Наверняка те, кто более или менее пристально следит за немецким футболом, слышали, что Шальке – второй после Баварии клуб Бундеслиги по количеству членов (111 111 на сентябрь 2012), а кое-кто даже знает, что Кнаппен входят в десятку самых доходных футбольных клубов планеты по версии агентства Deloitte (202,4 млн евро согласно Deloitte Money League 2012). Однако в плане спортивных достижений, которые также являются немаловажным показателем, Кёнигсблау давно уступают не только Баварии, но и соседям из Дортмунда. За последнюю пятилетку в BVB (75 000 членов на 25.11.2012 и 138,5 млн евро по версии Deloitte Money League 2012) приняли не одно правильное решение, и спортивный менеджер Шальке Хорст Хельдт не единожды выражал глубочайшее уважение перед заслугами дортмундских коллег. Однако бывший полузащитник не желает идти по тропинке, протоптанной кем-то другим. Шальке идет своим путем, создает собственный Identität. Вот только прошло уже два с половиной года с того момента, когда Хельдт принял управление гельзенкирхенским хозяйством, Шальке идет своим путем, создает собственный Identität куда ведет этот путь – неизвестно.
 
Мюнхенская Бавария создавала свое финансовое могущество за счет регулярных спортивных успехов, начиная с сезона 1965/66. И хотя Бавария, подобно Шальке, до сих пор выплачивает кредиты на строительство нового стадиона, никто не сомневается в прибыльности мюнхенского гранда. Чтобы покрыть часть долгов, мюнхенцы попросту продали часть своих акций (9,1% концерну Audi в 2010-11 гг. за 90 млн евро). При условии стабильности спортивной составляющей клуб без особых проблем погасит все задолженности, а поскольку Бавария в спортивном плане достаточно стабильна, перспективы перед клубом открываются самые радужные. Гарантами этих успехов являются Ули Хёнесс и Карл-Хайнц Румменигге. В первую очередь. Тренеры приходят и уходят, кто-то из них достигает успеха, а кто-то нет. Что-то подобное можно сказать и о команде. Вроде бы Бавария сейчас регулярно привлекает собственных талантов, но всегда остается ощущение, что команда представляет собой звездную коллекцию.
 
В Дортмунде все совсем по-другому. Столпом этого клуба является Юрген Клопп, наверное, лучший тренер немецкого чемпионата. Однако корни последних успехов Боруссии уходят еще в доклопповский период, в годы кризиса. В Дортмунде были счастливы уже только от того, что клуб продолжает существовать, и когда команда в 2009 году до зоны еврокубков недобрала всего два очка, это расценивалось как большой успех. А уже в следующем сезоне Дортмунд был пятым. Боруссия поднималась шаг за шагом, у Юргена Клоппа было достаточно времени, от него никто не требовал достичь мгновенного успеха с командой, собранной кем-то другим. Сейчас, после двух чемпионских сезонов, этот коллектив – глыба. Клуб не покупает готовый материал, который обходится все дороже, аС момента постройки нового стадиона клуб сидит на голодном пайке переманивает 18-19-летних талантливых парней, из которых Клопп своей золотой рукой складывает удивительный пазл. Дортмунд – город чудес, в котором 20-летние парни в мгновение ока превращаются в опытных профи.
 
Но вернемся к Шальке. С момента постройки нового стадиона клуб сидит на голодном пайке, поэтому время от времени финансовая состоятельность Шальке вызывает вопросы. С того времени и по сегодня все планы на будущее строятся с расчетом на успех команды и доходы от участия в международных соревнованиях, однако когда что-то идет не так, в Шальке ведут себя так, будто все под контролем. Что касается менеджера Хорста Хельдта, то после увольнений Феликса Магата и Хуба Стевенса он производит впечатление человека, который не контролирует ситуацию, но контролируем ею.
 
Независимо от того, каких успехов тренер добился с командой в предыдущем сезоне, несмотря на то, какие рекорды бьет команда по ходу сезона, хватает всего четырех неудачных недель, чтобы этот наставник («тренер столетия», согласно голосованию болельщиков) был заменен человеком с минимальным опытом. Хельдт еще и помощника Стевенса - Маркуса Гисдола - уволил «во избежание закулисных игр», Что касается менеджера Хорста Хельдта, то после увольнений Феликса Магата и Хуба Стевенса он производит впечатление человека, который не контролирует ситуацию, но контролируем еюа человек, между прочим, в свое время отказался от поста главного тренера в Хоффенхайме, чтобы продолжить работу в Гельзенкирхене. Хельдт: «Когда доходит до дела, все планы оказываются ничем иным, как грудой макулатуры». Вот так. И ведь это на Ауф Шальке не что-то из ряда вон выходящее. Панические трансферы в последний момент для достижения краткосрочных целей – это уже в порядке вещей в Гельзенкирхене со времен предшественников Хорста Хельдта, Феликса Магата и Адреаса Мёллера (который сейчас успешно продолжает свое дело в том же Хоффе).
 
Прошел всего месяц после отставки Стевенса, как герр Хельдт в очередной «порадовал» болельщиков клуба. «Мы приняли решение, которое удовлетворит всех». Видите ли, трансфер 22-летнего Льюиса Холтби в Тоттенхем за 1,75 млн евро должен удовлетворить Кнаппен, поскольку тут же за 1,5 млн евро из Лиона будет арендован 29-летний Мишель Бастос. Ах да, с правом выкупа. Это, конечно, существенно меняет дело. В случае если Шальке не сумеет занять место в зоне ЛЧ, Хельдту обязательно припомнят то, как зимой он без особой нужды продал, возможно, лучшего игрока атаки за ничтожные 1,75 млн. Правда, старина Хорст в очередной раз поведет себя как ни в чем не бывало.
 
Еще летом Хельдт за 5 млн евро приобрел в Хоффенхайме Чинеду Обаси на замену капризничавшему Фарфану. Однако перуанец остался, и Обаси теперь не востребован, а когда все же появляется на поле, то лишь огорчает зрителей. Этот ненужный трансфер привел к тому, что летом в Гельзенкирхен пришли только два свободных агента - Транквилло Барнетта и Роман Нойштедтер (пока что главный трансферный успех Хельдта), да еще в Барселоне был арендовал травматичный Афеллай. Также перед началом сезона достаточно много говорилось о том, что Уннершталль и Хильдебранд недостаточно стабильны, но такие перспективные парни, как Фабиан Гифер и Кевин Трапп, летом переехали в Дюссельдорф и Франкфурт, а не Гельзенкирхен.
 
Шальке славится своей молодежью, однако редко когда извлекает из этого какую-то пользу. В условиях постоянной смены тренеров и ситуативных трансферов невозможно создать Шальке славится своей молодежью, однако редко когда извлекает из этого какую-то пользуатмосферу, в которой эти ребята вырастут в сплоченный коллектив профессионалов. И в самом деле, тут уже опыт и имя тренера такой уж большой роли не играют. Шальке действует как Бавария, которая на отсутствие титулов реагирует денежным выбросом на трансферном рынке. Вот только Шальке – это бедный вариант Баварии. У Гельзенкирхена недостаточно денег для покупки игроков такого качества, которое обеспечит улучшение результатов.
 
Таким образом, не совсем правы те, кто считает, что Льюис Холтби меняет шило на мыло, переезжая в Лондон. И дело тут не столько в национальности Холтби-старшего (играл бы Льюис тогда в Эвертоне, за который фанатеет его отец), сколько в перспективности проекта. Ведь он знает ответ на вопрос, куда ведет путь Шальке. Никуда, клуб топчется на месте.
 
Андрей Курдаев, Football.ua