В четверг на тренировочной базе Миддлсбро в Дарлингтоне стоит хорошая погода. Айтор Каранка работает с командой, говорит что-то Виктору Вальдесу и смеется. Они выиграли шесть кубков Лиги чемпионов на двоих – три на счету экс-защитника Реала и еще столько же – у экс-вратаря Барселоны.

Каранка входит в свой первый сезон в Премьер-лиге с не меньшими амбициями, чем были у него, когда он принимал Миддлсбро в Чемпионшипе. Тогда Айтор пообещал вывести Речников в элитный дивизион. И он свое слово сдержал. В субботу гол Альваро Негредо ознаменовал первый набранный пункт для Айтора в Премьер-лиге.

У бывшего помощника Моуриньо дела явно идут хорошо в Миддлсбро – три награды Тренеру месяца в Чемпионшипе – лучшее тому подтверждение.

- Как долго ты не бывал дома?

- Два года. 6 июня 2014 я ездил навестить отца. Я помню число, потому что это его день рождения. Отец живет в Матауко, деревне неподалеку от Витории.

- Твой отец был тренером. Он – первый, кто тренировал тебя?

- Да, мой первый тренер у меня был прямо дома. А потом – в Сан-Игнасио. Еще он тренировал Аурреру, Алавес, Залью. Я часто ходил с ним, это похоже на то, как сейчас ходит со мной мой сын Ибаи.

- Кто из твоих знакомых стал тренером?

- Я играл вместе с Эрнесто Вальверде в Сан-Игнасио. Потом мы дружили в Атлетике. Но мы никогда с ним не встречались в тренерской испостаси. Было бы здорово это сделать. Если бы мне пять лет назад сказали, что я буду тренером в Премьер-лиге, я бы никогда не поверил!

- Вальверде тренирует Атлетик, клуб, где вы играли. Тебе приходила в голову такая идея?

- Тренеры не мечтают. Это футболисты мечтают играть в высшем дивизионе, побеждать в Лиге чемпионов… А жизнь тренера – она другая. Ты живешь от одного дня к следующему.

- Может тренер мечтает убедить игроков?

- Это не мечта, это цель. Между тренером и его футболистами должно быть доверие и честность. Я не думаю, что без этого можно было бы выйти в Премьер-лигу.

- Что ты почерпнул у Моуриньо?

- Благодаря ему я осознал значение честности. Ты должен объяснять, что является самым лучшим для команды. Иногда тренеры говорят тебе то, что ты хочешь слышать, но со временем ты понимаешь, что это неправда. А Жозе научил говорить то, что думаешь – это идет на благо команде.

- Ты сталкивался с игроками, которые ставили себя выше команды?

- Я считаю, что всегда, особенно в прошлом, были звездные игроки. Сейчас это не так ярко выражено. Я думаю, что над всеми возвышаются лишь Криштиану и Месси.

- Ты провел с Моуриньо три года, но повлияли ли на тебя и другие тренеры? Или только он?

- Нет, конечно не только он. Жозе – особенный, но я учился не только у него. Его огромное влияние обусловлено тем, что во время нашего сотрудничества я точно знал, что хочу быть тренером. А вообще ты учишься у каждого. Мой отец был тренером. Еще мне повезло играть под руководством Хайнкеса, Дель Боске. И еще я играл с великими футболистами в Мадриде и Бильбао, мы часами говорили с ними об игре.

- Что дал тебе Боро? Уверенность?

- Он прибавил уверенности, но она у меня всегда была. Решение принять Миддлсбро – лучшее решение в моей жизни. Также он помог мне стать лучше. Я прошел сквозь Чемпионшип и достиг Премьер-лиги.

Помню, я проиграл два первых матча, а затем и третий – казалось, моя работа в Миддлсбро закончится прямо тогда. Но нет. Президент клуба сказал мне, что меня наняли на долгий срок и несколько поражений не изменят их решения.

И вот что получилось в итоге. Работать в одном дивизионе с Пепом Гвардиолой, Юргеном Клоппом, Жозе Моуриньо, Маурисио Почеттино, Антонио Конте – это честь для меня.

- Хуже всего в профессии тренера то, что он никого не может винить?

- Как говорил Моуриньо, у поражения всего один отец. Иногда случается такое, что ты чувствуешь себя одиноким. Да, у тебя есть тренерский штаб, но именно ты принимаешь решения. И если ты менеджер, то у тебя не может быть оправданий.

Луис Мартин, El Pais

Перевод Евгения Музыки, Football.ua