Игрок подошел к кромке поля стадиона в Берлине, и скучавшие до этого фанаты, завидя его, срываются с мест и начинают скандировать: «Футбольный бог! Футбольный бог!» Тысячи человек на трибунах подхватывают, теплый августовский воздух электризуется, и у свидетеля невольно по коже пробегают мурашки.

Зовут этого человека не Уве Зеелер и даже не Гюнтер Нетцер. Он не выигрывал чемпионаты мира или Европы. Он даже никогда не вызывался в сборную. Этот человек, на тот момент резервный игрок франкфуртского Айнтрахта, просто вышел разминаться во время матча своей команды против четвертолиговой берлинской Виктории в первом раунде Кубка Германии.

Когда Александер Майер согласился переехать из Гамбурга во Франкфурт, Орлы еще играли в Бундеслиге. Однако они покинули высший дивизион по итогам сезона, и тренер Вилли Райнманн, который инициировал трансфер полузащитника, был уволен. Это, правда, никак не помешало новичку закрепиться в Айнтрахте. Он забил гол в первом же матче под руководством нового наставника Фридхельма Функеля, и до конца сезона добавил еще восемь забитых мячей и столько же результативных передач.

То был сезон 2004/05, и последовавшие десять лет были, мягко говоря, не самыми радостными для франкфуртского клуба, учитывая его успешное прошлое. Но Майер все это время продолжал, как говорят в Германии, «закидывать вишенку» в ворота соперников Орлов. На его счету 95 мячей и 42 ассиста в 285-ти матчах за Айнтрахт в чемпионате.

Только трое футболистов в истории клуба превосходят его в результативности, и все трое играли за сборную, а двое – становились чемпионами мира. Наверное, самым впечатляющим голеадорским достижением Майера стали семь мячей в шести матчах прошлогоднего розыгрыша Лиги Европы. Прилично, особенно если учитывать, что Алекс не играет на позиции форварда.

Рост Майера – 196 см, и из всей Бундеслиги только защитники Вольфсбурга и Хоффенхайма Налдо и Янник Вестергор выше нашего героя. Можно предположить, что он неплохо чувствует себя в роли классического центрального нападающего, однако на самом деле все обстоит иначе. Это первая из его особенностей: полузащитник Айнтрахта неплохо работает с мячом и отлично чувствует себя за спиной страйкера, что позволяет ему относительно незамеченным выходить на ударную позицию – качество, обычно присуще кардинально иному типу игрока.

Если поскрести по архивам новостей, скажем, пяти-шестилетней давности, можно найти об Алексе Майере сообщения, очень далекие от хвалебных эпитетов. Там говорится о слишком «флегматичном футболисте», и о том, что «игра проходит мимо него». Но чаще всего повторяются слова «растворился на поле». Но если так, когда же он успел наколотить все эти голы?

На самом деле, с момента своего прихода в Айнтрахт Майер был самым результативным полузащитником команды, однако отношение к нему было неоднозначным. Нередко трибуны франкфуртского стадиона его освистывали. В основном тогда, когда игрок долгое время не забивал. Болельщики, которые видели матчи, в которых он был лучшим на поле и решал исход встречи, разочаровывались, если за этим следовали пара-тройка нестабильных выступлений. Зная, на что футболист способен, ты, как фанат, автоматически начинаешь требовать от него максимума, ориентируешься на его лучшие выступления. Тех, с кем это сыграло злую шутку – не счесть, и Алекс Майер – далеко не самый известный среди них. В то же время его роль в команде росла с каждым годом, и когда в сезоне 2010/11 он пережил свой самый серьезный спад формы, Айнтрахт вылетел из Бундеслиги.

Именно в это время на тренерский мостик во Франкфурте пришел Армин Фе, одним из отличительных качеств которого является умение найти правильным подход к игрокам. Фе, который пытался забрать Майера в Штутгарт еще в свой первый чемпионский заход, назначил сдержанного и скромного игрока капитаном команды. Помимо того, Алекс, который до этого выглядел неуклюжим и нерасторопным, набрал мышечную массу, и теперь одними своими габаритами казался угрозой для защиты соперника. Приняв капитанскую повязку, он принял на себя ответственность, и стал тем лидером, которым его хотели видеть болельщики. Его присутствие теперь чувствовалось практически всегда, партнеры искали его передачами, и он сам постоянно боролся за мяч.

«Парень сам порой не понимает, что ему все под силу. А может он очень многое», – умение красиво говорить является еще одним отличительным качеством Армина Фе. Конечно, у Майера немало ограничений, и он отлично их осознает, поэтому, к примеру, никогда всерьез не ожидал вызова в сборную. Даже когда об этом активно распространяли слухи. Но Алекс, кажется, отлично осознает и свои сильные стороны, которые использует по максимуму.

Хорошо поставленный удар с правой, умение играть головой и, в первую очередь, голевое чутье. Доведя до совершенства инструменты своего сравнительно небогатого набора, Майер забил 17 голов в первом же сезоне при Армине Фе, что позволило ему стать лучшим бомбардиром второй лиги, а команде – вернуться в Бундеслигу. Дальше – больше. В следующем сезоне его 16 точных ударов позволяют Айнтрахту продержаться в топ-четверке большую часть сезона, и в итоге – квалифицироваться в еврокубки.

В 29 лет, в возрасте, в котором многие игроки напоминают лишь тень самых себя времена расцвета, Александер Майер только вошел в лучший период своей карьеры. Таким образом во Франкфурте появился «футбольный бог». «Майер крайне важен для Айнтрахта. Все его тренеры очень хорошо о нем отзывались, и он никогда не сидел в запасе», – говорил в интервью Bild председатель правления Орлов Хериберт Бруххаген два года назад.

Как оказалось, иногда нужно выйти на пик карьеры для того, чтобы почувствовать себя резервистом. Сменивший Армина Фе на посту тренера Айнтрахта Томас Шааф долговязому и относительно медленному Майеру предпочел юркого Такаси Инуи. Именно поэтому так оживились франкфуртские болельщики на трибунах стадиона берлинской Виктории 16 августа этого года – своим скандированием они пытались поддержать полузащитника.

Майер, тем временем, вышел на замену за двадцать минут до конца той встречи и забил гол, сделав счет 2:0. Это, однако, не изменило отношения тренера к игроку. Шааф продолжал твердить, что Алекс находится не в лучшей форме. На свой одиннадцатый сезон в клубе Майер должен был стать капитаном команды на постоянной основе вместо ушедшего в Хоффенхайм Пирмина Швеглера, однако Шааф решил отдать повязку 24-летнему голкиперу Кевину Траппу.

«Мы знаем, на что способен Майер – у нас отличный вариант усиления игры», – сказал бывший наставник Вердера, но Алекса это явно не утешало. За несколько месяцев до этого он подмахнул с клубом новый контракт, отказавшись от идеи переехать в МЛС. «Невесело смотреть игру вместо того, чтобы играть самому», – сказал он однажды репортеру, однако это было едва ли не единственный комментарий игрока насчет сложившейся ситуации. Он разумно рассудил, что не языком игроки возвращают себе место в старте.

Майер остался в запасе на игры против Фрайбурга и Аугсбурга, и даже не попал в заявку на встречу с Вольфсбургом. Однако в матче против Шальке в конце сентября Шааф, наконец, предоставил ему шанс сыграть с первых минут, хотя и на немного непривычной позиции форварда рядом со швейцарским нападающим Харисом Сеферовичем. Алексу понадобилось пятнадцать минут для того, чтобы открыть счет своим голам в новом розыгрыше Бундеслиги. После этого Шааф уже не решался выдергивать Майера из старта.

Алекс провел важный гол в ничьей с Майнцом, после чего оформил дубль в ворота Кёльна с передач Сеферовича, и помог Айнтрахту праздновать победу 3:2. Майер продолжал забивать, но команда вошла в неудачную полосу, проиграв четыре матча кряду и приблизившись к зоне вылета. Но в последующих трех матчах Майер забил еще четыре гола, а команда Томаса Шааф провела серию из трех побед кряду. По итогам первого круга, в споре бомбардиров, как и два года назад, он обходит таких забивал, как Роберт Левандовски или Клаас-Ян Хунтелаар.

Однако самым памятным эпизодом первого круга является драматичная развязка домашнего матча франкфуртцев с Гертой. Айнтрахт стал первой командой Бундеслиги, которой удалось свести игру вничью, уступая в два мяча к 90-й минуте матча. Берлинцы наверняка считали, что победа у них в кармане, но дубль Майера, оформленный за минуту с небольшим, обозначил самую сумасшедшую концовку сезона на данный момент. Он стал всего третьим игроком БЛ, оформившим дубль после 90-й минуты после великих и ужасных Ульфа Кирстена и Эббе Санда.

«Я, конечно, ужасно сегодня сыграл. Совсем выпал из игры. Но всегда нужно бороться до последней минуты. До финального свистка все возможно», – сказал Алекс после финального свистка без какой-либо заносчивости. Он действительно был практически незаметен на протяжении матча, и не стесняясь говорил об этом. Чего он может стесняться – так это излишнего внимания к своей персоне.

Десять лет назад игрок такого же типа – спокойный и скромный – становился лучшим бомбардиром Бундеслиги. То был последний раз, когда это удавалось полузащитнику. Теперь у Майера есть шанс повторить достижение Марека Минтала и получить пушку от kicker, однако он лишь отмахивается: кто-то из Баварии забьет больше всех.

Сезон, который мог стать худшим в его карьере, пока является едва ли не лучшим, однако вряд ли 31-летний ветеран Айнтрахта позволит вскружить себе голову. И это тоже одна из причин популярности игрока. Ведь вторая особенность Алекса – это его необычайная для футболиста приземленность. При воспоминании об Алексе Майере многие болельщики Орлов скажут, что они его обожают. Однако это станет едва ли не единственной информацией об игроке, которую они смогут сообщить.

Лидер Айнтрахта очень скромный и закрытый человек. Однажды клуб организовал для него блиц-опрос:

«У вас есть ритуалы перед матчами?» — «Я не хочу ими делиться».

«Какие машины вам нравятся» — «Черные».

«У вас есть любимое телешоу?» — «Я редко смотрю телевизор».

«В каком районе Франкфурта вы живете?» — «Я не буду говорить».

В интервью kicker недельной давности он отвечал в том же стиле: «Личная жизнь должна оставаться личной». Но при этом его интервью забавно читать, они полны такого же сдержанного и скрытого как он сам юмора.

«Какое у вас хобби помимо забивания голов?» — «Люблю вздремнуть после обеда».

«Как насчет планов переехать в МЛС?» — «Да я только жду, когда Дэвид Бекхэм сделает команду в Майями».

В 2002 году журнал «Четверть после пяти» попросил его, тогда еще 19-летнего игрока второлигового Санкт-Паули, показать свое любимое поле. Он повез их в свой родной городок Буххольц, на небольшое поле между пашней и лесом, где он в детстве играл пять на пять с друзьями. В то время он уже был игроком немецкой U-20 и подписал первый профессиональный контракт с Пиратами, но при любой возможности приезжал сюда погонять мяч со своим отцом, бывшим футболистом.

Майер не повез журналиста ни на Миллернтор, ни на АОЛ – нынешнюю Имтех-Арену, стадион Гамбурга, в котором он провел часть своего детства. Он повез их на это маленькое поле на опушке леса. Он также мог стать более известным игроком в более гламурном, чем Айнтрахт, клубе, но провел с Орлами практически всю взрослую карьеру. Таков Алекс Майер.

В январе ему исполнится 32, срок его нового контракта истекает летом 2017-го. «Я рад, что провел десять лет в таком хорошем клубе. Я не из тех, что всегда спрашивают себя: а если бы? Я доволен тем, что у меня есть. Наверное, во Франкфурте я и завершу свою карьеру».

Разве еще что-то нужно знать фанатам об их «футбольном боге»?