Начало 90-х годов ознаменовалось серьезными геополитическими изменениями на карте Европы. Стремительный распад тюрьмы народов под названием СССР, балканский кризис, разделение Чехословакии и т.д. привели к определенным последствиям и в футбольном мире.

Трудно сказать, кто первым произнес несусветную чушь о том, что "спорт вне политики", но суть в том, что вне политики нет ни одного серьезного направления человеческой деятельности. Рано или поздно интересы государства соприкасаются со всем, что происходит в этом самом государстве.

Так случилось и с большим футболом в начале 90-х. Балканский кризис привел к войне между сербами и некоторыми бывшими республиками Югославии, а значит невозможностью собрать сборную некогда цельной (во многом искусственно) страны. По стечению обстоятельств случилось это перед крупным футбольным турниром, на который югославы пробились с первого места в своей отборочной группе, оставив позади датчан, северных ирландцев, австрийцев и фарерцев. А представитель сборной Югославии македонец Дарко Панчев выиграл гонку бомбардиров отбора, опередив легендарных Папена и ван Бастена.

События в СССР и Югославии развивались таким образом, что стал вопрос о замене этих сборных. В действительности, таких стран уже не существовало, а значит и играть некому. Но если хитрый Колосков выкрутился и договорился с высшими чиновниками УЕФА о замене сборной Союза на сборную эфемерного и никогда не существовавшего СНГ, то с югами этот фокус не прошел. Сербы и хорваты резали друг друга с таким азартом, что никакие "спорт вне политики" не работали. 

Выставить на турнир сборную Югославии было просто невозможно. Правда, изначально ФИФА и УЕФА допустили югов к соревнованию на тех же условиях, что и СССР, но в мае резня на территории Боснии и Герцеговины достигла такого размаха, что ООН, а вслед за ней и спортивные федерации ввели санкции против Югославии и за 10 дней до начала турнира в Швеции УЕФА оказался перед серьезной проблемой.

Заменить Югославию могли только датчане, занявшие второе место в своей отборочной группе. Но почти все игроки сборной Дании уже грелись на пляжах, причем далеко не в Европе. Наставник скандинавов Рихард Меллер-Нельсон судорожно обзванивал родных и близких тех, кто был вне зоны досягаемости, и с помощью помощников таки сумел насобирать относительно боеспособную команду.

...Впрочем, датчане были стопроцентными аутсайдерами в своей группе. Посудите сами – без должной подготовки, без своего лучшего игрока Микаэля Лаудрупа, прямиком с пляжа в группу к Франции (Аморо, Боли, Дешам, Англома, Созе, Папен, Кантона, Блан), Англии (Платт, Линекер, Мерсон, Киоун, Смит) и хозяевам турнира шведам (Равелли, Патрик Андерсон, Далин, Бролин, Шварц, Терн, Ингессон).

Вполне предсказуемо, перед последним туром группового этапа датчане занимали последнее место в группе с нулем в графе забитые мячи. В заключительном матче их ожидал поединок с одним из фаворитов турнира Францией, которой было достаточно ничьей, чтобы выйти в полуфинал. Папен и компания в качестве вылетевшей команды от Дании даже не рассматривались – разговор шел лишь о том, смогут ли скандинавы забить хоть один гол на турнире. А перед матчем оказалось, что ключевой хавбек датчан Ким Вильфорт не сможет сыграть по причине "отлучки из сборной по семейным обстоятельствам". Именно эти "семейные обстоятельства" и станут в дальнейшем основой нашего повествования.

Скандинавы ответили критикам очень быстро. Уже на 8-й минуте Ларсен открыл счет. Французы владели большим преимуществом, создали целый ряд моментов и полумоментов, но голкипер датчан Шмайхель действовал просто бесподобно. Впрочем, и он был беспомощен после шикарного низового удара от Папена на 60-й минуте. Французы очень быстро могли снять все вопросы, но Дешам промахнулся из очень выгодной позиции. Ответ подопечные Мишеля Платили получили за 12 минут до финального свистка. Поульсен избежал офсайдной ловушки, прострелил в центр штрафной, а там Элструп замкнул передачу в одно касание. Счет так и остался 2:1 в пользу скандинавов.

Шок для Франции, праздник для Дании. Что творилось в те минуты в Мальме – трудно передать словами. От этого шведского города до Дании – 12 километров на пароме и, по свидетельствам очевидцев, казалось, что половина датского населения всеми возможными способами преодолела это расстояние, чтобы выпить за своих и с местными, чья сборная в те же минуты выбросила из турнира Англию.

В полуфинале датчан ждал еще один безусловный фаворит – сборная Голландии во главе с магическим трио Райкаард – Гуллит – ван Бастен, молодым кудесником Бергкампом, самым результативным защитником Европы Рональдом Куманом и целым рядом опытных игроков высокого уровня. Но уже с первых минут вся магия голландцев быстро улетучилась и их главной задачей было отыграться. В состав Дании вернулся Вильфорт, который дал игре команды необходимый импульс в атаке и мобильность в полузащите. 

До победы в основное время подопечные Меллера-Нильсена не дотерпели четырех минут. Два гола в первом тайме от Ларсена заставили действующих чемпионов Европы обрушить лавину атак на ворота Дании. В первом тайме счет сумел сравнять Бергкамп, а на 86-й минуте Райкаард после подачи углового оказался самым расторопным у ворот Шмайхеля и вколотил мяч в сетку. В серии пенальти все решил единственный незабитый удар от ван Бастена, а после решающего гола Ким Кристофте мог и пожалеть о содеянном – огромный голкипер датчан Шмайхель первым налетел на хавбека Брондбю и едва не задушил его в своих объятиях.

Действующий чемпион мира сборная Германии была главным фаворитом турнира. Немцы сохранили чемпионский костяк 1990 года, усилив свой состав группой талантов из ГДР. Берлинская стена пала, Германия вновь стала объединенной, а значит у тренера сборной Берти Фогтса была возможность привлекать лучших футболистов из бывшей ГДР, коими считались Томас Долль, Андреас Том и Матиас Заммер. Немцы не без проблем вышли из группы, но в полуфинале показали отличный футбол, "отгрузив" шведам три гола. В серьезной форме находились практически все исполнители сборной Германии, а если к этому добавить индивидуальный уровень, сыгранность и дисциплину, то перспективы датчан вырисовывались не самые радужные.

На стороне Дании была армия болельщиков, пойманный кураж и отсутствие какого-либо давления извне. Они и так уже прыгнули выше головы и в случае поражения в финале все равно удостоились бы только хвалебных слов. 

Немцы достаточно активно начали встречу, создали три шанса (Ройтер, Бухвальд, Ридле), не реализовали их и очень быстро поплатились за это. Буквально из ничего скандинавы организовали первый гол, когда Йон Йенсен нанес потрясающий удар под перекладину метров с 15-ти. Немцы отреагировали так, как и должны были – шквалом атак. Почти 60 минут подопечные Фогтса буквально не выходили с половины поля соперника. Этот матч в исполнении датчан стал одним из лучших примеров самоотдачи и игровой дисциплины в истории чемпионатов Европы. Они буквально выгрызали каждый мяч, бросались под удары и шли в подкаты, где только можно было.

Класс немцев давал о себе знать, и они упустили четыре отличных шанса отличиться. Два сэйва в исполнении Шмайхеля после ударов Клинсманна вообще стали классикой финалов турниров подобного уровня. Давление Эффенберга и компании усиливалось с каждой минутой и временами казалось, что сил у датчан больше нет.

На 78-й минуте после верховой дуэли на половине поля немецкой сборной мяч отскочил к 29-летнему полузащитнику датской команды Киму Вильфорту. Он отпахал весь матч как опорный хавбек и тут неожиданно оказался на позиции центрфорварда вблизи штрафной соперника. Рядом с ним были Хелмер и Бреме – признанные мастера оборонительной игры. Ким "шатнул" Хелмера, убрал мяч в сторону и...

...Главной проблемой датской сборной перед турниром было вовсе не пляжное настроение большинства игроков. И не отсутствие Микаэля Лаудрупа. Главной проблемой было психологическое состояние Кима Вильфорта, а вместе с ним и всей команды. Традиционно, скандинавские сборные, в том числе и датчане, отличаются высоким командным духом и внутрикомандной дружбой. Абсолютно все игроки сборной Дании находились в подавленном состоянии из-за трагической проблемы Вильфорта – медленно и мучительно от лейкемии умирала его 7-летняя дочь Лин.

После очередного тяжелого сезона в Брондбю Вильфорт не отправился на отдых, как многие другие датские игроки, а все свое время проводил с дочкой. Врачи четко дали понять, что шансов на чудо нет и вскоре Лин Вильфорт не станет. Когда возник вопрос об участии в турнир, Ким не особо стремился попасть в команду. По одной простой причине – это несколько недель без общения с умирающим ребенком. Но наставник сборной Дании Меллер-Нильсен пообещал игроку льготные условия пребывание в лагере сборной и возможность уезжать к дочери между матчами.

В решающем матче за выход из группы с Францией Вильфорт не играл. Состояние Лин ухудшилось и Ким покинул сборную без намерений в нее возвращаться. Датчане совершили чудо и вышли из группы, но Вильфорта эта ситуация не заставила изменить свое мнение. Маленькая девочка, которой оставалось жить всего ничего, сумела убедить отца, что игра в Голландией – важнейшее событие в его жизни и после разговора с Лин Ким вернулся в команду. Самоотверженная игра Вильфорта и забитый им послематчевый пенальти помогли скандинавам достичь небывалых высот и выйти в финал.

Сразу после победы над Голландией Вильфорт снова уехал из сборной. Лин становилось все хуже и было очевидно – развязка очень близка. Семья Кима, в буквальном смысле, настояла – не возвращайся в больницу, подготовься к финалу и сыграй для нее. 26 июня 1992 года Ким Вильфорт вышел на поле стадиона Уллеви сыграть для нее, для своей умирающей семилетней Лин. 

...Ким "шатнул" Хелмера, убрал мяч в сторону и... И нанес отменный низовой удар под штангу с линии штрафной. Даже сложно назвать это "сказкой" – как для сказки слишком трагические события. Мяч попал в штангу и отскочил в ворота. 2:0 – дело сделано. Желание Лин Вильфорт, чтобы ее папа помог сборной Дании, сбылось. Желание миллионов датчан о чемпионском титуле сбылось. Желание Кима Вильфорта было лишь одним, но тут он был бессилен и изменить природу вещей был не в состоянии.

 

***

Лин Вильфорт умерла в возрасте 7-ми лет от лейкемии вскоре после финального матча чемпионата Европы. Ким Вильфорт нашел в себе силы продолжить карьеру в профессиональном футболе и до 1998 года выступал за Брондбю. Болельщики обожали его и неофициально назвали домашний стадион клуба "Вильфорт Парк". Чуть более года спустя чемпионата Европы у Кима и Минны Вильфорт родилась дочь Рикке. Сын Вильфортов Миккель также стал профессиональным футболистом.

Летняя сказка для Дании в 1992-м уже вошла в легенды мирового футбола. Боль утраты дочери вряд ли можно пережить даже спустя столько лет. Эти два сильнейших потрясения практически одновременно вошли в жизнь Кима Вильфорта, автора, наверно, самого трагического по эмоциональному окрасу гола в финалах чемпионатов Европы.