Впрочем, помимо выражения любви, эта бумажка исполняет и другие функции, например, сигнализирует о недовольстве фанатов трансферной политикой или даже общим курсом развития клуба. Руководство же, в свою очередь, посмотрев на количество проданных абонементов, может мысленно поставить оценку своей собственной работе, а также работе своего маркетингового отдела.

Сначала давайте заглянем в карман простых итальянских болельщиков (а то привыкли засматриваться на миллионные гонорары футбольных звезд!): сколько кровных нужно им выложить за удовольствие посещать все домашние поединки команды? Указанные ниже цифры представляют собой стоимость сезонного абонемента на самую дешевую трибуну, так называемую курву или градинату, без каких-либо скидок и акций. Хотя без скидок обычно дело не обходится:  Лацио, к примеру, отблагодарил преданных тифози, которые были с клубом в течение последних 10 лет; Удинезе сделал упор на жертв финансового кризиса – все, кто потерял работу и предоставил соответствующие документы, получали возможность приобрести абонемент не за 140, а за 40 евро; почти все клубы начали продавать абонементы для детей по цене евро за штуку, поощряя, таким образом, семейные походы на стадион. В Катанье, наоборот, дерут в три дорога, причем совершенно необоснованно, хоть руководство и заикается о рекордных трансферах. 

Катанья: 295 евро
Ювентус: 265 евро
Фиорентина: 255 евро
Рома: 235 евро
Бари: 220 евро
Лацио: 220 евро
Наполи: 220 евро
Дженоа: 205 евро
Аталанта: 200 евро
Болонья: 200 евро
Кальяри: 200 евро
Интер: 200 евро (второй ярус)
Сампдория: 200 евро
Ливорно: 190 евро
Милан: 180 евро (второй ярус)
Палермо: 170 евро
Кьево: 161 евро
Парма: 150 евро
Удинезе: 140 евро
Сиена: 110 евро

Хотя на данный момент кампании по продаже абонементов у некоторых клубов еще не завершены, уже сейчас можно спокойно подводить итоги, поскольку общие тенденции просматриваются достаточно ясно. Представленная ниже цифровая информация была собранна из различных источников, официальных и неофициальных. На сто процентов достоверной ее назвать, конечно же, нельзя – ведь не все клубы предоставляют данные о продажах в открытый доступ, однако расхождения в несколько сотен или даже тысячу существенной роли, думаю, не играют. Итак, смотрим и сравниваем с прошлогодними показателями:

Интер 40 000 (прошлогодний результат – 38 940)
Лацио 26 500 (24 500)
Рома 24 900 (29 085)
Милан 20-25 000 (43 000)
Дженоа 24 000 (22 856) Рекорд!
Фиорентина 21 500 (25 100)
Сампдория 20 500 (20 038)
Ювентус 19 500 (18 325)
Наполи 17 000 (23 000)
Палермо 16 156 (16 458)
Бари 15 000 (6 290)
Удинезе 13 951 (13 000)
Парма 13 215 (10 800)
Болонья 12 583 (14 860)
Катанья 10 442 (15 522)
Кальяри 8-10 000 (8 000)
Сиена 8 444 (7 748) Рекорд!
Ливорно 8 000 (6 700)
Аталанта 7 980 (7 503)
Кьево 6 818 (8 081)

Интер и Милан.

Обычно после матчей журналистам раздают информационные материалы о количестве зрителей, отдельно указывая "абонементщиков" и тех, кто покупал билеты непосредственно перед игрой. Однако после дерби дела Мадоннина этого сезона руководство Милана предоставило общее число зрителей безо всяких уточнений – 78 467. Почему? А стыдно признаться Берлу и компании, что после "феноменально" проведенного трансферного окна его клуб, еще в прошлом году лидирующий  в Серии А по количеству проданных абонементов (43 000), в сезоне новом уступил своим соседям с треском: 40 000  счастливых нерадзурри против 20-25 000 россонери (точных цифр никто не называет), которые по каким-то причинам решили не принимать участие во всеобщей акции протеста против нынешней политики Милана.  И теперь 73 000 абонементов сезона 1992/93 могут показаться чем-то, вроде, полета на Луну…

Лацио и Рома.  

Непривычно завершилось абонемент-противостояние столичного дерби – победой Лацио (26 500 против 24 900)! Последний раз бьянкочелести праздновали в нем победу над соседями в далеком 2003 году, когда, благодаря стараниям временного руководства во главе с ныне усопшим Уго Лонго, был установлен непоколебимый рекорд – 41 286. Как-то даже странно представить, что еще два года назад у лациали продавалось не более 15 000 абонементов. Ситуацию изменили не сколько целостная и грамотная трансферная политика, сколько некоторые яркие попадания, приведшие к первым трофеям эры Лотито.  Впрочем, разумный маркетинг тоже немаловажную роль сыграл: в прошлом сезоне была предложена акция "Приведи друга на стадион, заплатив за его абонемент 1 евро"; в нынешнем скидку получили те, кто хотя бы раз покупал абонемент в течение последних десяти сезонов. Что касается краха Ромы, то он вполне предсказуем, учитывая те отношения, которые сложились между Розеллой Сенси и большинством фанатов джаллоросси. Как и в случае с Миланом, это своеобразная форма протеста.

Дженоа и Сампдория.

Похоже, нам с вами посчастливилось наблюдать за возрождением генуэзского футбола, который в прошлом в разные времена гремел на всю Италию и не только. Оба клуба качественно усилились, успешно стартовали, у них есть лидеры на поле и мудрые наставники вне его – что еще душе болельщика может быть угодно?! А потому все в этом дерби абонементов определялось в зависимости от внутригородских предпочтений. В Генуе, или как ее называют на местном диалекте Зене, традиционно больше дженоани – получите исторический рекорд в 24 000 (прошлый рекорд был достигнут в сезоне 1991/92 – 23 125), однако дориани отстали совсем немного с их 21 000.

Фиорентина.

Вы уже, наверняка, слышали о возможном уходе семьи Делла Валле из Скуадры Виолы. Что интересно, большая часть болельщиков Фиалок плакать по ним совсем не собирается – вот как выразил их настроения один из лидеров тифозерии: "До сего момента они всегда сдерживали свои обещания. Теперь же результаты последней трансферной кампании оставили нас в недоумении и породили большие сомнения". Вот вам и объяснение падения продаж (21 500 против 25 100), и, хотя абонементы не возобновили всего несколько тысяч человек, тот факт, что Курва Фьезоле не заполнилась впервые за 7 лет (даже в С2 было под завязку!), не может не вызывать опасения.

Ювентус.

Даже если руководство бьянконери скупит всех звезд мирового футбола, а не только Диего, все равно результаты кампании по продаже абонементов останутся примерно на том же уровне –  19 500/18 325. Ничего удивительного в этом нет – вместимость Стадио Олимпико ди Торино всего-навсего 27 994, а в свободной продаже тоже должны оставаться билеты. Однако в процентном отношении заполненности стадиона владельцами абонементов Ювентус занимает одно из первых мест в Италии, если не первое (простите, лень подсчитывать).

Возросли продажи

Удинезе всегда предлагает болельщикам неплохой футбол по демократичным ценам, и в Удине научились это ценить, из года в год возобновляя абонементы на Стадио Фриули. Многие оценили  также и то, что клуб беспокоится о своих болельщиках, введя существенные скидки для безработных.   

На Бари, Парму и Ливорно традиционно повлиял эффект выхода в Серии А, который и предопределил существенное возрастание продаж. Правда, в случае с последними, окончательные цифры еще могут измениться, ведь после трансфера Дьяманти в Вест Хэм одиозный президент Альдо Спинелли яростно крикнул в лицо многим недовольным: "Если вам что-то не нравится, приходите ко мне в офис, и я верну вам деньги, потраченные на абонемент!"  А, может, и возвращать не придется, по крайней мере, не все, потому что коммунисты предоставили своим тифози годовой кредит на приобретение заветного пропуска на стадион.

Президент Кальяри Массимо Челлино решил действовать весьма оригинально – начал кампанию по продаже абонементов на новый сезон еще тогда, когда в разгаре был старый, то есть в феврале, и по прошлогодним ценам. Губа не дура – ведь тогда островитяне очень хорошо шли в чемпионате, а, что будет по окончанию чемпионата, предсказать было довольно трудно, учитывая уровень исполнителей команды.  То ли эксперимент получился не очень удачным, то ли еще что-то, но официальных данных по количеству продаж предоставлено не было, поэтому мы можем только предполагать, что они где-то в районе 8-10 000. Склоняюсь, к тому, что возросли.

Сиена установила новый рекорд продаж абонементов – 8 444, завершив компанию с романтическим названием "Долгая история любви". И это даже несмотря на невнятную трансферную кампанию! Думаю, что секрет тут в том, что "сиенская любовь" стоит очень дешево – ведь больше никто не предлагает абонементы по таким смешным ценам! 


У Аталанты, продавшей лишь на 477 абонементов больше, чем в прошлом году, все равно настоящий праздник, о чем поделился самый молодой (и, наверное, самый симпатичный :-)) президент Серии А Алессандро Руджери: "Мы сделали все, что могли на трансферном рынке, поэтому вдвойне приятно, что тифози оценили наши усилия и выразили нам поддержку!"  

Упали продажи

С подачи владельца Аурелио Де Лаурентииса в Наполи сначала вовсе не планировалось  проводить абонемент-кампанию в надежде поднять гораздо больше денег на продаже билетов перед каждым матчем. Потом, правда, одумались, спохватились, но было уже поздно для того, чтобы добиться высоких показателей, даже учитывая впечатляющие трансферы. Но, что ни говори, а жалкие 17 000 для такого города как Неаполь и для такой команды как нынешний Наполи – это позор!  Может и в самом деле на билетах доберут…

К ярости Маурицио Дзампарини с каждым годом Палермо привлекает все меньше и меньше зрителей, которым, видимо, мафиозные разборки куда интереснее футбола. А ведь в далеком 2004, когда розанери поднялись в Серию А после 30 лет отсутствия в городе царили совсем другие настроения и цифры в 32 847 проданных абонементов –  почти в половину больше, чем сейчас – это подтверждают.

У Болоньи, как у типичного второгодника, одна цель в сезоне – во что бы ни стало удержаться в Серии А. Если сразу это  очень интересно зрителям, отвыкшим от футбола высшего уровня, то через год без серьезных перемен энтузиазм начинает иссякать и, соответственно, падают продажи абонементов – теперь тысячи на две меньше. 

Нино Пульвиренти из Катаньи рассказал, как он мечтает заполнить стадион одними лишь владельцами абонементов… и тут же заломил сумасшедшие цены! За какие такие заслуги (да еще и в год кризиса)?! Многие болельщики Этнеи задались тем же вопросом и не пошли в клубные пункты продажи. Есть подозрение, что такие цены направлены на то, чтобы бедные слои населения, из которых часто происходят хулиганы, вход на стадион был заказан…

У Кьево та же самая проблема, что и у Болоньи, – второй год борьбы за выживание менее привлекателен для тифози, чем первый. К тому же, Верона все равно предпочитает ходить на Верону в Лиге Про, чем на Кьево в Серии А – 6 818 против более 10 000.

Итоги

В общем и целом, в 2009/10 по сравнению с предыдущим сезоном (напомню, что тогда был подъем на 6%) в Серии А наблюдается  небольшое падение продаж абонементов где-то на 3%. Значит, можно со спокойной душей сделать вывод, что в условиях финансового кризиса и прочих кризисов а-ля Милан болельщики проявляют себя довольно неплохо, не вернувшись к показателям переломных для итальянского клубного футбола 2006 и 2007 годов.  


Клубы, завершившие кампанию по продаже абонементов в позитивном ключе, предложили тифози либо надежду на будущие успехи, представив новых интересных исполнителей, либо привлекательные акции и скидки, либо и то, и другое вместе. В минус же ушли те, кто серьезно разочаровал тифози, кто вошел в стадию застоя в развитии, кто выставил неадекватные цены или же нерационально провел саму абонемент-кампанию. И сложившаяся ситуация предельно жизненна и проста: кто-то прыгает до потолка от радости и, потирая руки, подсчитывает прибыль, кто-то рвет на себе волосы и трясущимися руками фиксирует убытки, а кто-то со счастливой улыбкой на лице идет на стадион, чтобы поддержать свою команду – как в хорошие времена, так и в плохие. 

Яна Дашковская, специально для football.ua