«Уникальный случай, – не перестают удивляться представители британской прессы. – Молодой английский футболист, которого недооценивали!» В стране, давно уже превратившей раскрутку юных талантов в гораздо более важный аспект работы молодежных академий, чем, собственно, процесс их подготовки, подобные случаи не могут не выделяться. Впрочем, очевидно, что футболист с громким именем Харри Кейн всегда был обречен считаться особенным случаем.  

По-настоящему особенным: даже редко испытывающие с этим проблемы аналитики программы Match of the Day затрудняются при подборе сравнений Кейна с другими нападающими. Коллективный фоторобот экспертов BBC в конце концов набирает форму благодаря определяющим чертам Гари Линекера, Алана Ширера, Тедди Шерингема и Тьерри Анри, однако слова Оуэна Харгривза о том, что Харри Кейн напоминает ему молодого Томаса Мюллера, полностью разрушают и эту картину. Весь этот процесс походит на определение современным Скотланд-Ярдом фоторобота Джека Потрошителя, а рассмотреть нападающего Тоттенхэма под грузом всех этих сравнений оказывается невероятно сложно. Поэтому, как и в случае с кровожадным земляком Кейна, гораздо больше узнать о нем можно лишь познакомившись с его работой непосредственно – тем более что на прошлой неделе, по словам болельщиков Шпор, Харри собственноручно убил Челси.

Хладнокровный и решительный, воспитанник Тоттенхэма стал настоящим кошмаром для лучшей пары центральных защитников Премьер-лиги, а два гола Кейна позволили его команде одержать сенсационную победу над лидером чемпионата. «Получая мяч на краю штрафной площадки, я всегда инстинктивно стараюсь пробить, – описывает нападающий свой первый гол в ворота Челси. – К счастью, на этот раз у меня получилось». Впоследствии англичанин назовет этот мяч лучшим в своей карьере, но даже этот довесок не усложнит ни его описание, ни сам гол Кейна. Показать эпизод более простым, чем он был на самом деле – по всей видимости, именно из-за этого качества нападающий может вызывать сравнения с великолепным Тьерри Анри.

Второй же результативный удар Харри Кейна является примером другой ипостаси лондонца. Еще мгновение назад казавшийся тяжелым и неуклюжим (отсюда, вероятно, и сравнение с Мюллером), включившийся в эпизод Кейн способен одним движением убрать троих футболистов и мгновенно выстрелить по воротам. Именно этот баланс мощи и техники делает его настолько опасным нападающим, но еще больше помогает Харри его врожденная дерзость – тремя футболистами, которых девятнадцатый номер Тоттенхэма обыгрывал в моменте со своим вторым мячом, были Неманья Матич, Гари Кэхилл и Джон Терри.

Именно непризнание Кейном авторитетов, граничащее с какой-то совсем инфантильной самоуверенностью, оказалось одним из главных факторов успеха Тоттенхэма в матче против Челси, поэтому и нет ничего странного, что эта встреча стала своеобразным водоразделом и для Шпор, и для их главной звезды. «Эта победа важна, ведь мы находимся только в начале пути», – сдержанно прокомментировал исход матча менеджер Тоттенхэма Маурисио Почеттино. Харри Кейн позволил себе немного больше: «Мы вышли на путь, на который нас наставлял наш тренер. Мы начали играть так, как он того хочет, и это работает».

Возглавив лондонскую команду, Почеттино не скрывал, что процесс адаптации команды к его философии может занять определенное время, потому что поставленный во главу ее угла активный прессинг требует серьезной физической подготовки футболистов. Шпоры с трудом входили в сезон и не всегда оставляли впечатление команды, которая знает, чего от нее требует тренер, но уже к рождественскому марафону предстали совершенно другим коллективом – их матч против Челси предварял серию из пяти игр без поражений.

Важность успеха в дерби подчеркивалась тем фактом, что до матча с Челси в этом сезоне Тоттенхэм не побеждал представителей прошлогодней топ-четверки: Шпоры сыграли вничью с Арсеналом, пропустили четыре мяча от Манчестер Сити, трижды пропустили в домашней встрече с Ливерпулем и столько же получили в первом матче против Челси. Таким образом, реванш у команды Жозе Моуриньо оказался импровизированным заявлением о намерениях подопечных Почеттино, а Харри Кейн сразу же заявил о том, что его команда возвращается в гонку за критически важное место в зоне Лиги чемпионов.

Настолько же важным новогодний триумф был и для самого Харри, ведь именно выступление против Челси стало его первым личным достижением – героем встречи в играх с командами подобного уровня он еще не становился. «Может ли Кейн стать основным нападающим Тоттенхэма, способным забить двадцать голов за сезон? Почему бы и нет? Он ведь тяжело работает для этого каждый день», – заявлял Маурисио Почеттино на послематчевой пресс-конференции. Признание менеджера особенно ценно для футболиста, который в поисках игровой практики был вынужден четыре раза отправляться в аренду, – доверие Почеттино Харри приходилось завоевывать достаточно долго. В начале сезона аргентинский специалист предпочитал в роли наконечника копья Шпор Эмманюэля Адебайора или Роберто Солдадо, оставляя Кейну возможность проявлять себя в Лиге Европы и Кубке Лиги. Впрочем, со временем неубедительные показатели основных нападающих и голевая серия англичанина буквально заставили Почеттино предоставить Кейну шанс и в Премьер-лиге. Результат не заставил долго себя ждать: к десяти голам в кубковых турнирах бомбардир прибавил еще семь в чемпионате Англии. О 30-миллионном Солдадо болельщики Шпор теперь и слышать не хотят.

Воспитанник клуба завоевывает свое место в основе, вытеснив из нее дорогостоящего иностранца – показательный, на самом деле, пример. Именно эта символичность, похоже, сделала Харри Кейна любимцем не только болельщиков с севера Лондона, но и многих англичан, ратующих за скорый вызов соотечественника в национальную команду. Разумеется, трудно поспорить с помощником Роя Ходжсона Гари Невиллом по поводу того, что порог входа в сборную Англии никогда еще не был настолько низким, да и подобные призывы едва ли оправданы сейчас, за несколько месяцев до следующего матча сборной. Однако понять родоначальников легко: на Туманном Альбионе до сих пор жив культ бомбардира, а настолько ярко новая звезда не зажигалась, пожалуй, с момента дебюта в футболке Трех львов Даниэла Старриджа.

Семнадцать забитых мячей к началу января – больше в Англии за полсезона успел забить только феноменальный Серхио Агуэро. Вынужденный конкурировать с футболистами стоимостью в несколько десятков миллионов фунтов, Кейн является символом нового поколения английских игроков, пробивающих себе дорогу вопреки повальной коммерциализации футбола. Футбольная общественность восхищается невероятной историей Чарли Остина, держит кулачки за дуэт Данни Ингз – Сэм Воукс и надеется на дальнейший прогресс Саидо Бераино, но не меньшего внимания заслуживает и Харри Кейн. Особенный футболист.  

Ярослав Друзюк, Football.ua