28 миллионов фунтов выглядят колоссально для клуба, всего однажды в истории Премьер-лиги поднимавшегося выше пятого места и всегда строго подсчитывавшего баланс потраченных и заработанных средств.

Менеджер Челси Жозе Моуриньо с легким сердцем отпускает Лукаку, понимая не только финансовую выгодность сделки (а прежде клуб попрекали за 20 миллионов, потраченных на юношу!), но и отмечая нежелание бельгийца бороться за место в составе. С этой точки зрения от сделки выиграют обе стороны – Лукаку вернется в команду, где ему уготована роль главного форварда, а Челси пополнит клубную казну за счет еще одной крупной продажи. Куда больше интригует масштаб сделки, выводящий на новый уровень безумство нынешнего трансферного окна в Англии.

Уже упомянутый Челси – вероятно, единственный на данный момент клуб, чувствующий себя более-менее комфортно в денежном заплыве английских игроков. Подписав Диего Косту и Сеска Фабрегаса, Синие получили двух игроков топ-уровня, при этом закрыв свои расходы продажей ненужного Давида Луиса и, в общем, так и не игравшего за команду Лукаку. Такой трансферный успех можно считать счастливой случайностью, но общий статус лондонского клуба также служит объяснением их финансовых показателей и такой же смелости. Выведя когда-то рынок на неадекватный уровень, сейчас Челси становится самым привлекательным английским клубом, также неплохо сводящим финансовый баланс и ратующим за прогресс веденного финансового фэйр-плей. Причины, по которым реальные Коста и Сеск за вменяемые (на фоне некоторых других трансферов) суммы выбирают Стамфорд Бридж, очевидны. Челси – наиболее стабильный по европейским меркам клуб Туманного Альбиона. Любой игрок, выбирающий Стамфорд Бридж, на 90 процентов уверен, что в следующем сезоне его команда если и не выиграет титул, то будет реальным претендентом как на внутренний, так и на международный успех. Географическое положение самого центрального лондонского клуба и почти гламурный статус также делают свое дело.

Сейчас этим не может похвастать ни один из конкурентов Синих, но это не мешает – а, может, и мотивирует – их бросаться деньгами, словно Пи Дидди в ночном клубе Лас-Вегаса. Иного выбора клубы, уступившие доминирующие позиции четырем коллективам из Испании и Германии, не видят. Ман Сити остается сторонним наблюдателем в европейских баталиях, Арсенал давно довольствуется выходом в плей-офф, Ливерпуль только планирует возвращение, а Манчестер Юнайтед проходит через второй этап пост-фергюсоновской революции.

Реал, Барселона и Бавария играют по схожим правилам, но стабильность их результатов в последние сезоны оставляет в тени английские клубы, варящиеся в эффектном соку внутренних противостояний. Эффект впечатляющий, и колоссальная популярность Премьер-лиги внушает руководителям клубов беспечную уверенность в верности выбранных методов. Пример Эвертона, при Мойесе считавшегося бюджетным проектом, говорит также о том, что от грандов не желают отставать и другие – есть подозрение, что в ближайшее время опыт Ирисок, если тот приведет к более-менее положительным результатам, переймет еще кто-то. Ньюкасл имеет хороший баланс, но также позволяет себе покупки, о которых могут только мечтать середняки других ведущих лиг. В щекотливой ситуации находится Саутгемптон: клуб, бывший примером эволюционного развития, получает огромные деньги за половину ушедшего состава, и его новое руководство говорит о намерении пустить заработанные средства в ход. Очевидно, что поспешная трата этих денег способна нарушить внутреннюю гармонию, ощущение которой утратили ведущие клубы чемпионата.

Английская футбольная культура, при ироничности отношения к местной сборной, остается альфой и омегой мировой игры.

Это все тот же ночной клуб Лас-Вегаса, побывать в котором мечтает каждый. Пафосное место, в огнях которого неизбежно иссякает ощущение реальности. Английская футбольная культура, при ироничности отношения к местной сборной, остается альфой и омегой мировой игры.

Не первый год принято говорить о том, что в Англии безбожно переоценивают собственных футболистов, выкладывая за них колоссальные деньги. Переход Люка Шоу в Манчестер Юнайтед укрепляет в этом мнении, но на самом деле ровно так же в Англии поступают и в отношении всех футбольных талантов. Достаточно взглянуть на те суммы, которыми сдабривают интерес МЮ к Эдинсону Кавани и Артуро Видалю, а затем вспомнить, как высоко Ливерпуль оценил способности серба Лазара Марковича. Переход воспитанника Партизана в Бенфику был временной акцией, задержкой времени, по ходу которой ушлый агент футболиста Пини Захави окучивал английские клубы для смачной сделки. Израильтянин очень гордится количеством олигархов, которых он привел в Премьер-лигу, и его прозорливости можно позавидовать – сытным местом он воспользовался лучше других.

Нынешним летом в стороне не может оставаться и прежде сдержанный Арсенал, уверовавший в необходимость трат после победы в Кубке Англии. Спортивные амбиции и непримиримость соперничества лишают чувства меры каждого, что можно считать природой человека. В жизни, правда, также есть свое меню – и прежде, чем сделать заказ, подчас следует поинтересоваться ценой. Увиденное может отбить желание наслаждаться игрой впредь, но пока кредитный лимит по доброй воле шикующих увеличивается, возможные экономические последствия кажутся невероятным будущим. Огни ярко горят, но еще пара-тройка лет ночного гуляния без серьезного продвижения, и внутренний клуб начнут покидать участники любимого всеми праздника. Процесс неизбежно зайдет за границы дозволенного, а пока это всего лишь игра.