Тим Ховард относится к своему призванию по-философски: «Играя в нападении, ты всегда находишься на расстоянии одного гола от звания героя. В воротах же один мяч отделяет тебя от провала».

После матча против Лестер Сити допустивший сразу две результативные ошибки голкипер Эвертона наверняка первым бросился обнимать своего партнера Ромелу Лукаку. Люди, следящие за футболом исключительно посредством социальных сетей, этого не поняли бы – они ведь уже успели пошутить по поводу до того, что в воскресенье Лукаку не удалось попасть в створ после девяти ударов по воротам. Ложь, наглая ложь и статистика: несмотря на все эти цифры, от конфуза в игре с аутсайдером Эвертон уберег именно бельгийский бомбардир.

«На неделе Лукаку легко разделался с Янг Бойз, – в перерыве упражнялся в находчивости комментатор встречи. – С парнями постарше ему пока сложнее». Разумеется, несколько упущенных возможностей забить из выгодной позиции от футболиста, отметившегося на неделе хет-триком, провоцировали аналитиков на подобные высказывания, а каждый следующий шанс, упущенный Лукаку, делал его все более удобной мишенью для критики. В мотивации извне Ромелу, впрочем, не нуждался: не прошло и пятнадцати минут второго тайма, как он протащил мяч по штрафной площади соперника и ассистировал Стивену Нэйсмиту. Решение Найджела Пирсона выпустить на замену сразу двух свежих нападающих и ошибки Ховарда стоили Эвертону перевеса в счете, и в конце концов выручать хозяев снова пришлось их бомбардиру. За две минуты до окончания встречи Лукаку отчаянно бросился на подачу с фланга и вынудил защитника Лестера Мэттью Апсона переправить мяч в свои ворота. Нападающий оказался героем встречи, не преодолев не то что расстояние в один гол, но и не попав на протяжении матча даже в створ ворот.

Воспитанник Андерлехта – воплощение природной стихии. В свои лучшие моменты он кажется неукротимым зверем, чему способствует его врожденный атлетизм и феноменальный баланс мощи и скорости. При этом, правда, он отличается и нетипичной для рано раскрывшихся футболистов рассудительностью – не только на поле, но и за его пределами. Приняв позапрошлым летом решение покинуть Челси ради клуба, в котором он имел бы стабильное место в основе, Лукаку осознанно пошел на понижение в классе. Удар по амбициям компенсировался потрясающей возможностью совершенствоваться в наиболее подходящих для этого условиях: в Эвертоне бельгийцу не просто доверились, Роберто Мартинес возложил на него ответственность стать главной ударной силой Ирисок в атаке.

Лукаку входил в сезон в качестве основного нападающего команды, которая ставит себе за цель квалификацию в Лигу чемпионов, но за полгода успела измениться и роль десятого номера, и претензии его клуба. Декларируя намерение сделать следующий шаг в развитии своего проекта, летом Мартинес уверял, что его команде по силам бороться за место в топ-четверке Премьер-лиги, свои слова же он подтверждал соответствующими приобретениями. 28 миллионов фунтов были потрачены на трансфер Ромелу Лукаку из Челси, не пожалел испанский специалист и солидного жалования другому нападающему, Самуэлю Это’О.

Сомнения в целесообразности израсходования всего трансферного бюджета на подписание двух форвардов возникали еще летом, однако последствия синдрома второго сезона, подкрепленные разбалансированностью состава Ирисок и участием команды в Лиге Европы, заставили болельщиков Синих волноваться еще больше. Сейчас Эвертон находится на расстоянии шести очков от зоны вылета, а проказника Это’О и след успел простыть – удерживать высокооплачиваемого ветерана в условиях борьбы за выживание Мартинес себе позволить не мог. Оставшись единственным, не считая хрупкого Аруны Коне, нападающим в обойме Ирисок, Ромелу Лукаку, таким образом, превратился в главную надежду мерсисайдского клуба.

Ответственность за результаты команды вынужден брать на себя 21-летний молодой человек – едва ли утешающая для болельщиков Эвертона подробность. По крайней мере, речь бы шла об этом, если бы сейчас мы говорили не о Ромелу Лукаку. «Иногда мне кажется, – рассказывает бельгиец, – что люди забывают о том, что я все еще очень молод. Я кажусь им гораздо старше, потому что на высоком уровне я выступаю на протяжении вот уже нескольких лет. Но мне все еще 21, и я не застрахован от ошибок, ведь необходимого для этого опыта у меня пока нет». В этих словах можно заметить не только солидную долю самокритичности, но и интересный факт, о котором многие критики Лукаку предпочитают не упоминать: свой следующий день рождения он будет отмечать вместе с завершением шестого профессионального сезона в карьере. За это время он успел провести более 250 матчей, в которых отметился 98 голами. Для сравнения: свой юбилейный сотый мяч главный вундеркинд английского футбола Уэйн Руни забил в возрасте 22 лет и 88 дней. В общем, воспрепятствовать обновлению рекорда «Ваззы» Лукаку может разве что его неожиданная переквалификация в опорные полузащитники.         

Роберто Мартинесу, впрочем, не до шуток. Понятно, что в январе он бы ни в коем случае не отпустил Это’О, не имея достаточной уверенности в способности Лукаку справиться с таким давлением, но при этом и на поиски дублера Ромелу он, судя по всему, времени решил не терять. Неординарность сложившейся ситуации, равно как и уникальность бельгийского таланта, делают эту историю необычной, но правда в том, что в этом сезоне Премьер-лиги ставка команд (не важно, вынужденная или осознанная) на фигуры забивных нападающих как на главный инструмент решения турнирных задач не является такой уж странной.

Прежде всего, Харри Кейн. Воспитанник Тоттенхэма, куда больше похожий на исполнителя второстепенной роли в сериале «Аббатство Даунтон», чем на профессионального футболиста, взял футбольную Англию наскоком. Стремительное превращение вынужденного скитаться по арендам молодого нападающего в одного из лучших бомбардиров Европы произошло совершенно внезапно – от дебюта в стартовом составе Тоттенхэма в матче Премьер-лиги до призывов вызвать Кейна в сборную Англии не успело пройти и года.

Открытие нападающего обычно приписывают бывшему главному тренеру Шпор Тиму Шервуду, который до своего назначения преемником Андре Виллаш-Боаша уделял много внимания молодежной команде клуба в должности технического директора. Однако при этом не стоит приуменьшать и заслугу самого Харри: он с невероятным желанием боролся за шанс проявить себя в первой команде, а после увольнения Шервуда сумел убедить и нового тренера Шпор Маурисио Почеттино. Аргентинец, проповедующий агрессивный футбол по заветам Марсело Бьелсы, изначально сделал ставку на Роберто Солдадо, что было ожидаемо, учитывая 30-миллионный ценник испанца, Кейну же оставалось проявлять себя в кубковых матчах. Однако уже совсем скоро не лучшая форма Солдадо и потрясающая голевая серия Кейна заставили Почеттино изменить свое мнение – получивший место в основе англичанин убедил тренера в способности соответствовать его запросам работоспособности и результативности. 22 забитых мяча к концу февраля позволяют восемнадцатому номеру Тоттенхэма считаться одним из лучших бомбардиров европейского сезона, а 8 голов в выездных матчах АПЛ – составляющие едва ли не половину всего наработка лондонцев вдали от Уайт Харт Лейн – считать Кейна важнейшим фактором успеха Шпор.

История Харри Кейна оказалась настолько впечатляющей, что его успех вдохновил целый ряд молодых английских нападающих, которые в этом сезоне оказались способными изменить положение дел в английской Премьер-лиге. Оставшийся в январе в составе Бернли Данни Ингз так и не успел восстановить свое сотрудничество с Сэмом Воуксом, но все равно продолжает исправно замыкать кроссы и способствовать выживанию Бордовых. Бывший одноклубник Ингза Чарли Остин и вовсе наслаждается лучшим сезоном в своей карьере, ведь его 14 мячей ответственны за более чем половину всех голов КПР в этом чемпионате.

10 из 24 голов Вест Бромвича в этом сезоне АПЛ забил другой англичанин, Саидо Берахино, и не исключено, что именно взаимопонимание Берахино с новым менеджером ВБА Тони Пьюлисом окажется решающим в определении судьбы команды в этом году. Бывший менеджер Сток Сити и Кристал Пэлас гордится своим умением организовывать игру в обороне, но настолько же важной задачей на новом месте работы он определил и налаживание атакующей игры – неожиданное воскрешение Брауна Идейе яркий тому пример.

Всех этих нападающих объединяет тот факт, что от их показателей во многом зависит борьба за выживание в английской Премьер-лиге. Равно как и Кристиан Бентеке из Астон Виллы, с которым новый менеджер бирмингемцев Тим Шервуд связывает главные надежды команды остаться в элитном дивизионе, все эти бомбардиры чувствуют на своих плечах груз ответственности за итоговый результат своей команды. Впрочем, под еще большим давлением сейчас находятся форварды, которых команды АПЛ подписали в январе с целью увеличить свои шансы на сохранение прописки в элите.

Сандерленд сумел убедить опытного бойца Джермейна Дефо ценой роскошного контракта на 3,5 года, и его два гола уже помогли Черным котам выцарапать ценнейшие четыре очка. Двумя мячами, один из которых оказался победным, успел отметиться и январский новичок Халл Сити Даме Ндойе. Фееривший же в чемпионате Хорватии Андрей Крамарич пока только адаптируется к британским условиям (на его счету всего один гол в чемпионате), но и его трансфер Лестеру обошелся совсем не дешево – заплаченные за него Риеке 7,5 миллионов фунтов стали новым трансферным рекордом Лис. К слову, предыдущим рекордом Лестера было летнее подписание нападающего Брайтона Леонардо Ульоа, трудности которого, собственно, и вынудили клуб расщедриться на еще одного форварда.  

Все эти примеры доказывают, что в своем стремлении остаться в Премьер-лиге представители нижней части турнирной таблицы готовы на любые финансовые риски, но также они говорят о том, что нападающие не боятся брать на себя ответственность за общекомандные задачи.

Более того, в отличие от прошлых сезонов, в целом делают они это с гораздо большим успехом. Довольно показательным является тот факт, что все три команды, вылетевшие по итогам прошлого сезона из Премьер-лиги, не угадали с нападающими, которые были призваны помочь им сохранить прописку в элите. Забивший меньше всех в сезоне Норвич наверняка пожалел о 5 миллионах фунтов, потраченных на Гари Хупера, Фулхэм кроме Феликса Магата может нарекать и на 12-миллионного Костаса Митроглу (грек отыграл за лондонцев всего три неполных матча), а Кардифф так и не сумел извлечь выгоды из январского трансфера Кенвина Джонса. И хотя в конечном итоге тот же Фулхэм поплатился вылетом скорее за проблемы в защите (Дачники забили больше оставшихся в элите Халла и Кристал Пэлас, но пропустили смехотворные 85 мячей), тенденция все же наметилась.

От Ширера до Руни, от Анри до Суареса Премьер-лига всегда испытывала слабость к форвардам высшего класса, как никогда жив культ бомбардира в Англии и сейчас. И без того напряженная борьба за выживание в этом году становится еще более интересной, вполне способна внести свои коррективы гонка бомбардиров и в не менее интригующую схватку за место в зоне Лиги чемпионов. До тех пор, пока каждый забитый мяч будет превращать нападающего в героя, иначе и быть не может.

Ярослав Друзюк, Football.ua