Добро пожаловать в Шотландию и привет из восьмидесятых! Это Эдинбург и гребанные каменные джунгли приветствуют вас! Это Эдинбург, рассадник городских уличных банд! Это Эдинбург, европейская столица СПИДа, потому что все тут упарываются героином. Круто? В восьмидесятые считалось, что круто.
 
Что за клуб? Старый добрый Хибз, мать его. Четырежды чемпион Шотландии с крайним триумфом в 1952-м и дважды обладатель Кубка Шотландии – один раз в позапрошлом веке (1887) и один раз – в начале прошлого (1902). Кто сказал, что мало титулов?! Да плевать. Хибз представляет эдинбургский портовый район Лейт, и важно только то, что парни бьются на поле. Они – на газоне, CCS– на трибунах. Ну, не только на трибунах.
 
Видели фильм Trainspotting (в прокатах – «На игле») Дэнни Бойла? Он сделан по книге Ирвина Уэлша, родившегося в Эдинбурге и описавшего в одноименном романе будни молодых наркоманов. В Эдинбурге росла Ширли Мэнсон, вокалистка Garbage, страдавшая от нападений собственных одноклассников, а до того, как стать известной певицей, плотнячком присевшая на употребление разного рода веществ. Нет, не все, конечно, встали на дорожку, ведущую прямиком в ад: писатель Роберт Льюис Стивенсон, 73-й премьер-министр Великобритании Тони Блэр, актер Шон Коннери, и врач, а, по совместительству – создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойль – все это тоже дети Эдинбурга. Но они, скорее, исключение из общего правила.
 
Ведь, как здесь говорят, «Солнце суждено увидеть не каждому».
 
CapitalCityService, одна из самых бьющихся фирм в мире, возникла в 1984 году. На трибунах Истер Роуд, известному своими прозвищами «Лейтонский Сан-Сиро» и «Святая Земля», группировались болельщики Хиберниана, представляющие разные городские районы: Лейт, Ниддри, Толлкросс, Грэнтон и другие. Нравы тогда в околофутболе царили столь жестокие, что эти мобы, саппортящие одной команде, схватывались между собой. Но в 1983 году им пришлось выступить единым фронтом, когда их атаковали фанаты Эйрдрионианс (сейчас – Эйрдри Юнайтед) из банды SectionB, считающейся одной из самых жестоких в шотландском футболе: например, хулиган Section B Айзек Кови стал первым саппортером, которому запрещено посещать любую спортивную арену Великобритании. Мобы Хиберниана спаслись бегством – и тогда же им в голову пришла идея об объединении. Идея форсировалась скорой атакой сильнейшей казуальной фирмы Шотландии – Aberdeen SoccerCasuals: они настолько жестоко избили одного из саппортеров Хиберниана, что парень неделю пролежал в коме.
 
Пять крупнейших мобов Хибз объединились, чтобы создать бригаду CCS, которой управляли пятеро «генералов» - по одному самому авторитетному представителю каждого моба. Фестлайн составляла двадцатка элитных бойцов (в CCS они получили почетное прозвище «Психи»), хардкор – все остальные. Была выработана и определенная тактическая стратегия «прыжка». Двигающуюся по улице фирму накрывали мощным ударом в середину колонны: это позволяло разбить силы противника, кроме того, в середине колонны обычно идут самые слабые (сильные традиционно вышагивают впереди и прикрывают тылы). Разделив вражеские силы, банда Хибз набрасывалась на них с ажиотажем голодных пираний.
 
CCSсобирала силы в «домашнем» пабе PennyBlack, что было удобно, ведь все находилось рядом: кафешки; нелегальный публичный дом, служивший и наркопритоном; вокзал. Из Penny Black осуществлялись нападения на фанатов, двигавшихся по железной дороге: в частности, 3 ноября 1984 года фирмачи из Aberdeen Soccer Casuals пережили атаку эдинбургских хуллз, которую с трудом отбили.
 
Ближе к самому стадиону Истер Роуд CCS оккупировали другие пабы – Thistle, AlbionBarи RoyalNip. Здесь споттеры фирмы сообщали акционерам о том, какой именно противник подходит к эстадио, позволяя скоординировать силы. Полиция Эдинбурга, не могущая перекрыть городской героиновый трафик и безуспешно пытающаяся противостоять уличным бандам, проигрывала и в войне против футбольных хулиганов. Они правили не только на стадионе, но и на улицах.
 
В фирме, которая занималась и не только футбольным хулиганизмом (рэкет, организация преступной группировки, вымогательство, вооруженный грабеж, распространение наркотиков, убийство – неполный список уголовщины, по которой проходили члены CCS) со временем возникали определенные отдельные объединения.
 
Blackleys Baby Crew(создана в 1985) – организация карланов. Наркокурьеры, споттеры, участники «второй волны» атаки, специалисты по «добиваниям».
 
LassieSoccerTrendies(1986) – жены и подруги акционеров CCS. Довольно сомнительная тусовка, которая, естественно, никакого участия в боевых действиях не принимала.
 
Family(1986) – лица, не состоящие в пяти ведущих мобах Хиберниана, но принимающие деятельное участие в жизни CapitalCityService.
 
HibsBabyCrew(1987) – еще одна банда карланов, впоследствии превратившаяся в полноценный филиал CCS.
 
HibsYoungTeam(2001) – группировка, призванная на смену поколений траблмейкеров в XXI веке. Первыми ее участниками стали сыновья и племянники членов CCS, которые выросли на волне любви к Хиберниану и легко вливались в околофутбольную постанову.

CCSпротив Utility (Данди): пересечение на автостраде



Когда в 1990 году многие шотландские клубы оказались на грани финансового краха, председатель совета директоров Хартс Уоллес Мерсер предложил объединение двух старых соперников по Эдинбургскому дерби – Хартс и Хиберниана. Предложение вызвало неистовство в рядах CCS, ведь оно значило, что они будут делить одну трибуну со злейшими врагами из фирм GorgieAggroи Hearts ServiceCrew, представляющих Хартс в пересечениях.
 
Уоллесу Мерсеру отправили по почте пулю, на которой высекли его имя; кроме того, на улицах города развернулась целая граффити-компания, которая высмеивала гипотетическое слияние клубов и обещала Мерсеру медленную и мучительную смерть в случае исполнения его идеи.
 
Нападениям с признаками вандализма подверглись некоторые магазины и лавки, принадлежавшие председателю совета директоров Хартса.
 
CCSстала видимой силой в британском околофутболе, свидетельством чему служат приглашения, которые шотландский хардкор получал от других фирм. В 1986 году хулиганы Ньюкасла пригласили CCS на домашний поединок против МЮ и их ударной бригады Red Army. Шотландцы атаковали гостевой сектор с саппортом МЮ и бились в течение пяти минут, пока драку не остановили копы. Тем не менее «генералы» Capital City Service остались крайне недовольны принимающей стороной: траблмейкеры Ньюкасла натравили шотландцев на Red Army, но сами участия в захвате сектора не принимали.
 
В 1987 году приглашение шотландцам выслала фирма FineYoungCasuals, представляющая Олдхэм. CCSсхлестнулась с мобами Сандерленда на стадионе и на вокзале. Интересно, что уже в следующем году центральная бригада Хиберниана билась с силами Олдхэма.
 
В Великобритании, тем временем, вступала в силу новомодная субкультура скинхедов. Бритоголовые не миновали футбольный хулиганизм, став ударными бойцами во многих фирмах. CCSтоже набирала в свои ряды скинхедов, чем привлекла внимание Британского национального фронта (NF) – националистической политической партии, известной чрезвычайным правым радикализмом.
 
БНФ не раз и не два обращался к футбольным хулиганам, пытаясь с их помощью водворять в жизнь собственные идеи. Наибольших успехов Британский национальный фронт достиг в сотрудничестве с одной из самых страшных фирм мира, закрытой казуальной группировкой Chelsea Headhunters, ставшей примером наиболее яркой расисткой банды. Британский национальный фронт успешно продвигал свои идеи в Service Crew (Лидс), и безуспешно – в «канонирском» Herd, так как лидером лондонских хуллз являлся Дейнтон «Медведь», Коннелл, большой парень с черным цветом кожи.
 
БНФ не смог заключить пакт и с CCS: шотландские уличные бандиты не хотели иметь ничего общего с англичанами, а тем более – плыть в одном пароходе с Headhunters и Leeds ServiceCrew.
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua