Интервью с Константином Фроловым мы задумывали давно – тем для разговора набралось предостаточно. Тренер, до этого плодотворно работавший в одесском футболе и Черноморце в том числе, последних несколько лет возглавлял юношескую сборную Казахстана, входя в интернациональный коллектив тренеров сборных этой страны. А в прошлом году он принял грузинскую Шукуру, дебютировав и в высшей лиге тамошнего чемпионата. Впрочем, вчера Константин Викторович сообщил, что покидает пост главного тренера этой команды. В разговоре с украинским специалистом мы выяснили, почему, а также попросили господина Фролова рассказать о своем опыте работы за рубежом. 

– Недавно появилась информация о том, что вы прекратили сотрудничество с ФК Шукура. С чем это связано? Ведь, насколько нам известно, пресса и специалисты грузинского футбола позитивно о вас отзывались, в чемпионате вы успели за месяц набрать семь очков, а в кубке достойно сражались с тбилисским Динамо…

– Да, об этом можно говорить как о свершившемся факте. Я бы не стал говорить о какой-то внезапности, это решение постепенно вызревало по мере работы в клубе. Как системный тренер, я планировал выстроить футбольную структуру клуба полностью: начиная с детской школы и заканчивая первой командой. Развивать и обучать как тренеров, так и игроков в единой системе подготовки, выводя их на серьезный уровень для высокой конкуренции в чемпионате. По мере работы возникало огромное количество препятствий и барьеров для осуществления всего задуманного. В конце концов, уже на сборах в Анталии я понял окончательно, что в моей работе меня руководство не поддерживает и в развитии не заинтересовано. После обстоятельного и серьезного разговора с президентом клуба я принял решение покинуть команду. Так что эта ситуация просто вызрела, мне оставалось только принять решение.

– Сейчас, уже после расставания с грузинским клубом Шукура, как оцените этот период работы? 

– Период работы в Грузии, для себя оцениваю как однозначно положительный. Я изучил изнутри футбол Грузии на клубном уровне. Познакомился и приобрел друзей, получил бесценный опыт, смог на практике реализовать свои идеи и сделать игроков сильнее и умнее, а команду – организованной и грамотной. ФК Шукура – молодая, провинциальная команда, главная и приоритетная ее задача – это развитие клуба, инфраструктуры и воспитание молодых игроков. Перспективы развития зависят от стремления и действий руководителей в этом направлении: если захотят прогресса, пригласят компетентных специалистов для работы во всех подразделениях клуба. 

– На данный момент ваш бывший клуб – одиннадцатый с перспективами борьбы в чемпионате. Что скажете по соперникам? Они существенно превосходят Шукуру по подбору игроков, финансам?

– Турнирные задачи, поставленные руководством: задача максимум – занять место в чемпионате, позволяющее играть в Еврокубках, задача минимум – быть «в десятке». Что касается бюджета и подбора игроков, то здесь мы «середняки» в иерархии клубов Премьер лиги. Я считаю, что попадание в верхнюю часть турнирной таблице вполне по силам этому коллективу, с учетом использования системного и высокоорганизованного учебно-тренировочного процесса, системы восстановления и реабилитации игроков, а также стабилизации и оптимизации состава команды.

В чемпионате Грузии каждая команда может победить или проиграть любому сопернику

– Как работала Шукура во время сборов? Выезжали за пределы Грузии, или климат в Кобулети позволяет полноценно заниматься без выездов? 

– Первый этап зимней подготовки мы провели в Кобулети (Грузия) с 8 по 24 января, второй этап начинался в Кобулети (3 рабочих дня), потом команда перемещалась в Анталию (Лара) на 10 рабочих дней. Были запланированы 5 контрольных игр.

– По своему опыту работы, что скажете о чемпионате Грузии? Каков он в сравнении с украинским по уровню игроков, инфраструктуры, клубов в целом?

– Чемпионат Грузии в плане спортивной борьбы очень интересен. С точки зрения класса команд здесь уровень приблизительно равный у всех. Каждая команда может победить или проиграть любому сопернику, что отражено в итоговой таблице после первого круга соревнований. Исключение – гранды, это Динамо (Тбилиси) и Самтредиа. Они имеют серьезные бюджеты, у них развита инфраструктура, отлажена система подготовки резерва, ну и, разумеется, собраны высококлассные игроки. 

Что касается сравнения с украинским футболом, то большинство команд Премьер-лиги Грузии по классу и организации футбольного хозяйства соответствуют нашей первой лиге. Лишь их гранды не затерялись бы в нашей Премьер-лиге. Это мое субъективное мнение.

– В последнее время украинских легионеров в Грузии стало намного больше. Как оцените тех же Бондаренко, Древаля, Трояновского на фоне грузинских футболистов?

– Украинские игроки – это всегда «хороший товар» в странах постсоветского пространства, так как имеют хорошие физические качества и хорошее футбольное «образование». Если наших игроков приглашают зарубеж, это говорит об их квалификации и классе, к тому же, сегодняшняя политическая и экономическая ситуации в Украине способствует массовой миграции наших игроков и тренеров. 

– Кстати, работает в Грузии и еще один украинский тренер – Владимир Лобас (Мерани). Каковы перспективы его клуба? Встречались с ним, что знаете о его опыте?

– Мы встречались и общались с ним. Хороший специалист, который качественно проявляет себя в Грузии. Результаты и игра его команды – отличный катализатор его профессиональной пригодности.

– Украинцев в Грузии не так много побывало. Вспоминается успешный период Порошина с Кутаиси и Писковца, Ордынского и Наконечного с Гагрой. Как здесь относятся к нашим игрокам и тренерам? Знают о нашем футболе? 

– Грузия – гостеприимный край, где всегда вам будут рады. Люди очень любят украинцев и сегодняшней ситуации сопереживают нам. Украинский футбол высоко ценят и с уважением относятся к нашим тренерам и игрокам, которые своими делами поддерживают свой высокий статус.

– Вы очень хорошо знаете кадровый потенциал одесского футбола. Можно ожидать, что ваши земляки будут переходить в чемпионат Грузии? Они могут быть там успешными?

– Я не знаю, будут ли они туда переходить, но убежден, что там они смогут подтвердить свой класс и завоевать признание и любовь грузинских специалистов и болельщиков.

Украинские игроки – это всегда «хороший товар»

 

 Вы ранее работали в Казахстане с местной юношеской сборной. Как оцените тот период? Насколько я знаю, были у вас и победы на международных турнирах…

– Период в Казахстане оказался в плане практики и опыта очень плодотворным и информативным. Мне удалось познакомиться, сотрудничать и набраться знаний у таких специалистов, как Красножан, Юревич, Боровский, Нидергаус, Соловьев, Ширмялис, Кулиш, узнать их философию, методологию, принципы на которых они строят и реализуют свои идеи. Для меня общение и работа с этими людьми – бесценный опыт.

Что касается самой работы, то здесь было все – и победы и поражения. Самое главное – что мне здесь удалось изменить подход и взгляды молодых игроков на построение тренировочного процесса, подготовки к играм и повысить их индивидуальный уровень. И результаты побед в двух значимых международных турнирах подняли престиж юношеского футбола Казахстана.

– Как строится работа в Федерации футбола Казахстана в плане работы пирамиды сборных? Там ведь много легионеров-тренеров, причем, сейчас уже и из т.н. «дальнего зарубежья»… 

– Колоссальную работу в развитии этого направления проделали Юревич и Нидергаус. Благодаря системной, методической работе удалось построить институт сборных команд, в котором сборные U21, U19, U17 использовали средства и методы для построения тренировочных сессий, а также самой структуры игры. Помимо этого, тренеры промежуточных сборных проходили постоянное теоретическое и практическое обучение. Все это способствовало качественному росту как тренеров, так и команд.

– Насколько талантливое поколение проходило через ваши руки? Кто-то уже успел пробиться на высший казахстанский уровень? 

– Талантливое? Наверное, громко сказано, я же не в Испании трудился. Ребята 1997, 1998 годов рождения являлись трудолюбивыми и способными – такая оценка более уместна. С младшим возрастом мне не удалось добиться больших побед на турнирах, всего лишь по причине того, что им необходимо было больше времени на подготовку. А в сборной время – большой дефицит.

– Знаю, что в Казахстане при государственной поддержке был запущен проект подготовки местных футболистов в Бразилии. Были среди ваших подопечных в сборных выпускники этой программы? Они действительно обучены, как бразильцы?

– Что касается группы ребят, которые проходили обучение в Бразилии, большой разницы в их подготовке и игровых качествах не наблюдается. Поэтому в сборную я привлек на официальный отбор лишь 4 игроков из 25 обучающихся.

– Из вашего опыта работы в Грузии и Казахстане, как оцените развитие футбола в этих странах? Есть ли что-то, чему Украина могла бы поучиться у них? Чего им не хватает из того, что есть у нас? 

– Страны разные, а проблемы у них одинаковые. Если не углубляться в суть, то можно назвать такие основные проблемы: развитие инфраструктуры, отношение к детско-юношескому футболу, методическая и практическая подготовка местных тренерских кадров. 

Я не думаю, что Украине необходимо что-то брать на вооружение в плане развития у этих стран. Необходимо изучать, анализировать опыт и успехи футбольных держав, чтобы потом взять приоритетные направления системного развития футбола. Посмотрите на Испанию или Германию – со всем их потенциалом, к своим успехам на уровне национальной сборной они шли 10-12 лет, начиная с реформирования детско-юношеской системы подготовки. Без крепкого фундамента невозможно построить дом.

– Чемпионаты Казахстана и Грузии, в определенной мере, противоположны. У Грузии огромный футбольный потенциал, множество собственных футболистов, успешно выступавших за границей в новейшей истории, но при этом финансирование скромное. У Казахстана огромные инвестиции, но в футбольном плане, кажется, их чемпионат еще только поднимается на ноги. Так кажется со стороны. Правильно? Каковы, например, средние зарплаты в чемпионатах этих стран? Где качественнее легионеры? А где талантливее местная молодежь? 

– Начну с последнего вопроса – говорить о талантливости одних над другими, наверное, некорректно. Таланты есть везде, вопрос в другом – способен ли этот талант развиться и получить качественное футбольное образование… Несомненно, преимущества есть у ребят из Грузии: в силу климатических условий и возможности полноценно тренироваться 12 месяцев в году. 

К вопросу о легионерах: где выше заработки, там выше и уровень игроков (легионеров). На большую зарплату можно пригласить игрока высокого класса, но тут встают другие вопросы. А именно – уровень чемпионата, уровень жизни и комфорта в стране, инфраструктура и т.д. Уровень зарплат игроков существенно отличается в пользу Казахстана, поэтому молодые игроки из Грузии стремятся уехать при малейшей возможности на более выгодные условия. Молодежь из Казахстана никуда не уезжает, т.к. уровень заработной платы достаточно высокий, иногда не соответствующий классу самих игроков. Даже в Европе не платят таких денег, как в больших клубах в Казахстане. И в этом кроется одна из проблем местного чемпионата и национальной сборной.

Даже в Европе не платят таких денег, как в больших клубах Казахстана. И в этом кроется одна из проблем местного чемпионата и национальной сборной

– Каковы ваши личные дальнейшие планы?

– Сейчас у меня такой период, когда я должен быть со своей семьей. 5 февраля у меня родилась вторая дочка. Уделю время своим детям, супруге, ведь за три последних года мы очень мало были вместе. Мне хочется немного отдохнуть и сбросить напряжение от тренерской работы, а дальше будет видно…

Артур Валерко, Football.ua

Фото предоставлены Константином Фроловым