Футбольный клуб Порту стал настоящим примером для подражания для команд со средними финансовыми возможностями. Ряд удачных кадровых решений привел к тому, что в последние годы Драконы являются одним из наиболее успешных коллективов последних лет десяти и в его активе за это время значатся победы не только на внутренней арене, но и на европейском фронте. Успехи на футбольном фронте стали отличным подспорьем для хороших финансовых результатов. При этом без кадровых потерь нельзя было обойтись – все же чемпионат Португалии игроки и тренеры чаще всего видят как трамплин в один из чемпионатов топ-пятерки. И за каких-то семь лет команду покинуло громадное количество людей, которые стали кузнецами прежних побед – начиная от Жозе Моуриньо и заканчивая Халком. Понятно, что Порту получал большие компенсации за своих лидеров, чем улучшал свою финансовую сторону деятельности. Однако это стало лишь частью прибыльного бизнес-проекта, которым и является действующий чемпион Португалии.
 
Принцип «купить задешево, продать задорого» является одним из основополагающих в финансовой деятельности Порту. Отдавая честь скаутам клуба, которые находят подходящих исполнителей, за несколько лет в составе Драконов превращающихся в лакомые кусочки едва ли не для всей футбольной Европы, отметить стоит и тех представителей клуба, которые собственно и ведут участие в переговорном процессе по каждому из многочисленных приобретений клуба. При этом приобретений настолько много, что в Порту всерьез задумались о минимизации подобного риска. И решение было принято основываясь на практике латиноамериканских клубов, у которых нередко покупались игроки.
 
Владение правами третьей стороной. Это словосочетание нагоняет страх на многих участников переговорного процесса. Вспоминая примеры переходов игроков, права на которых принадлежали не футбольным клубам, чаще всего кивают головой на целую эпопею в первые Карлоса Тевеса в Английской Премьер-Лиге. Аргентинец трижды менял клубы с 2007 года и все три раза не обходилось без скандала, связанного с владением прав на него компанией, принадлежащей его агенту Киа Джурабчяну, а Вест Хэму так вообще пришлось выплатить компенсацию Шеффилд Юнайтед. Это стало прецедентом на запрет владения правами на игрока третьей стороной в АПЛ. На самом же деле не так страшен черт, как его малюют.
 
Механизм владения правами третьей стороной довольно прост. Он сводится к покупке некоей третьей стороной части будущей суммы трансфера игрока. Этим лицом может быть кто-либо – будь то третий клуб (либо же тот, который и продает игрока) или же частная компания. Последние часто основывают сами игроки, которые изначально подписывая договор, оставляют за собой право на часть суммы возможного последующего трансфера (наиболее свежий пример владения правами на себя самого с последующей выгодой – переход в ПСЖ Лукаса Моуры). То есть, по сути дела, механизм сводится к ожидаемому росту трансферной стоимости игрока, которая и принесет правообладателю барыши.
 
Данная схема все же является довольно рисковой, потому как никакой гарантии в росте рыночной стоимости игрока нет, что обусловлено как сугубо игровыми аспектами (как-то не заиграл, получил травму, после чего не смог вернуться на прежний уровень, снижение интереса к игрокам подобного ампула и т.п.), так и экономическими (ни для кого ведь не секрет, что зачастую стоимость игрока зависит от его популярности, а значит «продаваемости»). В то же время высокий риск присущ тем сделкам, которые могут принести большой доход. И это тот самый случай.
 
В то же время, заключая подобные сделки, клуб, который приобретает игрока, часть прав на которого принадлежат другой стороне, может существенно минимизировать риск. Что для команд вроде Порту, живущих в значительной мере от многочисленных продаж футболистов, является настоящей находкой. В состав команды привлекается игрок по низшей стоимости, чем стоили бы 100% прав на него, и таким образом снижается вероятность потери большего количества денег в случае неудачного трансфера. Вполне естественно, что в таком случае несколько снижается и возможная выгода при последующей продаже. И вот здесь как раз следует поучиться вести дела у Порту.
 
Драконы всегда в подобных случаях оставляют за собой право выкупить еще бОльшую часть прав на игрока. Конечно же, они идут на подобный шаг, когда видят, что рыночная цена данного игрока растет, а значит, третья сторона также захочет несколько больше денег, чем изначально. В то же время, по причине того, что права на игрока в большей мере принадлежат Порту, который и волен поступить с ним как заблагорассудится, Драконы увеличивают свою долю чаще всего перед тем, как будут продавать игрока, считая, что его цена достигла своего пика.
 
Очень тонкая и в то же время простая схема, которая не раз в последние годы приносила пользу и дополнительные деньги Драконам. В качестве примера приведем истории покупок и последующих продаж двух ключевых форвардов Драконов. В 2005 году португальцы приобрели 50% прав на Лиссандро Лопеса за 2,3 млн евро. Еще половина прав на игрока осталась у компании, представляющей его интересы - Global Soccer Agencies. Несколько лет успешных выступлений за Порту привели к тому, что Драконы пожелали выкупить вторую половину прав на аргентинца, за которую заплатили 4,4 млн евро. То бишь в сумме Лопес стоил Драконам 6,7 млн евро. Это было в 2008 году. А уже через год, после сверхуспешного для форварда сезона, он был продан в французский Лион за 24 млн евро!
 
Более свеж пример с бразильцем Халком. В 2008 году он пополнил состав Порту, который за 50% прав за него заплатил 5,5 млн евро уругвайскому клубу Ренистас. Что интересно, бразилец за него даже не играл. По ходу карьеры, Драконы продали 10% прав на него, но в прошлом году повысили свою долю в правах на игрока до 85%, заплатив за 45% все тому же клубу Ренистас 13,5 млн евро. В сумме, он обошелся португальцам в 19 млн евро, а был продан за 60 млн - казна Драконов от этого трансфера пополнилась на 51 млн евро (еще 15% принадлежали третьей стороне). Отличный бизнес! И преимущество Порту над третьей стороной было в том, что Драконы знали, когда они собираются продать игрока, чему и предшествовало увеличение своей доли в правах на него.
 
УЕФА, конечно же, уделил внимание этому вопросу при установлении правил ФФП. В них указано, что в случае владения юридическим лицом клубом или же доли в нем и правами на определенного игрока, его переход в данный клуб совершенно определенно будет рассматриваться на легитимность с позиции "справедливой стоимости" этого футболиста. Мотив предельно ясен - УЕФА не хочет допустить покупок игроков задешево клубами, владельцы которых могут себе позволить приобрести права на определенного игрока, после чего продать в собственную команду за более низкую цену.
 
В то же время пример Порту показывает, как можно улучшить свои финансовые показатели, не прибегая к таким мерам. Во-первых, как уже было показано на примере, за счет покупок части прав на уже играющих в их составе игроков перед выгодными продажами. В таких случаях сумма, уплаченная третьей стороне, всегда была ниже денег, которые в итоге будут получены.
 
Также можно заметить, что Драконы регулярно проделывают такие вот сделки по покупке-продаже части прав на игрока по ходу финансового года, что позволяет им корректировать его показатели. В качестве примера можно привести ситуацию с другим игроком Порту, которого наверняка в ближайшем будущем ждет выгодная продажа - Хамесом Родригесом. За 70% прав на него было уплачено 5,1 млн евро и установлена клаусула в размере 30 млн. Позже Драконы несколько раз меняли свою долю в правах на колумбийца - сперва продали 10%, после чего еще 35% было отдано компании Gol Football Luxembourg, S.A.R.L. за 2,5 млн евро. Но уже в мае прошлого года Порту вновь увеличил свою долю до 55% за счет покупки 30% за 2,25 млн евро, а клаусула установлена в размере 45 млн евро.
 
Что же дают такие манипуляции с частью прав на игрока? Клуб может менять их вне зависимости от того, открыто трансферное окно или нет. Это в значительной мере помогает определить тактику на трансферную кампанию, а также, как было сказано, в любой момент изменить свои финансовые показатели. И это ценно в первую очередь тем, что позволяет влиять на амортизацию.
 
Как известно, правила ФФП основываются на финансовых показателях клубов на протяжении нескольких сезонов. И если, к примеру, клуб А купит 100% прав на игрока за 10 млн евро, подписав с ним контракт на пять лет, то становится очевидным, что за каждый год амортизация будет составлять 2 млн евро. В то же время, клуб Б может купить 50% прав на того же игрока за 5 млн евро и при аналогичном контракте амортизация в этом случае будет уже на половину меньше - 1 млн в год. Совершенно ясно, что в случае продажи игрока при таких же долях прав на него со стороны клуба и третьей стороны компенсация будет ощутимо меньше. Но никто не мешает клубу выкупить бОльшую часть прав на игрока, намереваясь его позже продать, как это делал Порту.
 
Практика передачи прав на игрока третьей стороне пользуется наибольшим успехом в странах Латинской Америки. Ее частично перенял и усовершенствовал Порту, который и стал таким себе законодателем моды на подобные сделки в Европе. Их география все больше расширяется и, к примеру, кроме активно пользующихся услугами латиноамериканских игроков португальских клубов, перенимают и другие континентальные команды, в число которых входят Гамбург, Бешикташ, ряд испанских и голландских клубов, а в Италии практика владений правами на игрока сразу несколькими клубами стала обыденностью. Дело дошло даже до того, что испанская Сарагоса заполучила голкипера Роберто из Бенфики за 86 тысяч евро, тогда как его трансферная стоимость обозначена как 8,6 млн евро. Очевидно, без этой самой третьей стороны здесь не обошлось, которая и взяла на себя львиную долю трансферной стоимости.
 
Вполне возможно, что запрет французской и английской Футбольных Ассоциаций на владение третьей стороной правами на игрока станет причиной, по которой УЕФА все же придется ужесточить правила. Довольно интересная ситуация, учитывая, что в Англии и Франции как раз находятся несколько клубов, которым придется непросто с введением ФФП. Пока же клубы этих стран могут с завистью наблюдать, как команды других стран охотно пользуются этой лазейкой, чем получают дополнительное преимущество. И медаль в этом первенстве точно принадлежит Порту, который на собственном примере показывает, что ее третья сторона выгодна клубу. Драконы пятый год подряд заканчивают с позитивными финансовыми результатами, умело пользуясь вполне легитимным методом, который у многих вызывает если не отвращение, то банальное недопонимание.
 
Петр Романив, по материалам fcporto.pt и World Sports Law Report