как Колумбия хотела победить? За всем этим зрелищем было отвратно наблюдать, а бразильский мундиаль лишь придавал колумбийской истории оглушительного контраста.

Отсутствие прогресса. Если команда стоит на месте, можно говорить о деградации, но как называть то, что показали Кофейщики за всю Копа Америки? Вполне справедливо все шишки посыпались на Пекермана, который до недавнего времени воспринимался всеми не иначе как мессия. Теперь понятно, почему прошлым летом аргентинский наставник сомневался в продолжении сотрудничества со сборной Колумбии. Как любой более-менее грамотный специалист, он пытался мыслить наперед, стараясь не подставлять ни себя, ни свою команду. Быть может, успех на мировом форуме сильно отразился на восприятии окружающих, которые всеми силами пытались не допустить расторжения контракта с тренером. 

Несправедливо было бы во всем винить только персону Пекермана. Разве он начал по-другому тренировать? Или, может, перестал вдохновлять своих подопечных? А могли бы футболисты не прислушиваться к идеям наставника, которые до последнего времени давали результат? Вряд ли тут дело в изменении тренерских взглядов. Просто Колумбия, как и любая другая команда в мире, сильно зависит от своих ключевых исполнителей. Можно даже сказать наверняка, что Кофейщики более чем кто-либо испытывает зависимость от игры и настроения своих лидеров.

Игроки, определяющие игру сборной, провели прошедший сезон по-разному. Хотя к каждому из них вполне можно предъявить претензии по части физической подготовки. Хуан Куадрадо последние полгода практически не играл, Радамель Фалькао не играл больше, а Джеймс Родригес февраль и март потратил на реабилитацию от перелома пятой плюсневой кости. Иными словами, каждый из перечисленных исполнителей должен был выглядеть свежее своих партнеров по команде.

Другое дело, что проблема не только в «физике» и выносливости. Вопрос кроется куда глубже – в психологии. Если Родригес за довольно короткий срок стал одним из лидеров Мадрида, то про Куадрадо и Фалькао сказать что-то подобное совершенно не получается. Выбрав для себя новый этап карьеры, они перестали считаться игроками, определяющими силу своих коллективов. Произошедшее, естественно, не могло не отразиться на их ментальной подготовке и вытекающей отсюда уверенности. Кое в чем судьбы Хуана и Радамеля схожи, но осуждать их за новые вызовы, конечно, нельзя. В Колумбии, к слову, сейчас просто терпеть не могут Луи ван Гаала, считая, что проблемы Тигра начались из-за него.

Самым слабым звеном колумбийцев на турнире считался центр поля, где баланс старались поддерживать Карлос Санчес и Эдвин Валенсия. Пекерман пробовал разные его сочетания: помимо основной пары можно было наблюдать за непродолжительным экспериментом с Родригесом, мучениями Мехии и пытавшегося остановить зубодробительную атаку аргентинцев Кардоны. В связи с этим очень не хватало игроков, которые могли бы не только забетонировать среднюю линию, но и идти в атаку с одинаковым успехом. По разным причинам не были заявлены Абель Агилар и Фреди Гуарин, далеко не последние люди в сборной.

Ширину атаки должны были обеспечивать Куадрадо и Родригес. Но всем известно, насколько Джеймс тяготеет к центру, поэтому он физически не мог исполнить то, чем так хорошо занимался вингер Челси. Вот все в последнее время критикуют Хуана за его блеклые атакующие действия, однако несколько выступлений под руководством Моуриньо, кажется, ему в этом здорово помогли. Нельзя играть за команду сеу Жозе, не жертвуя собственными амбициями, какими бы звездными они не были (Азар не даст соврать). Особенно это бросалось в глаза в упомянутой встрече против Аргентины, где Хуан просто-таки зубами цеплялся за каждый мяч на правом фланге, параллельно помогая то Суньиге, то Ариасу. Из топовых исполнителей, которые могли бы «растянуть» оборону соперника, был фактически только играющий с оглядкой на оборону Куадрадо, а Хуан Кинтеро, который мог бы об этом побеспокоиться, не попал даже в заявку из-за травмы.

В общем, прогнозы Хосе Пекермана не оправдались. Колумбия и Аргентина – команды не из одной категории, а Радамель Фалькао так и не начал забивать. Неспособность предугадать дальнейшие действия своей команды и называется колумбийским бессилием.

Сергей Куванжи, Football.ua