Перспектива (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения. (из Википедии)

Весной 2014 года, после того, как Фиорентина финишировала четвертой в чемпионате и дошла до финала Кубка Италии, уступив Наполи, Винченцо Монтелла заявил, что команда провела хороший сезон. От места в тройке Фиалок отделило тринадцать очков, но Скуадра Виола не сделала шаг назад по сравнению с предыдущей кампанией, а это расценивалось как удача. В то же время алленаторе подчеркнул – для прогресса составу необходимо усиление. Как и артисты эпохи Возрождения, Монтелла знает, насколько важна перспектива. И прекрасно понимает, что понятие перспективы в футбольном мире неразрывно связано с инвестициями.

Однако Андреа делла Валле остался равнодушен к просьбам тренера. На трансферы Фиорентина потратила всего девять миллионов евро, а самым дорогим новичком стал Милан Бадель, обошедшийся в четыре миллиона. При этом представители руководства говорили о необходимости движения вперед – мол, на новую кампанию у них очень амбициозные планы.

Говорят, стабильность – признак мастерства. Скуадра Виола снова стала четвертой и на этот раз остановилась в шаге от Лиги чемпионов – от Лацио тосканцы отстали на всего пять пунктов. Вполне вероятно, что сезон мог сложиться для Фиорентины куда удачнее, но ее лучший бомбардир Джузеппе Росси получил очередную серьезную травму и ни разу не вышел на поле. А другой звездный форвард – Марио Гомес – в Серии А отличился всего четыре раза, постепенно потеряв место в стартовом составе. Бывший нападающий Монтелла не стал рисковать и делать ставку на игрока, который не справляется со своими прямыми обязанностями. Это, естественно, не могло не сказаться на результатах, хотя итоговой позиции Фиалок позавидовали многие клубы.

Монтелла в очередной раз был очень дипломатичен: "Мы провели великолепный сезон". Тем, кто пристально не следит за происходящим в Фиорентине, могло показаться, что все в порядке – Винченцо готов идти дальше, боссы ему доверяют и никаких претензий не имеют. Однако на самом деле картина вырисовывалась вовсе не такая радужная. К концовке первенства отношения между Аэропланом, тифозерией и Делла Валле стали настолько натянутыми, что достаточно было дуновения ветерка – и нитка порвалась.

Конфликт зародился зимой, когда Монтелла начал готовить пути к отступлению. В контракте алленаторе была указана сумма, которую должен заплатить другой клуб, если хочет пригласить Винченцо – пять миллионов евро. Тренер попросил руководство аннулировать этот пункт (хотя еще летом согласился на его включение), однако на встречу ему не пошли. Таким образом, возможность перехода в Наполи или Милан, которые претендовали на Монтеллу, стала куда меньше – переплачивать никто не собирался. В свою очередь, представители семьи Делла Валле насторожились и задумались: а стоит ли продолжать сотрудничать с Монтеллой, если он просит упростить процесс своего расставания с клубом?

Болельщики выступили против Монтеллы весной, когда в ответном матче полуфинала Лиги Европы Фиалки дома уступили Севилье 0:2. Трибуны стадиона Артемио Франки провожали команду свистом, и Винченцо не стал держать язык за зубами. "Учитывая усилия, которые мы приложили, и результаты, которых добились, не думаю, что мы заслужили оскорбления. Моя команда заслужила больше уважения, чем она получает от фанов. Возможно, тифози просто не понимают своей значимости в футбольном мире. Это позор".

Тифозерия не выступала с открытыми акциями протеста против Аэроплана, но от алленаторе хотели как минимум извинений, которых, понятное дело, не дождались. Винченцо – человек крутого нрава, и это, пожалуй, тоже сказалось, став одной из причин столь скоропалительного прекращения еще недавно казавшегося идеальным романа. Не прошло и двух недель после окончания сезона, как Монтелла был уволен. Причем сам он признается (или делает вид), что удивлен таким развитием событий.

Существует две версии того, что произошло: одну озвучило руководство клуба, другую – сам Монтелла. Боссы Скуадры Виолы якобы хотели уладить все вопросы относительно будущего до начала отпуска, но не смогли связаться с Винченцо, который сообщил, что отправился отдыхать с семьей на Мадагаскар и попросил общаться с его консультантом Алессандро Лучи. Выглядело как провокация, на которую в Фиорентине не преминули отреагировать: "Клуб по-прежнему ждет, что тренер Монтелла прояснит свою позицию. Мы считаем, что из уважения к контракту, клубу и болельщикам все должно быть решено в ближайшее время, ждать больше нельзя".

Монтелла быстро отреагировал, заявив, что он в зоне досягаемости: "Для меня все это неожиданно. Мы месяцами обсуждали проект на следующий сезон. Мне казалось, что ситуация ясна и очевидна в независимости от моего присутствия. Я тренер Фиорентины и хочу продолжать работать здесь". Впрочем, в тосканском клубе к тому моменту, похоже, все было решено. Неслучайно вечером сын Винченцо Алессио, игрок молодежной команды Ромы, написал в твиттере: "Это не Монтелла хотел уйти".

На следующий день на официальном сайте Фиалок появилось витиеватое заявление. В клубе решили не ограничиться банальной констатацией факта и в красках расписали, что же произошло. "Фиорентина расценила поведение тренера Винченцо Монтеллы как неприкрытое проявление желания освободить себя от обязательств перед клубом и контрактом, подписанным два года назад, который содержал пункт о клаусуле, на который он изначально согласился, но теперь считает идущим вразрез с его интересами. Таким образом с огромным огорчением мы должны смириться с фактом, что между тренером и клубом уже нет того доверия, которое необходимо для продолжения любых отношений. Потому мы вынуждены на благо Фиорентины уволить Монтеллу. Мы ждали от него больше уважения и меньше двуличия по отношению к клубу и болельщикам, которые столько ему дали".

"Мы очень разочарованы, – говорит Диего Делла Валле, главный акционер Фиалок. – Мы оказались в ситуации, о которой даже не думали и к которой не были готовы". Абсолютно непонятно, кто из действующих лиц этой драматичной истории лицемерит, но очевидно, что их "показания" не совпадают. Легендарный капитан Фиорентины Джанкарло Антонини становится на сторону Монтеллы, вспоминая, что нечто подобное произошло три года назад, когда из клуба ушел Чезаре Пранделли: "Его обвиняли в переговорах с Юве, Монтеллу – с Наполи и Миланом. Это все оправдания. Если бы Винченцо хотели удержать, то сделали бы это". Поддерживает его и бывший футболист Скуадры Виолы Лоренцо Аморузо: "Очевидно, что Монтелла настаивал на омоложении команды и солидных тратах. Я не понимаю, в чем причина его увольнения. Новому тренеру будет очень сложно удержать Фиалок на том же уровне".

Вместо того, чтобы решить все в разговоре с глазу на глазах, Фиорентина и Монтелла устроили нелицеприятный обмен "заявлениями" в интернете, который изначально не мог привести ни к чему хорошему. Винченцо теперь едва ли останется в Италии, а его последователю действительно будет чрезвычайно непросто продолжить идти в том же русле, по которому вел команду Монтелла. Лишь трофей или попадание в Лигу чемпионов оправдают поступок руководства клуба в отношении Аэроплана, а это возможно только в случае тех самых инвестиций, о которых просил уже бывший алленаторе Фиалок – замкнутый круг. Все, конечно, ради перспектив, вот только ход братьев Делла Валле в этом случае вовсе не выглядит многообещающим, делая те самые перспективы достаточно туманными.

"Мы пригласили Монтеллу, чтобы играть в красивый футбол, вернуть зрителей на стадионы и сделать так, чтобы Флоренция гордилась своей командой", – говорили в Фиорентине три года назад. Все пункты плана выполнены. Так в чем же проблема?