Смириться пришлось даже людям с наиболее стереотипным мышлением. Эмансипация набрала обороты и в цивилизованном мире стала явлением обыденным и привычным. Естественна она или нет, каждый самостоятельно решает для себя. Но современное общество чересчур толерантно, чтобы вслух говорить о вещах порой странных и непонятных. Каждое отступление от негласных правил карается со всей строгостью. Это на себе почувствовал, к примеру, Мирча Луческу, который три года назад имел неосторожность в пылу эмоций раскритиковать работу Натальи Рачинской: «Не доверял бы судейство женщинам, потому что они слишком сентиментальны». Репутация румынского специалиста потерпела ощутимый урон, и только искренние извинения, букет цветов и время позволили тренеру избавиться от звания сексиста, которым его наградила пресса.

С годами женщины все чаще стали появляться в футбольных кругах, устраиваясь на самые разные посты, начиная с должности пресс-атташе клуба, продолжая позицией скаута и заканчивая профессией главного арбитра. Общественный резонанс был невелик, но в начале мая во Франции взорвалась настоящая информационная бомба…

Имя – Элена Кошта. Место рождения – Португалия. Эпицентр взрыва – Клермон, Франция. Радиус поражения – весь футбольный мир.

Имя – Элена Кошта. Место рождения – Португалия. Эпицентр взрыва – Клермон, Франция. Радиус поражения – весь футбольный мир.

«Это исторический день», — спокойно говорила Кошта о 7 мая, когда официальный сайт Клермона разразился новостью о ее назначении на должность главного тренера. Так далеко стройные женские ножки еще никогда не заходили. Они ступили на святую, исконно мужскую территорию технической зоны. Элена стала первопроходцем – впервые в истории ведущей пятерки европейских чемпионатов тренерский пост достался представительнице прекрасной половины человечества.

Шумиха вокруг решения президента Клода Миши поднялась небывалая. Кто-то был рад столь неожиданным и кардинальным изменениям в стане середняка Лиги 2, другие с любопытством следили за ситуацией, готовясь делать колкие замечания, третьи открыто выступили с недовольством. Даже некоторые игроки команды не поддержали своего начальника, скептически отметив, что женщина неспособна руководить мужчинами.

Прошлый сезон овернцы провели из рук вон плохо. Коллектив, который еще совсем недавно претендовал на выход в элитный дивизион, был вынужден бороться за выживание. Не мог клуб похвастать и высокой посещаемостью – двенадцатитысячная арена заполнялась едва наполовину. «Ситуация была сложной, мы влачили жалкое существование, и мне пришлось крепко подумать над тем, как вытянуть клуб из болота серости, — вспоминает Миши. – Собственно, тогда мне и пришла в голову идея сделать этот нестандартный ход».

Построить успешный футбольный проект в исконно регбийном городе практически невозможно. Пример Тулузы является тому ярким примером. Сколько денег ни вкладывай, каких игроков не приглашай, – речь о звездах мирового масштаба, конечно, не идет – а привередливые болельщики все равно не будут спешить на стадион. В таких маленьких городах традиции чтятся с особенным благоговением, а новшества отталкивают и пугают. «В нашем городе регби – спорт номер один. Конечно, мы существуем, но борьбу за болельщиков проигрываем без вариантов. Я решил сделать нечто, что изменит имидж нашего клуба и сделает его известным. Хорошо, что я имел возможность самостоятельно выбрать нового тренера. Я знал, что многие меня не поймут и не поддержат», — продолжает раскрывать секреты Миши.

Ход президента сработал. О спортивной составляющей, о результатах и о качестве футбола говорить рано, ведь под руководством Кошты команда не провела ни одного матча. Но неприметный середняк быстро обрел известность далеко за пределами Франции. Продвижение бренда началось – все с нетерпением ждут начала сезона, когда можно будет воочию посмотреть на результаты трудов первой женщины-тренера.

Делать какие-либо прогнозы в данной ситуации – занятие неблагодарное. Кошта, несмотря на свою молодость, уже может считаться достаточно опытным специалистом, преодолевшим в своей карьере множество трудностей. Первые препятствия на профессиональном пути Элены возникли еще в детстве. «В моей семье никто не увлекался футболом. Отец говорил, что не понимает эту глупую игру. Но моя любовь к футболу родилась вместе со мной, — откровенничает Кошта. — Конечно, вы можете смеяться, но я даже с куклами играла особым образом. Я отрывала им головы и использовала их в качестве мячей. Вполне естественно, что такое поведение беспокоило моих родителей».

"Конечно, вы можете смеяться, но я даже с куклами играла особым образом. Я отрывала им головы и использовала их в качестве мячей"

Элена не состоялась в качестве игрока. На самом деле она и не стремилась это сделать, сосредоточившись на тренерской карьере: «Моими кумирами всегда были Жозе Моуриньо и Хосеп Гвардиола. Да, они разные, но каждый из этих специалистов наложил серьезный след на мое профессиональное становление».

Первым серьезным вызовом, с которым столкнулась Кошта, стала работа в женских сборных Катара и Ирака. Арабские страны оказались совсем негостеприимными, и молодой португалке пришлось мириться со всеми требованиями исламской культуры. «В данный момент я не чувствую никакого дискомфорта. В Катаре на меня тоже все смотрели косо. Мне приходилось скрывать под одеждой все: и волосы, и руки. Хорошо, что хоть лицо не заставляли обматывать шарфом, — вспоминает Кошта. – Уверена, что во главе Клермона мне придется столкнуться с чем-то похожим. Сначала будет много критики, но со временем все ко мне привыкнут».

Сама Элена с огромным удовольствием приняла вызов, понимая всю историчность момента: «День, когда я подписала контракт, был историческим. Он намного важнее Элены Кошты, как специалиста. Я считаю, что состоялся прорыв для всех женщин, причастных к мужскому спорту. На моем месте мог оказаться кто-то другой. Я открыла дверь, и я надеюсь, что через нее пройдут многие другие женщины. Что же касается Клода Миши, то это очень отважный мужчина, который, наверное, еще сам не понимает, насколько революционное решение принял».

Вполне естественно, что помимо представительниц слабого пола и ряда футбольных чиновников, никто не воспринимает всерьез назначение Кошты. Футболист Клермона Эммануэль Имору не постеснялся рассказать о реакции партнеров по команде на шокирующее известие: «Конечно, мы обсуждали подписание договора с Коштой. Реакция игроков была разной: одни катались по полу в истерике, другие смеялись, надрывая животы».

Справиться с взрослым мужским коллективом тренеру-женщине будет крайне сложно. Одно дело работать скаутом и тренировать подростков. Совсем другое – диктовать свои правила двум десяткам сформировавшихся профессиональных игроков. Тем не менее, президент Клермона Клод Миши зарывает глаза на очевидные проблемы и видит в своем решении исключительно позитив: «Две вещи могут случиться. Во-первых, футболисты получат возможность сделать шаг вперед в своем развитии. Кто еще сможет похвастаться опытом работы под началом женщины? Во-вторых, тренеры команд-соперников будут выведены из равновесия. Кто захочет проигрывать девчонке? В общем, оппоненты окажутся под большим давлением, чем мы».