«Тысячи человек готовы были часами стоять у входа в отель Дос Эстранжейрос, самого шикарного в Рио-де-Жанейро, ради того, чтобы хоть мельком увидеть футболистов Эксетер Сити».

Так в июле 1914 года бразильцы описывали визит английского клуба, который стал первым соперником в истории Селесао. Спустя ровно сто лет, в июле этого года, Эксетер Сити снова прибыл с визитом в Рио. Но теперь это событие значило куда больше уже для самих англичан, тогда как бразильцы слабо представляют, о чем идет речь. «Как? Эксетер? Это страна такая?» Вместо сборной Бразилии соперниками Эксетера стали молодежная команда Флуминенсе, представитель третьего дивизиона клуб Тупи, а также аматоры из крикетно-атлетической ассоциации Рио.

В Латинской Америке появилось несколько вежливых заметок, посвященных этому событию. В Англии о бразильском турне клуба Лиги 2 написали даже центральные издания, а о матче столетней давности вышла книга, названная «Вы когда-нибудь играли с Бразилией?». Вместе с Эксетером в Бразилию отправилось около двухсот болельщиков, но в самом городе не все были в восторге от этой затеи. «Руководство не раз предупреждали о росте административных расходов на фоне падения посещаемости, – заявила соредактор журнала болельщиков Сара Уиллис. – Эта ситуация заставляет волноваться за будущее Эксетера, так как наш клуб уже был во внешнем управлении, а учитывая невысокие доходы, ситуация в ближайшие месяцы будет ухудшаться. (…) Но члены правления предпочитают прятать голову в песок, заниматься планированием поездки в Бразилию в то время, когда им следовало бы резко сократить расходы».

В начале июня Эксетер получил от Профессиональной футбольной ассоциации 100 тысяч фунтов краткосрочной ссуды «на покрытие текущих расходов в межсезонье». До тех пор, пока Эксетер не рассчитался, ему было запрещено подписывать новых игроков.

Легко понять обеспокоенность возникшей ситуацией части болельщиков – в конце сезона Эксетер, только в предпоследнем туре прошлого сезона обезопасивший себя от вылета в Конференцию, объявил о резком сокращении бюджета. Роб Эдвардс, ассистент менеджера клуба Пола Тисдейла, принял предложение возглавить Транмир, и Эксетер сразу же заявил, что в новом сезоне должность ассистента менеджера будет упразднена – опять же из соображений экономии. Сразу семь игроков, в том числе лучший бомбардир Алан Гау, основной голкипер Артур Крысяк, ветераны Сэм Паркин и Джон О’Флин, узнали, что могут искать себе новое место работы, а еще двое отправились следом за Эдвардсом в Транмир, отказавшись от контракта с Эксетером.

Клуб недвусмысленно обвинил в возникших проблемах болельщиков. «Посещаемость матчей в завершившемся сезоне оказалась ниже прогнозируемого уровня, равно как и темпы продажи абонементов на новый сезон», – говорилось в официальном заявлении. Болельщики объясняют, что средняя посещаемость за пять лет сократилась более чем на две тысячи (с 5,8 до 3,7 тысяч) не просто так. «Проще всего во всем обвинить нас, – считает болельщик с сорокалетним стажем Пол Сассекс. – На мой взгляд, мы, болельщики, еще весьма толерантны. Три года назад Эксетер едва не пробился в плей-офф за право сыграть в Чемпионшипе, а сейчас мы наблюдаем даже в домашних матчах абсолютно ужасный футбол. Нельзя играть настолько похабно и требовать, чтобы люди все равно заполняли стадион и несли свои кровно заработанные деньги».

Такого рода взаимные претензии на самом деле не новы и не оригинальны, но пикантность данной ситуации придает тот факт, что владельцами клуба Эксетер Сити уже почти одиннадцать лет являются… сами болельщики. Вернее, траст болельщиков, осенью 2003 года спасший клуб от банкротства.

Эксетер Сити стал членом Футбольной Лиги в 1920 году, когда был создан третий дивизион. Этот дивизион Греки (это прозвище клуб, по одной из версий, давным-давно получил из-за ювелирной лавки, располагавшейся неподалеку от стадиона Сент-Джеймс Парк) не покидали на протяжении 38 лет, пока не появился дивизион четвертый. В котором, понятное дело, сразу и оказался Эксетер. Лишь за непродолжительными исключениями клуб всю свою историю выступал на низшем уровне Футбольной Лиги. Одно из таких непродолжительных исключений – период с 2003 по 2008 годы, который Эксетер провел в Конференции. Долг клуба на момент вылета из Футбольной Лиги составил 4,5 млн фунтов.

В начале нового века Эксетер был у всех на слуху. Директором клуба стал знаменитый, скажем мягко, мистификатор Ури Геллер, чьи идеи обеспечили клубу не столько паблисити, сколько славу посмешища. «Для полной компании Эксетеру не хватает только легендарного клоуна Коко», – рассмеялся во время одной из радиопередач слушатель, обсуждая с ведущими новость о назначении почетным директором клуба Майкла Джексона (того самого), который оказался личным другом «грозы металлических ложек и Биг-Бена».

2002 год. Торжественная речь Майкла Джексона перед болельщиками Эксетер Сити

 

Однако больше вреда клубу причинили не эксцентрические выходки Ури Геллера, а банальное казнокрадство председателя правления Джона Расселла и его заместителя Майкла Льюиса. После четырех лет судебных разбирательств оба были осуждены за мошенничество.

Эксетер к тому времени уже был собственностью траста болельщиков. В январе 2004 года Грекам выпало сыграть в Кубке Англии с Манчестер Юнайтед. Сыграв 0:0 на Олд Траффорд, Эксетер уступил дома в переигровке 0:2. Невзирая на поражение, болельщики Эксетера были довольны. Во-первых, их защитник Скотт Хили издевательски обыграл молодую звезду Криштиану Роналду самым унизительным для любого футболиста способом. И самое главное – эти поединки позволили клубу заработать достаточно, чтобы забыть о долгах.

В отличие от некоторых клубов, в непростом финансовом положении выброшенных из Футбольной Лиги, Эксетер не провалился еще глубже. Постоянно финишируя в верхней части таблицы, в пятом сезоне своего пребывания в Конференции Греки добились возвращения в Футбольную Лигу, обыграв в финале плей-офф другого экс-члена ФЛ Кембридж Юнайтед. Взяв затем штурмом Лигу 2, Эксетер еще через сезон едва не дотянул до зоны плей-офф в Лиге 1. Но с того момента дела команды шли все хуже – вылет в Лигу 2 и прозябание на грани вылета в Конференцию.

Однако руководство клуба в последнее время, как показалось, больше волновал не спад команды, а организация юбилейного тура в Бразилию. Все эти годы Эксетер твердо придерживался принципа «трать ровно столько, сколько способен заработать». Клуб никому ничего не был должен, и потому год назад директор Джулиан Тагг назвал Эксетер «вероятно самым богатым клубом в стране». Но одновременно, по словам Тагга, «мы же и самые бедные, потому как, если что-то пойдет не так, нам неоткуда ждать помощи». Эксетер стал зарабатывать все меньше, и еще в начале года обратился к трасту болельщиков за краткосрочной ссудой в 30 тысяч фунтов. Когда пришло время ее возвращать, стало известно об еще одном займе – у Профессиональной футбольной ассоциации.

Невзирая на это, руководство клуба продолжало защищать идею поездки в Бразилию. Тем более что, по заверениям менеджера по развитию бизнеса Брюса Хендерсона, турне не стоило клубу ничего – все расходы на себя взяла принимающая сторона.

Однако никакими заверениями уже нельзя было остановить недовольство болельщиков. Пока в Бразилии сборная Англии проигрывала итальянцам и уругвайцам, в Девоне кипели нешуточные страсти. Капитан Эксетера Данни Коулз поругался в твиттере с 14-летним болельщиком, обругал того матом и сначала перестал быть капитаном, а затем был отпущен в клуб Конференции Форест Грин Роверс. Не дожидаясь возвращения команды из Бразилии, траст болельщиков выразил вотум недоверия председателю правления клуба Эдварду Чорлтону и главный идеолог турне был вынужден уйти в отставку. Спустя пару недель в отставку ушел и исполнительный директор Гай Вулфенден, год назад клятвенно обещавший «увеличить доходы Эксетера, используя свой успешный опыт работы в крикете».

Пол Тисдейл работает с Эксетером уже восемь лет и на данный момент является главным старожилом английского футбола после Арсена Венгера. Но столько проблем у него не было даже в Конференции. Для начала ему нужно было просто наскрести состав на первую игру сезона с Портсмутом. Когда-то известный в будущем тренер Дэвид Плит, получив приглашение от Эксетера, воодушевился первой встречей с менеджером команды Фрэнком Брумом. «Он заявил, что мне в каждом матче гарантировано место в стартовом составе!» Прошло не так много времени, прежде чем Плит узнал, что наставник не имел в виду уровень игры новичка. Для Брума вообще не имело значения, насколько хорошо умеет играть в футбол Плит, раз он вообще играет, ведь на тот момент в штате Эксетера числилось ровно одиннадцать футболистов. Ситуация, в которой оказался Пол Тисдейл спустя почти полвека, была не столь драматичной, однако 41-летний наставник, повесивший бутсы на гвоздь еще три года назад, вынужден был внести свое имя в заявку команды на сезон и оказался в числе запасных в матче первого тура с Портсмутом.

«Мне остается только подбадривать нашу молодежь, и если у нее пока что-то не получается, мне приходится только надеяться на ее прогресс», – говорил Тисдейл после поражения в третьем туре от Бертона. В этом матче из 13-ти вышедших на поле игроков восемь были воспитанниками клуба или же были приглашены в команду в юном возрасте. В начале сентября в составе сборной Англии U-20 в товарищеском матче с румынами дебютировали сразу два 19-летних игрока из Эксетера – вратарь Кристи Пим и талантливый полузащитник Мэтт Граймз.

Погасив кредит и получив разрешение приглашать футболистов, Эксетер начал работу на трансферном рынке. Был подписан нападающего Престона Грэм Камминз, защитник Кристиан Рибейро, выставленный из Сканторпа с травмой, а до того пару раз выходивший за сборную Уэльса, а в аренду пришли Алекс Николз и Дэвид Нобл.

Камминз открыл счет забитым голам только в седьмом туре, реализовав в матче с Оксфордом первый для Эксетера за два года пенальти. Камминз отличился и в следующих двух матчах, в которых Греки одержали свои первые победы в сезоне, после чего поднялись на 20-е место.

Однако вся борьба еще впереди. В том числе и в руководстве клубом, где после увольнения предыдущего председателя теперь поровну представителей клуба и траста. Болельщики все это время владели клубом, но теперь они еще и будут им управлять. И, конечно же, трибуны Сент-Джеймса Парка, что в Девоне, будут продолжать петь: «Вы когда-нибудь играли с Бразилией?»

 

P.S. Оксфордский словарь современного английского языка: Route Oneтактика игры в атаке, основанная на использовании длинного паса.