Мне почему-то хорошо запомнилось то, как мой отец впервые рассказывал мне о футболе. Лет мне было совсем немного, и речь шла Манчестер Юнайтед, а точнее – о его любимом игроке, Эрике Кантона. Когда спустя несколько лет я надевал свою первую футбольную форму, папа подошел ко мне и поднял ворот. «Так выглядит лучше всего, так ее носил Эрик». К тому времени я уже сознательно начал следить за английским футболом, но француза в Манчестере уже давно не было, а Юнайтед периода «сэндвичей с креветками» как-то не пленили мою детскую душу. Однако образ Эрика Кантона врезался в память как символ чего-то великого и в то же время невозвратимо утраченного. Лучшего, из того, что случилось и когда-либо случится с этим клубом. «В поисках Эрика» дает возможность принять дозу шарма легендарного француза как тем, кто имел счастье наблюдать за его игрой вживую, так и тем, кто только слышал о нем.
Это фильм не о футболе или футболисте Кантона. Картина Кена Лоуча повествует не о Красных дьяволах, а бывший игрок исполняет в ней вспомогательную функцию, представляя собой технический прием режиссера. Главным героем является Эрик Бишоп, 50-летний почтальон из Манчестера, преданный болельщик Юнайтед, переживающий серьезный психологический кризис. Полжизни назад в паническом порыве он бросил свою жену в одиночку воспитывать их маленькую дочь. Теперь он сам брошен своей второй женой с двумя подростками пасынками, выходящими из-под его контроля. На пороге осени своей жизни, преследуемый ошибками прошлого, он чувствует только вину и опустошение. И мы знакомимся с героем во время его полусознательной попытки самоубийства.
В самые трудные моменты Бишоп разговаривает со взирающим на него с огромного плаката Эриком Кантона. И вот однажды, достав старую заначку с марихуаной и закурив косячок, он спрашивает у своего кумира: «Ты когда-нибудь делал то, за что тебе было стыдно?» Внезапно голос за его спиной отвечает с французским акцентом: «А ты?» Футболист является своему тезке на протяжении всего фильма в виде галлюцинации, видения или проекции, помогая Бишопу собраться с силами, найти утраченное самое себя. Они обсуждают жизнь Эрика-почтальона и карьеру Эрика-игрока. Время от времени Кантона дает советы в форме сентенций. Иногда на французском, преднамеренно раздражая главного героя.
Кен Лоуч является динозавром британского социального кино. На протяжении вот уже полувека он снимает реалистичные ленты об обычных людях, типичных представителях рабочего класса. Одним из его главных принципов является максимальная естественность. Его актеры лысые, набравшие лишнего веса, несуразные, но органично вписываются в те пространственно-временные условия, в которые их помещает сюжет. Нередко на роли отбираются люди, имеющие опыт подобный их персонажам или же актеры знакомятся со сценарием по частям, не зная, что их ожидает дальше, и чем все закончится. Например, до того самого эпизода, когда Кантона впервые является Бишопу, исполнитель главной роли Стив Эветс понятия не имел, что в сьемках фильма примет участие сам футболист, так что его удивление неподдельно.
Эветс, большей частью телевизионный актер, а также бывший басист известного манчестерского коллектива The Fall, своей игрой с первых минут просмотра вызывает симпатию и сочувствие. Да и Кантона, для которого это был уже далеко не первый опыт работы перед камерой, выглядит уверенно и непринужденно, и общее впечатление не портит даже некая его статичность. Он пытается убедить Эрика Бишопа в том, что часто найти выход из трудной ситуации не так уж тяжело, и никогда не поздно попытаться исправить свою ошибку. Кантона помогает главному герою поверить не только в себя, но и в своих близких и друзей. Когда Бишоп спрашивает призрака своего кумира о самом памятном моменте карьеры футболиста, он перебирает в памяти лучшие голы француза, но тот отвечает, что лучшим был не гол, а голевая передача на партнера по команде Денниса Ирвина в матче против Тоттенхэма. Правда это на самом деле или нет, но в этом моменте снова проступает социальная подоплека кинокартины, тема взаимной помощи и совместной борьбы.
Футбольная тематика затронута в эпизоде со ссорой в баре. Речь идет о захвате Манчестер Юнайтед Мэлколмом Глейзером и превращении его в частную компанию. Часть болельщиков, в том числе и коллеги по работе главного героя, были среди тех, кто учреждал альтернативный клуб Юнайтед оф Манчестер. Теперь приятели обвиняют их в предательстве и лицемерии, но у тех есть весомый ответный аргумент: «Зато у нас нет жирного владельца-ублюдка, который может продать нас за тридцать серебряников». Что говорить, если даже цены за парковку им не по карману. Кен Лоуч остается верным себе и не оставляет без внимания проблемы, с которыми сталкиваются болельщики из низших слоев.
Фильм необычен в силу сочетания в нем разных стилей. Первые двадцать минут убеждают зрителя, что перед ним – классическая социальная драма, но внезапное появление в кадре Кантона придает ей комедийный привкус. Мрачная заключительная часть заставляет забыть о шутках, и мы напряженно смотрим криминальную драму, однако нападение группы футбольных фанатов в масках Кантона на дом местного бандита делает концовку гротескной и неправдоподобной. Несмотря на все шероховатости и острые углы, это фильм о том, что в повседневной жизни рабочего класса есть место не только отчаянию и безысходности, но и радости личных побед, а счастье от пребывания в кругу верных друзей мало с чем сравнимо.
Looking For Eric
Режиссер – Кен Лоуч
Год – 2009
Страна – Великобритания
Бюджет – 4 млн фунтов
 
 
Андрей Курдаев, Football.ua