- Эдуардо, прошло три года с тех пор, как ты покинул Арсенал и переехал в Украину. Расскажи немного о своей жизни в Шахтере...
- Она сильно отличается. Я нахожусь в Донецке уже три года, за это время мы выиграли пять трофеев: два чемпионских титула, два Кубка страны и суперкубок. И мы хорошо выступали в Лиге чемпионов. У меня по контракту остался еще год, и я здорово ощущаю себя в этом клубе. Все очень спокойно. Донецк — маленький город, где футбол является главным развлечением. Здесь бывает уж слишком холодно, зимы просто лютые. Тем не менее мне все нравится.
- Повлиял на твой трансфер тот факт, что в Шахтере уже было много бразильцев? Или сыграл свою роль капитан хорватской сборной Дарио Срна?
- Шахтер становится все известнее в Европе. Конечно, наличие в команде большого количества бразильцев и Дарио поспособствовало моему решению. Однако для меня главным было оказаться в команде, которая развивается на европейской арене. У клуба отличная база для роста. У него есть амбиции войти в число европейской элиты, и я хочу быть частью этого процесса. Соперничество с Динамо — это нечто особое. Я и прежде много слышал и читал об этом, поэтому с нетерпением ждал игр с ними. Это действительно особенные матчи. 
- Как так получается, что многие талантливые бразильцы оказываются в Шахтере? У клуба серьезная скаутская система в Южной Америке?
- У них налажены хорошие связи в Бразилии. Им известно, что большинство бразильцев мечтают играть в Европе, но не всем удается попасть в Барселону, Реал, Арсенал или Манчестер Юнайтед. Поэтому Шахтер может служить для них трамплином в Европу. И, если они хорошо зарекомендуют себя в Донецке, у них появится шанс перебраться в топовый чемпионат. Так произошло с Элано, Матузалемом и Виллианом.
- Как доминирование Шахтера влияет на положение дел в украинском чемпионате?
- На данный момент Шахтер действительно заметно опережает своих конкурентов. Так происходит как раз с тех пор, как я переехал в Украину. Но, как мне кажется, это просто такой этап. Многое зависит от того, как начинаешь сезон. Если удачно провести первые десять матчей, потом все идет по накатанной. Но с каждым годом соперничающие команды становятся сильнее, инвестируются большие деньги. Днепр и Металлист покупают хороших футболистов, за счет чего чемпионат Украины становится сильнее, сложнее и конкурентоспособнее.
- Может ли Шахтер сделать еще один шаг вперед и выиграть Лигу чемпионов?
- Это сложная задача. Нужно к тому же немного удачи. Но для нас важнее всего выйти из группы. После этого желательно попасть на команду, которую мы можем пройти, и избежать Барселоны. Как только пробиваешься настолько далеко, появляется уверенность в своих силах, а в полуфинале и финале может случиться всякое. Но, если честно, я не думаю, что это возможно на данный момент. Возможно, в будущем... У нас есть большая проблема: в чемпионате страны нужно обязательно выпускать на поле пять украинских футболистов. По этой причине нам сложнее выстроить стабильную команду с ярко выраженной системой игры. Нельзя сказать и о том, что, играя против Барселоны, Челси или Реала, для нас это матчи всей жизни, тогда как для соперников просто рядовые поединки.
- Мирча Луческу имеет репутацию прекрасного тактика. Какой он тренер? Можно ли его по рабочему стилю сравнивать с Арсеном Венгером?
- Вообще-то у них один и тот же стиль, они оба являются прирожденными победителями. Им по душе атакующий футбол, они предпочитают красивый игровой стиль. Они требуют от своих команд играть в пас, очень детально разбирают все рабочие моменты. Если коротко, им обоим нравится, чтобы их команды играли в современный футбол.
- В наши дни многие бразильцы покидают Европу и возвращаются в родной чемпионат. Ты об этом не задумывался? Не кажется ли тебе, что, покинув Бразилию еще до того, как о тебе узнал футбольный мир, ты не сказал своего слова в тамошнем чемпионате?
- Можно сказать, что я — исключение из правил, так как никогда не играл в Бразилии. Возможно, именно поэтому у меня нет особого желания возвращаться в эту страну и играть там. Мне сейчас тридцать лет, и я могу заверить вас, что подобной идеи в моей голове нет. В Европе я живу уже 14 лет, здесь же прошла вся моя футбольная карьера. Я адаптировался к здешнему футболу и стилю жизни. Поэтому цели вернуться в Бразилию у меня нет. Но, конечно, если у меня будет возможность, я не откажусь от такого варианта. Но, во-первых, клуб должен быть заинтересован во мне. Если такое произойдет, возможно, через несколько лет, было бы неплохо переехать в Бразилию и ощутить их футбольную атмосферу.
- У тебя уже есть какие-то идеи относительно будущего, когда твоя карьера завершится?
- Я об этом еще не думаю. Однако я останусь в футболе, хотя и не знаю, чем буду заниматься. Я оканчиваю тренерские курсы, которые позволят мне стать менеджером, тренером или помощником тренера... У меня еще есть много времени, чтобы определиться со следующим шагом. Но, как мне кажется, вариант стать менеджером — наиболее сложный. И наиболее интригующий.
- Твой дом — Хорватия или Бразилия?
- Бразилия, конечно. Когда мне предоставляется отпуск, я стараюсь проводить свободное время там. С моей семьей и друзьями. Но Хорватия является моим вторым домом, моя жена ведь хорватка. Я стараюсь разделять свою любовь между двумя странами, но Бразилия все же на первом месте.
- Видимо, для тебя особенно важно, чтобы Хорватия пробилась на следующий чемпионат мира, так как он пройдет в Бразилии...
- Я много думаю об этом. В квалификации мы показываем неплохие результаты, у нас есть все шансы получить путевку на мундиаль. Думаю, это мой единственный шанс сыграть на чемпионате мира, поэтому этот шанс сам по себе особенный. Оказаться в Бразилии, рядом с семьей и друзьями — это было бы чудесно!
- До чемпионата мира осталось чуть более года... Представляешь ли ты, какие настроения и переживания охватывают Бразилию?
- Немного. Я постоянно стараюсь быть в курсе новостей относительно подготовки к турниру. Знаю, что стадионы практически готовы. К тому же у меня там есть друзья, которые звонят мне и заставляют хорошенько поработать, чтобы помочь Хорватии пробиться на этот турнир. Они хотят увидеть меня в игре на чемпионате мира. Поэтому я должен сделать все, чтобы это произошло.
- Не будет ли это странно: играть на чемпионате мира в Бразилии за другую сборную?
- Не знаю. Я играл против Бразилии в товарищеском матче. Поединок проходил в Хорватии, я действительно чувствовал себя неловко и нервно. Но, думаю, если бы у меня появилась возможность сыграть за Хорватию на чемпионате мира в Бразилии, я бы чувствовал себя нормально.
- В недавней игре против сборной Сербии ты находился на скамейке запасных. Очевидно, что в таких матчах уровень эмоций и давления зашкаливает. Но, не будучи этническим хорватом, какие ощущения переполняют тебя? И насколько важно было для вашей команды победить?
- Люди вне Балкан даже не представляют, что значит этот матч. К таким поединкам всегда приковано все внимание. Не стоит ждать красивой игры, в таких матчах играешь сердцем. Еще за два месяца до встречи в обеих странах начинается обсуждение приближающегося противостояния. Для меня — человека, прожившего в Хорватии девять лет и отлично знающего быт страны — легко понять, что значат подобные матчи. Игроки и болельщики заходят на стадион, будто собаки, ищущие кость. К счастью, мы победили в последнем матче. Это не обычный футбольный поединок, в таких играх на кону значительно больше. Побеждая, ты показываешь оппонентам, что ты сильнее не только в футболе, но и в политике, экономике, социальных делах... во всем.
- Бразилец, который защищает цвета сборной Хорватии и играет в Украине. Не посещает мысль, как это могло с тобой произойти?
- Иногда. Но, думаю, это будет происходить чаще, когда я закончу карьеру. У меня по-прежнему имеются планы относительно моей карьеры, поэтому пока я не слишком часто думаю о прошлом, стараясь сконцентрироваться на происходящем сейчас. В Хорватии есть люди, желающие сделать фильм о моей жизни, им кажется, что из этого получится замечательная история.
Интервью официального сайта лондонского Арсенала,
перевод Василия Обараза, Football.ua