Принц является президентом Футбольной Ассоциации Иордании и вице-президентом ФИФА от Азии. 29 мая он попытается победить на выборах президента ФИФА и стать первым азиатом, который возглавит самую влиятельную футбольную организацию в мире. Среди других кандидатов – президент ФИФА с 17-летним стажем Йозеф Блаттер, легендарный в прошлом футболист Луиш Фигу и известный голландский футбольный функционер Михаэль ван Прааг.

Не так давно Аль Бин Аль Хуссейн опубликовал свою предвыборную программу (причем сделал это заранее и текст доступен для любого болельщика. А вы видели предвыборную программу Павелко или Коломойского? – прим. Football.ua). Ознакомиться с ней можно тут.

Программа иорданца состоит из нескольких частей. 

А. Развитие

1. Увеличение поддержки Национальных Ассоциаций

2. Цикличные финансовые программы

3. Больше инвестиций в чемпионаты мира среди женских и молодежных сборных

4. Больше инвестиций в женский футбол

5. Открытие региональных офисов по развитию футбола

6. Улучшение развития прикладных процессов

7. Развитие тренерского дела

8. Взаимодействие с правительствами стран для развития футбола на местах

9. Улучшение сотрудничества с неправительственными организациями (гуманитарные программы)

10. Увеличение инвестиций во все формы проявления футбола (футзал, пляжный футбол и т.д.)

В. Чемпионаты мира

- специальный комитет при ФИФА

- оптимизация календаря матчей сборных

- пересмотр системы подсчета баллов для рейтинга ФИФА

- технологические улучшения и внедрение новых технологий

- ротация континентов, где будут проходить турниры

- возможное расширение количества участников

- поступательное развитие турнира

- принятие стратегических решений

С. Коммерческий успех

1. Защита нынешних источников прибыли

2. Увеличение доходов

Прочие пункты программы

- защита футболистов от эксплуатации

- защита игроков и болельщиков от расизма

- борьба с допингом

- тесты на определение возраста

- усиление безопасности на стадионах


Некоторые детали своей программы Аль Хуссейн объяснил в эксклюзивном интервью порталу ESPN.

Если наши ассоциации будут финансово самодостаточными, это послужит толчком развитию игры

- Вы говорите о том, что должны происходить так называемые "циклы добродетельности", а именно увеличение трат ФИФА на национальные федерации, постройки стадионов и учебно-тренировочных баз для развития футбола в общем и целом. Как вы планируете добиться этого?

- Мы говорим о том, что эти циклы (речь идет о четырехлетних циклах между Кубками мира – прим. Football.ua) должны привносить что-то в развитие футбола. Ни для кого не секрет, что самые большие доходы приносит проведение чемпионата мира. И бОльшая часть этих доходов оседает на счетах ФИФА в виде резервов. Это логично, потому что организация должна иметь финансовый тыл. Но, учитывая, что Кубок мира – это соревнование мирового масштаба, мы должны больше денег вкладывать в развитие национальных федераций.

Главная цель ФИФА – это совместная работа с национальными ассоциациями, поэтому необходимо реинвестировать полученные средства в развитие футбола на местах.

- В закромах ФИФА находятся 1,5 миллиарда долларов наличного резерва. Зачем надо держать под замком такую сумму?

- Вот это один из ключевых моментов. Надо взять на себя ответственность и реинвестировать эти деньги. Если наши ассоциации будут финансово самодостаточными, то это послужит толчком развитию игры. Это один из пунктов моей программы, который необходимо реализовать.

- ФИФА уже долгое время критикуют за коррупцию. Это продолжается уже давно, а в последнее время критика только усилилась. Все ведь очень просто – вот, например, я представитель Футбольной ассоциации из маленькой футбольной страны, которая, вероятно, никогда не квалифицируется на Кубок мира и мне абсолютно все равно, где будет проходить этот турнир. Меня же будут волновать финансовые вопросы для развития футбола в своей стране? (намек на то, что "маленькие" Футбольные ассоциации за взятки решают вопросы о месте проведения Кубка мира. Подобные обвинения не раз звучали после выбора России и Катара – прим. Football.ua)

- Я сам выходец из такой "маленькой" Футбольной ассоциации. Да, тут может возникнуть много разных вопросов, но не будем забывать, что в большом футболе много порядочных людей. К несчастью ситуация такова, что эти проблемы тянут ФИФА ко дну. Очень важно, чтобы мы смогли решить данные сложности [связанные с коррупцией при голосовании]. Но суть проблемы идет с верхушки организации, от ее лидеров. И нам надо это изменить. Разумеется, что национальные ассоциации всегда будут волноваться о своем положении (финансовом – прим. Football.ua) и об уровне поддержки, которую они могут получить от ФИФА.

Главный вопрос вот в чем. Я общался с представителями ассоциаций и понимаю, что они могут получить чертовски больше того, что получают сейчас. А это может произойти лишь в том случае, если мы пересмотрим схему реинвестиций в саму игру, в ее развитие на местах, в те вопросы, решение которых требует внимания. Все потребности ассоциаций необходимо удовлетворить и сделать их (ассоциации) самодостаточными и независимыми. Я отталкиваюсь от того, что многие ассоциации не имеют возможности удовлетворять даже базовые потребности.

Я также хочу инвестировать в развитие человеческого ресурса в футболе, инвестировать в образовательные программы, которые дадут теоретические знания и практические навыки. Да, есть Ассоциации, которые осознают, что им никогда не пробиться на Кубок мира. Но, может быть, они будут представлены на нем арбитром. Или игроки из этих стран когда-нибудь попадут в топ-клубы мира. Таким образом, они в буквальном смысле станут послами своей страны. Мы хотим заложить базу, чтобы подобные вещи могли происходить.

- Один из базовых постулатов ФИФА – это невмешательство политических или правительственных сил в дела национальных ассоциаций. Если это произойдет, то ассоциация будет исключена из ФИФА. Но мы же понимаем, что не во всех 209-ти странах, являющихся членами ФИФА, государственная устрой это образец демократии или пример хорошего правительства. Не кажется ли вам, что это подход чересчур западный? Ведь неизбежно, что где-то глава национальной ассоциации будет подвержен политическому влиянию.

- На эту проблему можно смотреть двояко. С одной стороны, нам необходима полная политическая автономность ФИФА как организации. Но с другой, существуют ситуации, когда политического вмешательства в дела национальных ассоциаций можно избежать, не приостанавливая при этом членство ассоциации в ФИФА. Так было в моей практике в Азии, когда определенным членам ФИФА грозила дисквалификация. Вопрос нужно решать на месте, с учетом тамошних реалий, а не через диктат Цюриха. Самое плохое в этом деле заключается в том, что от дисквалификаций страдают только игроки и болельщики. Необходимо решать эти проблемы на всех уровнях.

Другой проблемой является тот факт, что согласно распространенному мнению, ФИФА как организация очень сильна в плане маркетинга и поддержки различных проектов. Но, особенно в маленьких странах, они делают вид, что все схвачено, вся поддержка обеспечена, но в большинстве случаев это не так. Нам же необходимо привлекать власти этих стран к развитию футбола как такового. И вот поэтому я хотел бы открыть региональные представительства ФИФА во всем мире. Вот, например, сейчас комитет по развитию собирается на совещания дважды в год. Этого совершенно недостаточно.

Нет смысла скрывать, что существует некая "культура страха", когда твой кандидат не выиграл и ты опасаешься репрессий за свой выбор

- Что стоит за вашим предложением организовать "программу обмена"?

- Есть целый ряд квалифицированных администраторов, тренеров, судей, которые по каким-то причинам не работают, но могли бы развиваться и получить работу в иных странах. С другой стороны, есть и те, кто с удовольствием отправился бы за получением опыта вместо тех, кто на местах уже достиг потолка развития (фактически, это обмен "топ-менеджеров" из маленьких стран на начинающих футбольных людей из больших – прим. Football.ua). Это большой пласт работы в плане развития кадров и ФИФА необходимо спонсировать данную программу.

- Существует не лишенная логики мысль, что много национальных ассоциаций голосуют за действующего президента ФИФА, потому что это не приведет к кадровым потрясениям в этих самых ассоциациях. Как это изменить?

- Подобные опасения существуют относительно ассоциаций за пределами Европы. Но я думаю, что это несправедливо. Большинство тех ассоциаций, с которыми я общался, думают лишь о развитии футбола. Конечно, проще всего сделать ставку на того, кого уже знаешь. Всегда непросто, когда приходится выбрать кого-то по-настоящему нового. Это первые выборы президента ФИФА за долгое время, которые пройдут по такому сценарию (суть мысли Аль Хуссейна в том, что многие уверены в избрании действительно нового президента ФИФА, а не перевыборах Блаттера – прим. Football.ua).

Нет смысла скрывать, что существует некая "культура страха", когда твой кандидат не выиграл и ты опасаешься репрессий за свой выбор. Из того, что мне приходилось слышать, подобная практика имела место в прошлом. Но сейчас время для тех, у кого есть задор и кураж, и эти люди ставят на первое место интересы самой игры. 

- Вы упомянули "культуру страха". Но, являясь важной фигурой в азиатском футболе, вам необходимо было получить поддержку от представителей ассоциаций всех пяти континентов, чтобы выдвигаться кандидатом в президенты. Не является ли это опровержением ваших же слов?

- Да, для кого-то легче публично объявить о своей позиции, но кто-то может сделать подобное лишь путем тайного голосования. Это естественный момент. Но важно лишь то, что случится 29 мая (день выборов президента ФИФА – прим. Football.ua).

- Наряду с вами против Блаттера в качестве кандидатов выдвинулись Луиш Фигу и Михаэль ван Прааг. Что вы о них думаете?

- Я уважаю двух этих кандидатов, выступивших со своей программой. В конце концов, это люди, которые не побоялись сделать публичными свои мнения.

- В своей программе вы говорите о важности публичного тендера на продажу ТВ прав Кубка мира. Это то, что не произошло с самым прибыльным рынком – Северной Америкой – аж до 2026 года (ФИФА продала ТВ права на чемпионаты миры 2018 и 2022 в Северной Америке компании Fox без открытых торгов. Мало того, сумма сделки официально была засекречена и все цифры, фигурировавшие в прессе, — всего лишь плод соображений и воображений журналистов – прим. Football.ua). Я не совсем понимаю, что и как там произошло, но, кажется, что ФИФА потеряла на этой сделке много денег...

- Да, я изучаю детали произошедшего чтобы понять, что именно пошло не так. Я не был в комитете, который принимал решение, но, думаю, что произошедшее не было примером того, как надо вести дела. Мы говорим не о каких-то маленьких суммах, а об огромных деньгах, которые потенциально могли бы зайти в организацию, а значит могли быть потрачены на перспективу и развитие. А значит, это не лучшая сделка для ФИФА. Это безответственное решение со стороны организации. Все будет гораздо прозрачнее после выборов и формирования нового Исполнительного комитета. Нам нужно пересмотреть методы управления и перезагрузить свои подходы.

Интервью Габриэле Маркотти, ESPN

Перевод Сергея Петрушкина, Football.ua