Луиш Фигу прибыл в Киев в качестве официального амбассадора UniCredit — известный в прошлом футболист в рамках Турне Кубка UEFA Champions League привез в столицу Украины самый престижный еврокубковый трофей. Легенда португальского футбола любезно согласился пообщаться с Football.ua.
 
— Жизнь вне футбольного поля. Уже привыкли к ней? Чем сейчас занимаетесь в структуре Интера?
 
— Знаете, я уже действительно привык жить без футбола, ведь завязал уже два года назад. Это было очень сложное и грустное решение, но я был в нем уверен — я четко знал, когда пора повесить бутсы на гвоздь. 
 
Сейчас я занят. Работаю в Интере в сфере международных отношений, также сотрудничаю с UniCredit, представляю Кубок европейских чемпионов в различных странах мира. Также у меня есть собственный бизнес — социальная организация в Португалии, которая помогает детям реализовать свой потенциал посредством спорта. Ну и, конечно, моя семья — к слову, они были одной из причин, из—за которых я решил завершить карьеру. Я не скучаю по футболу.
 
— Нет желания вернуться в большой футбол в роли уже тренера? Говорят, вы были одним из кандидатов на пост тренера Интера после увольнения Гасперини.
 
— Это просто слухи, ничего конкретного не было. Да, мое имя упоминалось, как и множество других, но клуб решил назначить другого человека. Что тут говорить? 
 
— После ухода Моуриньо Интер никогда не сможет играть так, как раньше — сказали Вы. 
 
— Да я никогда такого говорил! В прессе много чего появляется, но далеко не все является правдой. Приходится мириться — такова жизнь.
 
— Бенитес, Леонардо, Гасперини — все они проработали в Интере относительно недолго. В чем причины их неудач, как считаете?
 
— Это футбол. Есть множество причин, по которым у тренера ничего не получается в клубе. Иногда не удается наладить контакт с игроками, иногда не везет, иногда это просто не твой клуб… 
 
В любом случае, нельзя всегда побеждать, приходит время, когда приходится уходить — когда понимаешь, что все идет не так, как ты планировал.
 
— То есть Вы считаете, что везение играет определенную роль в тренерской работе? 
 
— Да нет, оно не так важно. Но с другой стороны, без него не обойтись. Главное, конечно, талант, умение работать с командой. Повезти может раз, два, но стабильно добиваться успешных результатов, полагаясь лишь на удачу, я считаю, невозможно.
 
— Можете охарактеризовать Моратти — одиозную личность, фанатика футбола и человека, за год сменившего трех тренеров?
 
— Массимо Моратти — один из лучших людей, которых я встречал за свою карьеру, если вообще не лучший. Смена тренеров — ничего удивительного в этом нет. Когда команда не показывает хороший футбол, когда игра не идет, необходимо принимать подобные решения.
 
Что касается Моратти как человека, то он просто уникален. Я очень рад, что познакомился с ним и продолжаю сотрудничать.
 
— Ваше поколение футболистов называют золотым в истории португальского футбола. Как считаете, вы все вместе смогли полностью реализовать свой потенциал как национальная команда?
 
— Мое поколение было фантастическим. Мы добыли много побед и сделали много для португальского футбола, для его престижа. Несмотря на то, что мы не взяли ни одного серьезного трофея, я очень доволен той сборной и рад, что был ее счастью.
 
— Евро-2000. Это был первый для Вас крупный мировой форум, на который к тому же Вы поехали в качестве одного из лидеров сборной, что доказали в матче с Англией. Однако свою игру Португалия в том матче начала демонстрировать только после перерыва. Что стало толчком к этому?
 
— На протяжении 90 минут могут возникать разные ситуации. Даже самый хороший коллектив, может выглядеть не слишком убедительно, ведь вы играете не сами — против вас сражаются такие же одиннадцать футболистов. 
 
Да, мы начали неубедительно, но прибавили и провели фантастический поединок. Главное — итоговый результат, а он был в нашу пользу.
 
— Ваше победное шествие на Евро смогли оборвать только французы во главе с блистательным Зиданом. Справедливо ли то было, ведь по игре Ваша команда выглядела равным соперником будущему победителю турнира?
 
— Странная игра была. Противоречивые решения принимал арбитр... Но это в прошлом. А тогда мы были действительно очень злы и расстроены, ведь так много работали для того, чтобы пробиться в финал. Результат этого матча вызвал много дискуссий и споров, мне кажется, мы уступили французам несправедливо. 
 
Главное, чтобы наши болельщики не забывали, как все произошло, и ценили то, чего мы добились.
 
— Ирония судьбы. В этом матче в ворота Вашей команды назначили сомнительный пенальти, а несколькими месяцами ранее, в полуфинале с Валенсией в Лиге чемпионов за явный фол на Вас арбитр не решился указать на точку. Не было ли ощущения, что удача отвернулась от Луиша Фигу?
 
— Как я уже сказал, я был очень раздосадован несправедливостью, некорректным решением арбитра. Знаете, вы на вершине, так возбуждены от того, что все идет хорошо, и тут вас опускают с небес на землю в одно мгновение...
 
Но впереди множество матчей, в которых у вас есть шансы снова пережить незабываемые эмоции, реабилитироваться, забыть все неудачи и продолжать играть.
 
— На домашнем для Португалии Евро вашей команде удалось добраться уже до финала, но там проиграть Греции. Что это было: нефарт или все-таки мастерство соперника?
 
— Исторический момент для нашей сборной. Мы были там, были в финале чемпионата Европы, одно это уже является поводом для гордости. Мне кажется, никогда португальский народ не был так един, как во время этого Евро.
 
Мы начали тот турнир неудачно — с поражения от тех же греков, так что пришлось приложить серьезные усилия, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу. Нам все—таки удалось дойти до финала, но сил оставалось очень мало. Возможно, это и стало одной из причин проигрыша — мы были усталыми и вымотанными. Очень жаль, что упустили шанс взять трофей дома, но повторюсь — этот турнир объединил португальцев, фантастическое ощущение. Скоро и вы это почувствуете в Украине.
 
— Вы уже не первый раз в Киеве. Успели посмотреть город? Как он изменился в свете подготовки к чемпионату Европы 2012 года?
 
— Я только сегодня приехал к вам, но я слежу за подготовкой Украины к европейскому форуму. Отличная работа проведена. Это будет великолепный шанс для страны. Прекрасная возможность зарекомендовать себя.
 
— Каково Ваше отношение к увольнению Карлуша Кейруша и назначению молодого Паулу Бенту? При нем Португалия обыграла Испанию со счетом 4:0.
 
— Знаете, увольнение Кейруша — довольно странное решение. Оно вызвало много разговоров, я лично считаю его неправильным. Когда ты заинтересован в том, чтобы тренер работал с командой, рассчитываешь на него, он чувствует доверие и ведет команду к успеху. А когда он тебе не нравится, нужно просто сказать — мол, мы не хотим с тобой больше сотрудничать. Прямо и правильно. В случае с Кейрушем же имели место нефутбольные причины его увольнения — считаю, что так поступать неверно.
 
Что касается Бенту, то под его руководством команда проводит отличный групповой турнир. Португалия — первая, и это является подтверждением того, что решение его назначить было правильным. Надеюсь, в решающем матче с Данией мы добьемся успеха и попадем на чемпионат Европы 2012 года.
 
— Подросшее поколение португальских футболистов также вполне можно назвать золотым. Криштиану Роналду, Нани, Жоау Моутиньо, Фабиу Коэнтрау, Пепе... Однако им не удается достичь тех же высот, которых достигали Вы. Дело в тренере или же отношение игроков к национальной команде изменилось, у них пропал дух патриотизма?
 
— У них еще есть время, они молоды (улыбается). Отлично, что у нас появилось новое талантливое поколение, отлично, что наши академии продолжают выпускать отличных игроков. Думаю, рано или поздно эта команда добьется успеха — у нее есть все необходимое для этого.
 
— В 2004 году Вы решили завершить выступления в сборной. Что побудило Вас вернуться?
 
— Мне нужно было отдохнуть, восстановить силы. Я на протяжении многих лет выступал на международном уровне, а это означает серьезное давление. Мне необходим был перерыв, но затем я нашел в себе силы вернуться.
 
— Расскажите, что за история произошла у Вас с Пармой и Ювентусом 1995 году. Вы действительно подписали контракты с обоими клубами?
 
— Давненько это было — в самом начале моей карьеры. Срок моего контракта со Спортингом подходил к концу, я жаждал новых вызовов. Сначала я встретился с представителями Ювентуса, но контракта не подписывал — это была устная договоренность, мы ударили по рукам. Но затем я узнал, что их представители вели переговоры со Спортингом за моей спиной — мне это не понравилось, и я отказался от сделки.
 
Затем интерес ко мне проявила Парма. Их представители вели себя очень профессионально и вежливо — я был готов стать игроком Крестоносцев. Но Юве обратился в Федерацию футбола Италии и добился того, чтобы трансфер не состоялся. Более того, мне запретили выступать на Апеннинах на протяжении двух ближайших лет. Так что я отправился в Испанию.
 
— Спустя десять лет после первой попытки перебраться в Италию, Вы все—таки оказались на Апеннинах. Были ли у Вас предложения от других клубов, помимо Интера?
 
— Да, у меня были другие предложения, но я не сомневался — я выбрал Интер и был тверд в своем решении.
 
— Вы работали с многими великими тренерами — Круиффом, ван Гаалом, Робсоном, Моуриньо. Чему научились у каждого из них?
 
— Разные тренеры, разные страны, я встретил каждого из них в важные моменты своей жизни. В каждом было что-то особенное, и я пытался впитывать все знания, что они давали мне. Мне кажется, все мои наставники сделали меня в чем-то лучше, научили каким-то идеям.
 
— Хави, нынешний лидер Барселоны и сборной Испании, начинал играть совсем юным рядом с Вами. Он как-то сказал, что Вы — его учитель. Льстит такое определение?
 
— Конечно, мне приятно. Хави — один из лучших игроков в мире, он мой хороший друг. Я очень рад, что помог ему, потому что всегда старался быть примером для молодежи и никогда не отказывал никому в советах.
 
— Не хотелось завершить карьеру там, где ее начинали?
 
— Иногда у тебя просто нет шанса, нет возможности. Я всерьез не раздумывал над таким вариантом, попросту потому что он на то время был неосуществим. Футбол такая штука — не все зависит от тебя, есть и другие факторы.
 
— Повесив бутсы на гвоздь, Вы решили продолжить работу в Интере. Не было желания вернуться в Реал, которому Вы отдали одни из лучших лет своей карьеры?
 
— Я был всем доволен в Интере, мне предложили остаться, и это меня вполне устроило. Я всем доволен в миланском клубе, поэтому желания что-то менять у меня не возникало, знаете ли.
 
— Когда Дэвид Бекхэм перешел в Реал из МЮ, в прессе появилась информация о том, что вы с Дэвидом стали едва ли не главными врагами. Так ли это было?
 
— Ох уж эта пресса! Полная чушь, у меня никогда не было проблем с Бекхэмом. Не знаю, с чего журналисты взяли, что мы не ладили. Для этого не было совершенно никакого повода.
 
— Киевское Динамо скоро встретится с Бешикташем, за который играет Ваш соотечественник Рикарду Куарежма. Ему прочили яркое будущее, но Куарежме так и не удалось стать по—настоящему великим. Как считаете, что помешало?
 
— Я могу, конечно, что-то сказать, но мое мнение ничего не значит. Я с уверенностью могу говорить только о себе — об остальных это лишь догадки. Может существовать множество причин — например, такие, которые не нужно слышать прессе. Так что я предпочитаю говорить о себе, а не обсуждать других футболистов. 
 
— Вам пришлось поиграть в составе трех европейских грандов. Можно ли сказать, что Луиш Фигу стал символом определенной эпохи для одного из них?
 
— Я бы не стал говорить столь пафосно. На протяжении всей карьеры я старался быть профессионалом и делать все возможное для успеха команд, за которые выступал. Впрочем, главной для меня всегда была сборная Португалии, и именно ее победы играли для меня наиболее важную роль.
 
— Вы участвовали в крупнейших дерби Европы — испанском и миланском. Понятное дело, что оба очень принципиальны, но ведь есть множество различий. Можете сравнить эти противостояния?
 
— Фантастические противостояния! Дерби — главное зрелище для любого чемпионата, для любой страны. Страсти кипят вокруг футбольного поля, на поле игроки показывают свои лучшие качества, блещут мастерством. Великолепно, когда абсолютно каждый игрок заряжен на борьбу и готов выложиться на все 100%. Ну а различия... Что тут говорить — разные команды, разные культуры, разные болельщики, разные игроки, разные люди. Их очень много.
 
— Никогда не было желания попробовать свои силы в английской Премьер—лиге? Многие считают ее сильнейшей в мире и стремятся туда.
 
— Я играл в лучших и сильнейших командах мира, потому об Англии не мечтал никогда. Как я уже говорил, все зависит от возможностей — только в случае если ты вынужден покинуть одну команду, и у тебя есть шансом попасть в другую, например, английскую, ты его используешь. Если же ты доволен тем, где играешь, нет смысла что-то менять. 
 
К тому же я не согласен с мнением, что это сильнейший чемпионат в мире. Когда я играл, лучшие футболисты выступали в Испании и Италии.
 
— В Москве на представлении Кубка чемпионов Вы сказали, что у Вас было предложение от ФК Москва. Можете поподробнее рассказать, как Все было?
 
— Это предложение поступило мне, когда я уходил из Реала. Почему я не отправился в Россию? Все просто — возник вариант с Интером, и этот проект показался мне куда более перспективным. Я хотел продолжить выступать на самом высоком уровне, потому выбрал Италию.
 
Юрий Шевченко, Матвей Белосорочкин, Дарья Мороз, Football.ua