"У вас действительно война?", — первым делом спрашивает повстречавшийся нам возле Сан Сиро парень в футболке Андрея Шевченко. Не дожидаясь ответа и пропуская его мимо ушей, он с друзьями затягивает кричалку об украинском нападающем — мол, тот хоть и не бразилец, но забивает как феномен. "Твоя фамилия тоже Шевченко? Да ладно!". Говорить о событиях, происходящих на родине великого бомбардира, не хочется ни болельщикам Милана, ни нам — все-таки мы приехали на футбол.

В Милане временами дождливо, но большую часть времени по-летнему жарко. Тополиный пух повсюду — непременный атрибут мая в Столице мод. Он летит тебе в лицо, путается в волосах, остается на одежде. От него никуда не деться — точно так же, как и от ощущения, что в воскресенье в этом городе произойдет нечто грандиозное. В качестве затравки — полуфинал Лиги Европы с участием Ювентуса и финал Коппы. "Big match today", — завлекают многочисленные бары. Утром пятницы Антонио Конте встречает нас на вокзале Milano Cadorna. "Дальше прошла не та команда, которая этого заслужила", — цитата алленаторе Старой Синьоры на нескольких мониторах, которые находятся в зале станции. Чтобы почитать  мнение итальянских журналистов приходится ждать субботы — после первого мая они отдыхают, свежая пресса не выходит.

Приезжая в городок Комо (всего 84 тысячи населения), чтобы посмотреть на местную достопримечательность — живописнейшее озеро, обрамленное предгорьями Итальянских Альп, ты невольно вспоминаешь, что в окрестностях находятся не только виллы Джорджа Клуни и Лео Месси — тут жили и живут многие футболисты Интера и Милана. А местная команда еще десять лет назад играла в Серии А. Поднимаемся на фуникулере в деревню Брунате и с высоты видим стадион имени Джузеппе Синигальи — в свое время Андрей Шевченко забивал и на нем.

"Сейчас мы в третьем дивизионе", — сокрушается владелец небольшой сувенирной лавки, который, естественно, настоятельно предлагает купить розу местной команды. В воскресенье Комо дома проигрывает Павии, но, несмотря на это, попадает в плей-офф и поборется за право выступать в Серии Б. Тифози надеются, что однажды в клуб вернется Джанлука Дзамбротта — именно здесь будущий чемпион мира начинал свою карьеру, а теперь его ждут уже в качестве тренера. Впрочем, наш новый знакомый быстро переключается на нефутбольную тему и удивляет своими познаниями: "Украина! Кременчуг! Шашлык!".

В Вероне мы, к сожалению, не встречаем Луку Тони или, на худой конец, Марко Донаделя, хотя народу на улицах полно. В городе Ромео и Джульетты третьего мая особенно людно — выступает итальянская поп-икона Лаура Паузини, около арены, где пройдет концерт, яблоку негде упасть. Что удивительно — в центре ни одного намека на то, что сразу две команды из этого города играют в элите кальчо. Впрочем, в одном из киосков к своему удивлению обнаруживаем импровизированную экспозицию из прошлого — сразу несколько постеров великого Эллас середины 80-х, чемпиона Италии, которым руководил Освальдо Баньоли.

Что касается Милана, то атрибутика встречается на каждом шагу — от дешевых клубных маек и отвратительного вида магнитов до официальных клубных магазинов. Ассортимент в Milan Store такой, что глаза разбегаются. Хотите набор столовых приборов с гербом? Пожалуйста. Игральные карты? Не вопрос. Модель стадиона Сан Сиро? И такое имеется. Среди посетителей, как правило, такие же туристы, как и мы. Азиаты скупают майки Кейскуке Хонды, остальные отдают предпочтение Стефану Эль Шаарави и Марио Балотелли либо же наносят на спины собственные фамилии. Футболки десятого номера из Японии, к слову, пользуются большой популярностью в городе — к примеру, в одном из заведений, где мы обедали, "Хонда" висит на самом видном месте.

Стоит отметить, что на первый взгляд поклонников россо-нери в Милане куда больше, чем интеристов. По крайней мере, красно-черные цвета мелькали на улицах повсюду, тогда как сине-черное облачение попадалось на глаза достаточно редко. Так, в день дерби, в Парке Семпионе, который находится в историческом центре города, было немало юных любителей футбола, устроивших свои собственные баталии в преддверии матча. Ни одной футболки Интера, зато сразу несколько поклонников Марио Балотелли.

А вот на подходе к стадиону болельщики нерадзурри напоминают о себе. Торговцы работают на всех – рядом на прилавке лежат шарфы с надписями "Milan merda" (Милан — дерьмо) и "Inter Ti Odio" ("Интер, я тебя ненавижу"). Обстановка, впрочем, абсолютно не напоминает враждебную – слышны песни в поддержку обеих команд, часто тифози соперников можно увидеть в одной компании. Особенно ярко смотрятся гости из Страны Восходящего солнца: братания "Нагатомо" и "Хонды" — повсеместное явление. Другое дело – когда ты попадаешь на территорию ультрас.

Среди интеристов наиболее популярны лидеры нынешней команды – Родриго Паласио, Мауро Икарди, Эстебан Камбиассо, довелось даже увидеть "Самира Хандановича" лет шести. У миланистов разброс куда больше – встречались и Марко ван Бастен, и даже Родригу Эли. Популярностью пользуются винтажные майки Кларенса Зеедорфа, в почете Филиппо Индзаги, не забывают и про Шеву. Популярность нашего соотечественника, как ни крути, постепенно уменьшается, но при упоминании Украины большинство жителей Милана (даже далеких от футбола) сразу вспоминает Андрея, включая даже беспокойную работницу аэропорта, подгонявшую нашу группу на рейс.

Нельзя сказать, что Сан Сиро выглядит величественно – глядя на этот стадион, первым делом понимаешь, сколько всего он повидал. Покрошенные ступеньки, стены, несущие на себе отпечаток лет, ощущение опыта и мудрости. Домашняя арена миланских команд не идет ни в какое сравнение с современными стадионами европейских грандов, но у нее есть традиции, свой шарм, своя история. Поднимаясь по длинной лестнице на сектор Курвы Суд, осознаешь, что прикоснулся к невероятному – тут творились действительно великие дела.

Встреча команд, которым максимум светит путевка в Лигу Европы, собирает семьдесят пять тысяч зрителей – еще за час до стартового свистка на трибунах полно людей. Пиво в Италии тоже любят – очередь в точке продажи похлеще, чем на Олимпийском, но продавцы наливают в разы быстрее и проворнее.  Но вот, по соседней лестнице на свои места поднимаются поклонники Интера, и хмельной напиток тут же отходит на второй план. "Interista pezzo di merda!". Раздается громогласный клич, который тут же подхватывает толпа. Интеристи огрызаются, но им не хватает организованности – те, кто пришел на Курву, становятся единым целым. Дерзким и уверенным в своих силах.

Курва Суд и Курва Норд объединяются лишь на пару минут, когда на трибуне ультрас Милана появляется огромное слово "Позор". Кореография россо-нери на очередном дерби обращена к полиции, которая не так давно заявила, что тифозерия Милана является одной из самых опасных в Италии. "ПОЗОР! Аплодисменты матерям жертв, униженных полицией", "Федерико с нами!". Речь идет о Федерико Альдрованди – студенте, которого в сентябре 2005-го года забили до смерти четверо полицейских. Они были признаны виновными, но получили всего по полгода тюрьмы, а в январе нынешнего года вернулись на службу. Поклонники Интера поддержали Курву Суд, также вывесив несколько растяжек с упоминанием Федерико. Кроме того, нерадзурри отпраздновали 45-летние со дня основания Курвы Норд: "Прошлое определяет настоящее… Настоящее дает основу будущему… С 1969-го года, я делал, делаю и буду делать каждый свой выбор… Прислушиваясь к сердцу… Вспоминая об этих ступенях… И вздыхая от любви к тебе".

Многотысячная глотка Курвы Суд нараспев приветствует тех, кто выходит на поле в стартовом составе Милана и недобрительным гулом встречает подопечных Вальтера Маццарри. Интеристи отвечают свистом в адрес Марио Балотелли и на протяжении первого тайма несколькими своими зарядами вынуждают спикера стадиона напомнить, что матч может быть прерван. К сожалению, происходящее на поле спектаклем не назовешь, потому приходится развлекаться другими способами. Интер очень плох, Милан получше, но тоже не впечатляет. Чувствуется запах марихуаны. Футбол едва ли оправдывает ожидания, но наблюдать за тем, как эмоционально ведут себя итальянцы, не менее интересно.

На 37-й минуте стадион взрывается. Кто-то бранится, кто-то облегченно вздыхает – реакция зависит от того, какие цвета соседствуют рядом с черным. Это Рикардо Кака, воспользовавшись ошибкой Роланду, стреляет в перекладину. Однако героем становится не бразилец – это дерби проходит под знаком Нидерландов. Найджел Де Йонг знаком с Кларенсом Зеедорфом с детства, и именно он приносит голландскому тренеру первую победу в принципиальном противостоянии с "кузенами". Журнал "Forza Milan!" попал в точку, когда поместил Де Йонга на обложку апрельского номера. Это не чемпионская победа, но все же успех. Тем более, площадь Дуомо занята – там празднуют скудетто местные поклонники Ювентуса.

После финального свистка от стадиона в разные стороны тянется громадная пробка, а ближайшая пиццерия забита до отказа. Мы решаем вернуться в отель пешком – дорога неблизкая, но бутылка вина скрашивает путь. В паре километров от Сан Сиро уже ничего не напоминает о дерби. А тополиный пух все также летает в воздухе.

Фото Football.ua и Getty Images