Книга "Пеп: конфиденциально" Марти Перарнау рассказывает о первом сезоне Хосепа Гвардиолы в мюнхенской Баварии. В ней рассказаны все тактические секреты одного из лучших тренеров современности, подробно описан его подход, а также с точностью переданы взаимоотношения тренера со своими подопечными.

Часть I

Часть II

Идеи принадлежат всем, и я украл их столько, сколько смог

Гвардиола никогда не считал себя творческим гением, изобретателем. Вместо этого он определял себя "вором идей", кем-то, кто в качестве футболиста экспериментировал, но в большинстве случаев применял знания, которым был обучен. Когда Пеп решил стать тренером, он по-прежнему продолжал учиться. Когда он в качестве тренера достиг вершины, то чувствовал еще большую потребность в обучении. Поэтому он изучал стратегии лучших. "Идеи принадлежат всем, и я украл их столько, сколько смог".

Теперь, когда все предсказывают команде счастливое и простое будущее, тренер предупреждает о трудностях, которые возникнут в обозримом будущем: "Это будет нелегко, — настаивает он. — Им тяжело усвоить некоторые идеи, потому что на каждом участке поля они всегда оборонялись персонально. Но теперь я меняю это так, чтобы они не оставляли разрывов или незакрытых позиций". Ему также не хватает немного интеллекта в центре поля. У него есть удивительный талант в лице Тони Крооса, который отдает очень точные передачи, но Пеп хочет, чтобы он прибавил в контроле мяча. Вот почему Пеп так отчаянно нуждается в прибытии Тиаго — несмотря на то, что тренер еще не до конца осознал ту важную роль Филиппа Лама в игре на этой позиции, которую последнему еще предстоит сыграть.

По прибытии Тиаго тренер полагает, что в его распоряжении окажется 16 игроков основного состава — ровно такое количество игроков для управления в своих командах, которое Пепу больше всего нравится. Пеп не любит, когда в его команде находится более двадцати игроков, если он может повлиять на эту ситуацию. Это помогает ему управлять ими без напряжения. Он ненавидит тот момент, когда за несколько часов до игры ему необходимо сказать двум или трем футболистам о том, что они будут наблюдать за игрой с трибун, и что они не смогут присутствовать даже на скамейке. По этой причине он предпочитает иметь в своем распоряжении небольшую группу из 15 или 16 человек, которые будут ощущать себя игроками стартового состава. Вот она, настоящая характеристика Пепа, которая не обязательно 
говорит о его достоинстве.

Пеп держит Валентину на руках, и малышка крепко обнимает своего папу. Кажется, она все понимает. Игроки Баварии уже находятся в клубном автобусе, ожидая своего босса. В потной белой рубашке он поднимается по ступенькам. Температура в Дортмунде — 38 градусов по Цельсию, только что Гвардиола проиграл свой первый официальный матч. После поражения со счетом 2:4 обладателем Суперкубка становится Боруссия. На расстоянии десяти метров триумфальной походкой проходит победитель Юрген Клопп, огнедышащий, как никогда. Пеп пал жертвой своих собственных амбиций. Хоть Бавария и преуспела в проходе оборонительных рубежей Боруссии, она изо всех сил пытается доминировать над столь сильной контратакующей командой. Учитывая состояние, в котором команда Пепа подошла к этому матчу, Лам мог бы придать ей важной оборонительной дисциплины в центре поля. Однако тренер выбрал прыжок без спасательного круга и атаку. И поплатился за это решение.

Это поражение лично для Гвардиолы гораздо болезненнее, чем для клуба. Задавшись целью усовершенствовать успешную кампанию Юппа Хайнкеса, которую каталонский наставник в своих публичных заявлениях стремится выполнять, Бавария упустила первый из шести титулов в сезоне, на который нацелилась. Матч был сыгран с такой страстью и интенсивностью, которые на данном отрезке сезона тяжело найти в любой точке Европы. Результат встречи заставил людей задаться вопросом: было ли это началом царствования будущего чемпиона? Гвардиола упорно трудился в свой первый месяц работы в Баварии, но теперь он в полной мере понял, что ему необходимо сделать для того,чтобы его команда доминировала в Европе. Помимо этого он делает для себя открытие: послематчевые пресс-конференции в Германии оба тренера должны посещать вместе. Немец весь светится и сияет от радости, каталонец ошеломлен. Он неправильно понимает вопрос от местного журналиста и изо всех сил пытается дать матчу четкую оценку. Иногда он заговаривается, и кажется, что его мысли находятся в другом месте — возможно, на скамейке Сигнал Идуна Парк. Похоже, он многое отдал бы, чтобы вернуть стрелки часов на 20:30, время начала матча, чтобы сыграть его снова.

Проклятый матч с Барсой, черт побери

Он не был особенно находчивым на протяжении этих 90 минут, а его стартовый состав удивлял отсутствием Лама в центре поля. Почему же он покончил с "формулой Лама", которая была настолько успешной в предыдущих товарищеских играх? Кажется, что на протяжении этой совместной пресс-конференции Гвардиола размышляет именно об этом. Он говорит медленно, неторопливо. Это выглядело так, словно годичный отпуск Пепа в Нью-Йорке замедлил скорость его реакции. Это всего лишь его второй финал, который он проиграл в качестве тренера. Первым был финал Кубка Испании против Реала в 2011 году. Сегодня он  был инертным — под стать удушливой и жаркой погоде в Дортмунде. Для клуба это не более чем несущественный ляп — в Германии Суперкубок не считается важным турниром. Тем не менее, тренер чувствует себя глубоко уязвлённым. Он ненавидит проигрывать. "Проклятый матч с Барсой, чёрт побери. Никогда больше я не соглашусь на товарищеский матч за три дня до финала. Никогда".

Я сижу рядом с Гвардиолой возле двери мюнхенской раздевалки, и тренер Баварии рассказывает мне о трех фундаментальных концепциях: об оборонительной линии, цепочке из 15 передач, а также о понятии противодействие "свободному художнику".

Оборонительная линия.

Положение мяча определяет место нахождения оборонительной линии. Ее устанавливает защитник, который находится к мячу ближе остальных, — вне зависимости от того, фланговый он защитник, или же центральный. Если этим игроком является фланговый защитник, то ближайший центральный защитник должен его прикрывать; второй же центральный защитник должен страховать своего партнера, а тот, в свою очередь, должен страховать флангового защитника, который находится на самом отдалённом расстоянии. В последнем случае опасность сводится к минимуму, поскольку мяч находится далеко. Гвардиола объясняет: "Квартету необходимо постоянно двигаться, словно они звенья одной цепи, чтобы перекрывать пространство, становящееся слишком широким или длинным. Они должны как можно активнее мешать атакующему противнику или мячу преодолеть это пространство. Когда один центральный защитник пытается отобрать мяч, это является сигналом для другого центрального защитника, который должен занять это свободное пространство. Пивот же обязан занять позицию второго центрального защитника, дабы прикрыть его. Механизм должен быть автоматическим, словно сворачивание и разворачивание ширмы или буклета, сложенного гармошкой, — мгновенным и всегда соединенным".

Цепочка из 15 передач.

Владение мячом — лишь средство для достижения цели. Это инструмент, а не задача или конечная цель. Или, как выразился Пеп: "Если изначально нет 15 точных передач, то в дальнейшем невозможно осуществить переход из обороны в атаку. Невозможно. Это не владение мячом или игра в одно касание, а намерение. Процент владения командой мячом, количество передач игроков или конкретного игрока само по себе не имеет значения. Важно то, что является причиной, ради которой они это делают; то, что они направлены на это достижение; то, что команда планирует делать, владея мячом. Вот что на самом деле важно!

С помощью 15 точных передач в середине поля можно одновременно продемонстрировать свои намерения и в то же время нарушить организацию соперника. Как вы их дезорганизуете? Благодаря быстрой, плотной и целенаправленной перепасовке, состоящей из 15 передач. Для этого потребуется, чтобы большинство игроков работали как единое целое, хотя некоторым из них нужно будет поддерживать чуть большее расстояние друг от друга, чтобы растянуть соперника. Пока вы делаете эти 15 передач и занимаете позиции, ваш соперник преследует вас по всему полю и пытается отобрать мяч". В этом процессе, не осознавая этого, он сводит на нет все свое построение. "Если вы потеряете мяч, а соперник им завладеет, то игрок, который окажется с мячом, скорее всего, окажется в окружении ваших футболистов. Либо они быстро вернут себе мяч обратно, либо, по крайней мере, вы застрахуете себя от контратаки. Именно эти 15 передач мешают вашему сопернику координировать свои перемещения".

Противодействие "свободному художнику".

"В футболе есть два основных подхода: первое базируется на владении мячом, второе — на свободном пространстве. Если ты хочешь побеждать, владея мячом, то игрокам нужно прикрывать друг друга, и в то же время обращать внимание на свободного художника — в баскетболе игрок этой позиции называется palomero. Это парень, который парит вблизи твоих ворот и ждет передачу для того, чтобы забить простой гол", — говорит Пеп.

Тренер видит ровно четыре способа защиты от этой угрозы:

1) Не терять мяч в ключевых зонах середины поля — где сопернику проще всего организовать контратаку.

2) Использовать 15 передач, чтобы убедиться в том, что твоя команда хорошо расположилась на поле, а её игроки находятся близко друг к другу в месте, где можно взломать построения соперника; благодаря этому будет несложно вернуть мяч в случае его потери.

3) Применять высокий и эффективный прессинг по отношению к свободному художнику, который получает мяч после вашей потери.

4) Определять, кто станет свободным художником, а также реагировать быстрее, чем он. В этом случае на первый план выйдут центральный защитник и его бдительность.

Его дебют в Бундеслиге состоялся. Первый матч нового сезона в чемпионате Германии всегда проходит при участии действующего чемпиона. Сегодня соперником Баварии является менхенгладбахская Боруссия. Руководство Лиги посчитало эту встречу самой привлекательной в качестве матча-открытия нового сезона. Юпп Хайнкес был легендарным игроком гладбахской Боруссии; также именно Боруссия была последним соперником Баварии Хайнкеса в качестве главного тренера мюнхенской команды. Теперь, когда Пеп взял на себя бразды правления, руководство Бундеслиги решило сделать свое-образный символический жест, имеющий отношение к обеим командам. Гвардиола одет в серый костюм с иголочки. Клетчатая рубашка, которую он надевал на свои последние матчи, осталась дома. Это — признак того, что его жена Кристина уже должна находиться в Мюнхене. Мы еще успеем пару раз пошутить на эту тему в течение месяца. Своей модной знаменитой элегантности Пеп обязан жене, наследнице семейного бутика одежды SerraClaret. При выборе стартового состава, который начнет кампанию Баварии в чемпионате, Гвардиола должен был держать в уме несколько факторов. 

Во-первых, Хави Мартинес начал испытывать дискомфорт в левой части паха, и, вероятно, не должен выходить сегодня в стартовом составе. Во-вторых, Пепу нужно было принимать во внимание тот факт, что Тиаго самолично тренировался во время предсезонки. Футболист прибыл в Баварию с минимальной физической готовностью, а затем форсировал подготовку к матчу за Суперкубок Германии. Поэтому сегодня Тиаго не может быть частью команды. В очередной раз, оставшись с небольшим количеством полузащитников, Гвардиола неохотно вернулся к варианту с использованием в этой линии Мюллера. На дебютный матч Пепа в Бундеслиге Бавария вышла на поле в следующем стартовом составе: Нойер — Лам, Боатенг, Данте, Алаба — Швайнштайгер, Мюллер, Кроос — Роббен, Рибери, Манджукич. Отсутствие атакующей мощи Мюллера Бавария компенсировала размещением Лама чуть выше. Команда использует схему 3-3-3-1 — с Ламом, Швайнштайгером и Кроосом в полузащите.

Мюнхенцы уверенно начали, и уже спустя 15 минут после стартового свистка вели со счетом 2:0. Первый гол на свой счет записал Роббен — Арьен ловким касанием замкнул пас Рибери. Затем отличился Манджукич. Роббен исполнил штрафной с фланга, во время которого в штрафной площади находились восемь игроков Глабаха и три игрока Баварии. Это символизирует другую идею Пепа: вбегать в штрафную площадь малыми силами. С Пепом и его командой, которая находилась в отличной форме, случилась нежданное. В Бундеслиге нет соперников, которые бы не действовали превосходно на контратаках. По прошествии получаса Нойер отразил мощный удар Макса Крузе, а чуть погодя Данте замкнул мяч в свои ворота после прострела Хуана Аранго. Свой первый гол Нойер пропустил от партнёра по команде.Результат на самом деле остаётся вне опасности, но игра команды Гвардиолы в обороне по-прежнему приносит тренеру мало удовольствия — особенно это касается Алабы. Каждый раз, когда Давида атакуют, он пятится назад и позволяет сопернику оказаться на половине поля Баварии без малейшего сопротивления — вместо того, чтобы применить прессинг и заставить оппонента ошибиться. Он поступает совершенно наоборот по отношению к просьбе Гвардиолы, которую тренер повторял игрокам в течение последних семи недель: прерывать контратаки в зародыше таким образом, чтобы соперник не проникал в зону Нойера. Кажется, один из лучших защитников Пепа забыл все, чему обучался в этот период. 

Понадобится несколько недель, чтобы он исправил свои ошибки. Затем Алаба реализует пенальти и забивает еще один гол своей команды. К тому времени игра напоминала встречное движение. Пеп чешет затылок. Он просил от своих парней контроля, смышлености и сообразительности на своей половине поля, а затем — точной и быстрой атаки. Игроки Баварии не контролируют ни игру, ни мяч, и вместо этого перемещаются по полю врассыпную. Этого достаточно, чтобы комфортно обыграть Гладбах, но в то же время подобные действия не удовлетворяют Пепа. Это не совсем то, что он ожидал от своих парней. Бавария заработала два пенальти. Штатный пенальтист Мюллер исполняет первый удар — и тер Штеген, угадывая угол, отражает мяч. Но испанский защитник Альваро Домингес, который мгновение назад уже сыграл правой рукой в собственной штрафной, на сей раз касается мяча левой рукой. Алаба реализует удар с точки, открывая тем самым период, во время которого пенальти станут весьма обсуждаемой темой в Баварии. Несмотря на то что Гвардиола не очень рад своей победе в дебютном матче в Бундеслиге, виктория все же добыта. 

Перевод на русский: Никита Черняк, Игорь Савченко и Юрий Шевченко

Книгу "Пеп: конфиденциально" можно приобрести в магазине.