Полузащитник Перуджи Фабио Ливерани прекрасно понимал, что теперь ему не скрыться от журналистов – те будут выстраиваться в очередь за интервью, а отказ посчитают оскорблением. Еще бы – Ливерани стал первым темнокожим футболистом в истории Скуадры Адзурры.
 
"Я привык к унижениям, я закален и не обращаю на них внимания, — признавался сын итальянца и сомалийки. – Дело ведь не в цвете кожи, выбор тренера сборной вовсе не основан на нем. Алленаторе оценивает то, что видит на поле. Можно быть краснокожим, желтым, зеленым или белым, но главное — чего-то стоить. Еще год назад я выступал в Серии С, а теперь я игрок сборной. Мне плевать на ненавистников, сейчас не до них, ведь сбылась моя мечта".
 
В синей футболке сборной Ливерани появился на поле всего три раза, однако для Италии это был серьезный прорыв. Вслед за Фабио вызов в национальную команду получил Маттео Феррари, ну а без уроженца Ганы Марио Балотелли сейчас сложно представить линию нападения адзурри. Пригласив Ливерани, Джованни Трапаттони нарушил каноны и снес барьеры, хотя, вполне вероятно, и не стремился ни к чему подобному. Речь ведь не шла о показательном социальном жесте – Фабио своей игрой в сезоне 2000/01 действительно заслужил шанс попробовать свои силы на международном уровне.
 
В общей сложности в Серии А Ливерани провел около трех сотен матчей. Он удостоился чести носить капитанскую повязку Лацио и Палермо, выигрывал с римлянами Кубок Италии, а алленаторе сицилийцев Давиде Баллардини назвал Фабио "лучшим разыгрывающим, с которым он когда-либо работал". Не менее лестно отзывался о футболисте и Чезаре Пранделли, пересекавшийся с ним в Фиорентине: "Ливерани – ключевой элемент в построениях моей команды".
 
Именно Пранделли Фабио называет одним из тренеров, которые оказали наиболее весомое влияние на его развитие как футболиста и человека. Задолго до окончания карьеры он все для себя решил – получение диплома алленаторе в списке планов Ливерани стояло на первом месте. "Я учился у каждого из своих наставников. Но некоторые стоят особняком – Пранделли, Серсе Косми, Роберто Манчини и Делио Росси. С Росси мы очень много общались – признаюсь, что я украл немало его тренерских секретов", — заявил Ливерани в одном из интервью.

 
Повесив бутсы на гвоздь в начале осени 2011-го, уже в ноябре Ливерани получил первое тренерское назначение. Он принял команду Дженоа категории Алльеви Реджонали Б, а спустя год Фабио пошел на повышение и возглавил ребят из Алльеви Национали (1996 года рождения), которых вывел в финал восьмерых. Обыграв Милан Филиппо Индзаги, молодежь Дженоа была разбита Ювентусом 1:6, и на этой грустной ноте мистер Ливерани распрощался с подопечными. Энрико Прецьози, президент Грифонов, решил не искать тренера для первой команды на стороне и остановил свой выбор на Фабио – тот как раз не так давно получил право работать в высшем дивизионе итальянского футбола.
 
По иронии судьбы Ливерани занял место своего бывшего тренера Давиде Баллардини – того самого, что так восхищался его талантом. Это назначение прошло скромно и тихо, сообщение о нем потонуло в потоке новостей о Вальтере Маццарри, Рафе Бенитесе и Руди Гарсии. К постоянной смене тренеров в Дженоа уже привыкли, о причинах ухода Баллардини, который спас команду от вылета никто даже не спрашивает. Прецьози, конечно, далеко до Маурицио Дзампарини, однако у этих президентов много общего – в скоропалительности и нелогичности некоторых своих решений они дадут фору многим.
 
На старте прошлого сезона босс Дженоа неожиданно отказался от услуг Луиджи Де Канио и доверил команду Луиджи Дель Нери. Тифози встречали того не лучшим образом – все-таки за плечами алленаторе был опыт работы с Сампдорией, а провожали и вовсе нецензурной бранью. Под руководством Дель Нери Грифоны скатились к зоне вылета, и перед новым тренером Давиде Баллардини стояла четкая миссия – удержать команду в Серии А.
 
Не скажешь, что Дженоа провела концовку сезона феерично, но все же генуэзцы закончили чемпионат беспроигрышной серией из семи матчей – пять из них, правда, завершились ничьими. Баллардини вполне мог рассчитывать на продление контракта, но слово взял Прецьози. Вдохновившись успехом красно-синих юношей под руководством Ливерани, президент решил отдать дань моде – пример Винченцо Монтеллы вдохновил, не иначе.

 
"Я разговаривал с Фабио, я хорошо его знаю и считаю, что он отлично подходит Дженоа. Постоянно говорят, что в нашей команде не доверяют молодым игрокам – теперь я делаю ставку на молодого тренера. За свою долгую карьеру Ливерани побывал в разных ситуациях, ему знакомы все модели игры", — заявил Прецьози.
 
К себе в помощники 37-летний Ливерани позвал небезызвестного Джузеппе Фавалли, с которым выступал за Лацио. Также Фабио будет действовать в связке с новым спортивным директором – Рино Фоски покинул клуб, его место займет Даниэле Дели Карри, работавший в Пескаре. Столь глобальными переменами объясняется непривычная пассивность Дженоа на трансферном рынке – новое руководство еще только осваивается. Но приоритеты Ливерани уже очертил – к примеру, он хочет видеть в команде атакующего полузащитника Интера Рики Альвареса. Тот, дескать, идеально вписывается в его тренерскую концепцию.
 
Ливерани говорит о том, что предпочитает использовать четырех защитников, трех игроков в центре поля и трех – в группе атаки. Будут ли это три нападающих либо два форварда и треквартиста, зависит от комплектации состава команды. "Я всегда прошу своих подопечных работать с мячом – всех, начиная от вратаря, — рассказывает Фабио. – Мой девиз? Вы должны выкладывать изо всех сил, когда мяч у соперника".
 
На словах Дженоа уже превратилась в Барселону итальянского разлива, но нечто подобные мы не так давно слышали от Луиса Энрике, который принимал Рому. То, что Ливерани позиционирует себя как адепт атакующего футбола, конечно, не может не радовать тифозерию Грифонов, однако все-таки его задачи лежат несколько в другой плоскости. Уже два сезона подряд генуэзцы финишируют в опасной близости от зоны вылета, и Фабио должен избавить поклонников команды от постоянной нервотрепки. Причем справиться нужно в кратчайшие сроки – пока Прецьози доверяет и не передумал.
 
С расизмом в Италии не справились до сих пор – к примеру, по ходу прошлого сезона Милан прервал товарищеский матч с Про Патрией после оскорблений в адрес Кевина-Принса Боатенга. Ливерани должен быть готов ко всему, ведь теперь у него новый статус – первого темнокожего тренера в Серии А. Тифози Дженоа это, впрочем, не волнует – никто из них не посмеет сказать кривого слова в сторону тренера, если тот сумеет оставить позади смутные для команды времена. Белый, черный, какая разница? Теперь он красно-синий.