Германия влюбилась в Томаса Мюллера 27 июня 2010 года, в день матча против давнего соперника — сборной Англии. В конце второго тайма 21-летний атакующий полузащитник хладнокровно завершил образцовую контратаку своей команды, и счет на табло стал 3:1. Спустя три минуты Мюллеру снова удалось поразить ворота противника — матч окончился со счетом 4:1. Но парня полюбили не за голы. Самое важное случилось после матча. Немецкий спортивный канал решил взять у Мюллера интервью. "А можно кое-кому передать привет? — пытаясь найти глазами камеру, спросил Томас. — Хочу передать привет двум моим бабушкам и дедушке". Он помахал рукой, как счастливый школьник, который знает, что родственники будут им гордиться.

Очень скоро представители немецкой прессы навестили одну из бабушек Мюллера — 81-летнюю Эму Бургхарт. Она рассказала, что всегда ставила свечку в церкви перед матчами Томаса, но перед матчем с Англией почему-то забыла. Поэтому она удивлена, что ее внук смог забить без такой помощи. "Он милый правда?, — спросила она у журналистов. — Такой милый мальчик".

"Я ничего подобного не планировал, — вспоминает "милый мальчик". — Да я и не мог, ведь кто знал, что я забью два мяча, а потом буду давать послематчевое интервью. Все получилось спонтанно. Я как-то недооценил происходящее. Но в большом футболе я тогда провел всего один год, и опыта общения с прессой у меня не было. СМИ начали охоту на моих бабушек, хотя я и не думал, что это привлечет так много внимания".

Среди всеобщего безумства и тщеславия на чемпионате мира передать привет бабушке — это казалось таким простым, нормальным. И сегодня, после стольких лет на высочайшем уровне, после стольких трофеев, первое, что приходит немцам на ум, когда разговор заходит о Томасе Мюллере — это то, что он обычный парень. Начиная именем (самым распространенным в Германии), заканчивая внешним видом.

Мюллер признает, что у него ноги колесом, а Бастиан Швайнштайгер сказал, что у Томаса грудь, "как у цыпленка". Мюллер носит самую обычную прическу, на его теле нет ни одной татуировки. "Понимаете, я просто не уделяю внимания таким вещам. Стараюсь не строить из себя то, чем на самом деле не являюсь".

Даже стиль игры Мюллера кажется довольно приземленным. Когда Криштиану Роналду или Лионель Месси проносятся по полю с неземной грацией, их движениями можно любоваться и благодарить небеса за возможность увидеть такую красоту.

Когда наблюдаешь за игрой Мюллера, то кажется, что и сам можешь все это повторить.

Но, на самом деле, конечно, не можешь. Да и мало кто может вообще. Именно поэтому Мюллер является одним из самых ценных игроков планеты.

Тем не менее, очень сложно описать игровые достоинства Томаса Мюллера. "Я знаю, что иногда допускаю технические ошибки, — говорит он. — Но я работаю над этим уже не один год. Думаю, мне удалось свести их к минимуму, хотя время от времени что-то подобное проскальзывает. С другой стороны, иногда у меня получается кое-что технически очень сложное".

"У игроков, решающих исход поединка, часто очень хороший дриблинг. Кто-то супербыстрый, у кого-то другого — целый репертуар финтов и уловок. Для хорошего дриблинга нужна хорошая техника. Да, у меня дриблинг не очень. Обыгрывать соперника один в один — это не моя сильная сторона. Поэтому люди и думают, что техники у меня нет, но я считаю, что меня в этом плане недооценивают".

Иначе говоря, Мюллер не может победить невероятным контролем мяча, скоростью или дриблингом. Но он все равно побеждает. Так же, как делал его легендарный однофамилец — Герд Мюллер.

Старшего Мюллера любили называть Призраком штрафной площадки. Он внезапно появлялся в нужном месте в нужное время, чтобы наброситься на мяч, успеть на добивание, протолкнуть сферу за линию ворот. У Томаса Мюллера есть те же способности.

"Любой успешный футболист, особенно нападающий, владеет хорошо развитым голевым чутьем. Оно есть у многих, таких людей не двое и не трое. Каждому хорошему нападающему известно, что главное — это вовремя среагировать на того, кто отдает тебе пас, вбежать в нужную зону не раньше и не позже. Это знают все".

Каждый защитник знал, что Герд Мюллер — самый опасный противник на поле. Тем не менее, он очень часто оставался без опеки, несмотря на повышенное внимание центрбеков. Многие уверены, что он играл инстинктивно. Немцы считают, что у него был нюх на голы, как у настоящего животного. Но Герд не принимал подобного объяснения, так как оно обесценивало тяжелый труд на тренировках и старания всей команды. Томас — точно такой же.

"Неважно, чего это касается — человеку всегда нужно объяснение, — говорит игрок Баварии. — Люди хотят все понимать. Но часто они довольствуются каким-то примитивным объяснением, вроде того, что игрок просто очень талантлив, или же ему всего лишь крупно и постоянно везет. Но чаще всего происходящее на поле — это результат отработанной комбинации с участием многих игроков. Когда делаешь забегание, то не всегда бежишь для себя. Часто это открывает свободное пространство для товарища по команде. В баскетболе такие вещи заметны намного больше, там это ключ к успеху: трое игроков создают пространство для четвертого, и он бросает мяч в кольцо. В футболе это не все видят".

Мюллер подкрепил свои слова примером — первым забитым мячом из всем известного матча с Бразилией, который закончился со счетом 7:1.

"Я уверен, что многие тогда схватились за голову с криком: "Ну как бразильцы могли оставить его одного"? — говорит Мюллер. — Конечно, в конце концов, я остался без опеки. Но на протяжении всего матча меня и Миро Клозе опекали очень плотно. В один момент мы оба совершили забегание в разных направлениях, меняясь позициями. Опекуны последовали за нами, но один из них застрял в толпе народа в штрафной. Бывает".

Наверное, лучшее свидетельство уникального таланта Томаса Мюллера — это то, что Пеп Гвардиола, любитель контроля мяча, следует принципу Луи ван Гаала: "Мюллер играет всегда". Когда каталонец подписал контракт с Баварией, многие сомневались насчет того, смогут ли эти двое ужиться в одной команде, ведь Мюллер, казалось бы, не подходит под стиль игры бывшего наставника Барселоны.

Но Томас даже не думал волноваться по этому поводу. "В футболе, особенно в Баварии, важен результат. Если ты хорошо показываешь себя на тренировке и во время матчей, значит, будешь играть. Если нет — не будешь".

Когда-нибудь Мюллеру еще предстоит всерьез задуматься над своим будущим. В октябре он заявил, что: "Конечно, зарплаты в Премьер-лиге очень соблазнительны, было бы лицемерно это отрицать". Это потянуло за собой новую волну разговоров о возможном переходе в Манчестер Юнайтед, где на Олд Траффорде его ждет бывший наставник.

Футбольные корни Томаса в любом случае останутся в Мюнхене. Бабушка Мюллера сказала в одном из интервью, что ее муж перед смертью попросил дать ему посмотреть еще один матч Баварии по телевизору. Мюллер вырос болельщиком Баварии, спал в постели из ткани клубных цветов, ходил на матчи со своими кузенами по сезонным абонементам, когда ему еще не исполнилось и десяти лет.

Но он все же профессионал, причем довольно амбициозный. Мюллер может шутить о своих кривых ногах или об отсутствии дриблинга, но ему известно, что мало кто в современном футболе может с ним сравниться. В наши дни соперники топ-клубов все чаще вынуждены играть очень компактно в защите, не оставляя пространства у своей штрафной. Поэтому гранды готовы с руками оторвать футболиста, способного создать это пространство из ничего. А тем более, если это такой простой и добродушный парень, как Томас Мюллер.

Ули Гессе, Eight by Eight

Перевод Юрия Паустовского, Football.ua