«Шашечники» давно находятся в фанатском движе, причем они яркие представители «Балкан стайл» - определенного стиля саппорта, который ковался на территории бывшей Югославии, и который характеризуется чрезвычайной жестокостью. В частности – повальным применением «говна», сподручных средств для нанесения побоев; и «драгс-джампом», нападением на противоборствующую сторону под действиями наркотических веществ. 
 
В отборочном цикле, предшествующем Чемпионату Европы – 2008, хорваты показали себя во всей красе. Две их лучшие акции прошли на домашних матчах против сборных Англии и России. Англичане были встречены еще практически в аэропорту, и всю дорогу до города на них регулярно совершались прыжки.
 
Россиян же в Хорватии не любят по двум причинам. Во-первых, Россию по-прежнему отождествляют с коммунистическим режимом (а во время Второй мировой войны в составе немецких войск на СССР двигались и хорватские дивизии). Во-вторых, и, наверное, в главных, Россия славится своей поддержкой Сербии на всех уровнях, включая и фанатскую дружбу: в частности, ведущие сербские фирмы «Делие» (Црвена Заезда) и «Гробари» (Партизан) тесно сотрудничают с саппортом, соответственно, Спартака и ЦСКА. А для хорватов нет ничего хуже, чем сербы, которых просто ненавидят, доказательством чему служит знаменитая кричалка «Сербов – на вербы!». Поэтому, нет ничего удивительного в том, что на подходах к стадиону Максимир перед матчем со сборной России сжигались не только сербские флаги, но и российские триколоры.    
 
Матч Хорватия – Россия со стороны фанатского движения стал во многом эпическим. Чего стоит хотя бы задержание хорватской полицией толпы российских болельщиков, которых в итоге так и не пустили на арену. Многочисленные рассказы российских фанатов, ездивших в Хорватию поддержать свою национальную сборную, повествуют о зверствах, устраиваемых местными в центре города. Некоторые болельщики, приехавшие с семьями, не рисковали брать на стадион жен и детей, запирая их в гостиничных номерах.
 
«Шашечники» атаковали небольшими группами, причем нападению подвергались все, без исключения – не делалось традиционного деления на фанатов (как на боевые единицы) и на болельщиков (как не имеющих отношения к фэнварам). В общем, веселого в российском выезде в Хорватию было мало. Особенно местных хуллз взбесило то, что поддержать российскую сборную приехали и сербские фанаты.
 
Отношение Хорватии и Сербии можно назвать непримиримой враждой, и это еще будет слабо сказано. Это как Армения и Азербайджан – вражда, пропитанная сотней лет взаимной ненависти и резни, безо всякой надежды на примирение.
 
Многие хорватские фанаты и по сей день исповедуют идеи фашизма, которое в них неотделимо соседствует с такими понятиями как патриотизм и национализм. В 1929 году находящийся в Италии Анте Павелич создал организацию «Усташи» («восставшие») – известнейшее впоследствии хорватское фашистское движение. Усташи поддерживали Адольфа Гитлера и расовую теорию нацизма, создав невообразимый по своей жестокости концентрационный лагерь Ясеновац, находившийся в 60 километрах от Загреба. Главным образом, в лагере уничтожались сербы. Их убивали в таких количествах, что даже изобрели специализированный ятаган – «сербосек», который прикреплялся к кожаной рукавице. В лагере Ясеновац даже проводились соревнования по скорости убийства «сербосеком». Чемпионом считался хорватский палач Петар Брзица, за ночь зарезавший 1360 сербов.
 
Хорватский околофутбол развивается за счет мощнейшего противостояния двух центральных группировок страны – Bad BlueBoys, представляющих интересы загребского Динамо, и Torcida, которая является главной бандой сплитского Хайдука.
 
В основу названия «Хайдук» лег термин «гайдук». Гайдуками на Балканах называли фольклорных благородных бандитов, которые боролись против турецкого ига. Хайдук изначально поддерживался хорватскими националистами – ведь он выражал интересы хорватского народа, и на его эмблеме красовался хорватский крест.
 
«Торсида» вообще считается первой ультрас-командой, созданной в Европе: она появилась на свет 28 октября 1950 года (причем, первые организованные болельщицкие выезды произошли еще раньше: в 1927 году фанаты Хайдука выехали в Загреб; а в 1936 году – в Рим). Девиз Torcida звучит следующим образом: «Хайдук живет вечно».
 
Компартия Югославии (она называлась «Союз коммунистов Югославии») в пятидесятых годах запретила деятельность Torcida, обеспокоенная беспорядками, которые сплитский саппорт устраивал в матчах против Црвены Звезды; а один из лидеров движа, Вянчеслав Жувела, оказался исключенным из компартии и приговоренным к трем годам лишения свободы (отбыл три месяца). 
 
Первая массовая хулиганская акция траблмейкеров из Сплита датирована 1961 годом, когда в выездной встрече против Сараево хорватские хулиганы атаковали судью Александра Скорича, удалившего одного из футболистов Хайдука.
 
В Югославии немногие саппорт-объединения путешествовали по стране (правящие коммунисты не поддерживали фанатский движ и относились к нему достаточно скептически), но Torcida, даже будучи официально запрещенной, всегда следовала за любимым клубом, быстро став одной из самых знаменитых группировок в балканском государстве.

Torcida против акабов

 

Во время распада Югославии, характеризовавшегося гражданской войной и многочисленными этническими конфликтами, на фронте погибло 27 представителей фирмы Torcida. Их имена выбиты на мемориальной доске, установленной на стадионе Полюд.
 
Torcidaненавидит фанатов английского Тоттенхэма (с их центральной фирмой, Жид Арми): например, еще в 1984 году перед матчем Хайдук – Тоттенхэм хорватские хулиганы зарезали в центре поля петуха, символа лондонского клуба. Филиалы «Торсиды» открыты по всему старому континенту, а самые близкие отношения банда поддерживает с Fanatic, одним из мобов Фейеноорда.
 
Кроме того, сплитская бригада возглавляет Далмацкий альянс, который объединяет большие фирмы Далмации – исторической области, расположенной на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря.
 
Главное дерби Хорватии – встреча между Хайдуком и загребским Динамо. В стране это противостояние именуют «Вечное дерби».     
 
Так уж получилось, что основная масса членов Торсиды проживала в Сплите, но  «генералы» и хардкор базировались, в основном, в Загребе. Лидеры «Торсиды» поддерживали хорошие отношения с «Бэд Блю Бойз», и с конца семидесятых годов обе хорватские фирмы стали проводить совместные силовые акции против сербских клубов. Бились они и по отдельности, - и если члены BBB, поддерживающие Динамо, избрали основным объектом своей ненависти Црвену Звезду и ее фирму «Делие», то «Торсида» все свои наиболее знаменательные акции провела против «Гробарей».
 
Фирма Хайдука вполне была способна выкинуть некую провокационную фишку. В частности, в 1987 году, члены «Торсиды» показательно сожгли в белградском районе Аутокоманда, где базируются и Црвена Звезда, и Партизан, национальный триколор Югославии. Эти парни знали, что их ждет страшная расплата. Сначала отряды милиции молча, не вмешиваясь, смотрели, как разгневанные фанаты Партизана бьют гостей из Сплита железными арматурами, а затем те, чей долг, как известно, «служить и защищать», и сами вступили в схватку. Не тронув ни одного местного фаната, милиция набросилась на фирмачей «Торсиды», устроив массовое побоище с последующими массовыми же задержаниями.
 
1987 год вообще стал и для Хайдука, и для «Торсиды» весьма знаковым. После сжигания югославского стяга на Аутокоманде, бригада Хайдука, поддерживаемая дружественными хорватскими силами бойцов «Бэд Блю Бойз», атаковала в Сплите моб Партизана, устроив столичным гостям форменную головомойку.
 
В том же году Хайдуку предстоял еврокубковый выезд в Марсель, на встречу с местным Олимпиком. «Торсида» поехала на игру двухтысячным отрядом. Фанатов Олимпика, что естественно, на стадионе Велодром было в несколько раз больше, чем хорватов, и члены «Торсиды» не рискнули «прыгнуть» на хозяев. Они избрали хитрую тактику. Хардкор хорватской бригады незаметно пробрался к сектору с радикально настроенными болельщиками Олимпика, и бросил в них бомбу со слезоточивым газом. На трибунах началась давка, которая вскоре завершилась полномасштабной дракой. Через несколько дней специальная комиссия УЕФА рассмотрела инцидент, и отстранила Хайдук от участия в еврокубках. Дисциплинарная комиссия УЕФА также гласно постановила ужесточить меры по проходу болельщиков на стадион. Негласно это называлось «шмонать по-черному».   
 
Пока команды играли в Чемпионате Югославии, хорваты поддерживали хорватов. Братоубийственная бойня началась после того, как Хорватия стала отдельным государством со своим собственным первенством, гордо именуемым «Прва хрватска ногометна лига».            
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua