Сэра Бобби можно смело назвать последним английским тренером, который пользовался не только уважением, но и авторитетом во всем мире. С провинциальным Ипсвичем он побеждал в Кубке Англии, регулярно участвовал в еврокубках, выиграл Кубок УЕФА и едва не стал чемпионом. В восьмидесятые, работая со сборной Англии, местная пресса превратила его в легкую мишень своей бессовестной охоты, но Робсон смеялся последним, когда на ЧМ-1990 остановился на расстоянии серии пенальти от финала. Затем была плодотворная работа в Нидерландах, Португалии и Испании, где сэр Бобби завоевывал трофеи и сотрудничал с великими игроками (Ромарио, Роналдо, Фигу и т.д.), с великими клубами (Барселона, ПСВ, Порту, Спортинг) и будущими великими тренерами (Жозе Моуриньо). На закате карьеры вернувшись в свой родной город Ньюкасл, он успел создать прекрасную команду, которую, как и его сборную Англии, по достоинству оценили только спустя годы.

Спецпроект Бей-беги и Football.ua неоднократно писал и о самом Робсоне, и о его командах. Но обаяние и масштаб личности сэра Бобби таков, что говорить о нем можно очень долго даже сейчас, когда его уже нет с нами. Впрочем, пусть на этот раз с нами поговорит сам Робсон – с помощью этой подборки его простых мудростей, забавных оговорок, афоризмов и каламбуров.

Даже на минном поле Газза будет вести мяч с такой легкостью, словно толкает тележку в  супермаркете.

Барселона – великий клуб. Более велик только Ньюкасл.

Сегодня мы забили девять голов, и вряд ли кому-то по силам забить больше. (После первого матча во главе Ньюкасла, в котором Сороки разгромили Шеффилд Уэнсдей 8 (восемь) :0)

Манчестер Юнайтед потерял очки, Ливерпуль потерял очки, Челси потерял очки, Эвертон потерял очки. Так что ничего еще не потеряно, хоть мы и потеряли три очка.

Не хочу заглядывать дальше полуфинала, но мне хотелось бы сыграть с Ньюкаслом в финале.

Он никогда не промахивается. Но это был промах.

Полтора года назад Швеция входила в число трех ведущих европейских сборных вместе с Германией, Голландией, Советским Союзом и кем-то еще.

Невозможно заменить Гари Спида. Где найти такого же опытного игрока с левой ногой и головой?

Гари Спид никогда не играл лучше, не выглядел здоровее, не был старше.

Учитывая возраст Алана Ширера, он был очень хорош. Он стал лучше двигаться, потому что сейчас у него есть две ноги. В прошлом сезоне он обходился одной.

Крейг Беллами единственный, кто способен устроить ссору с самим собой.

Люди любят успех. Как и кофе, он должен быть растворимым.

Однажды кому-то удастся в матче с Бразилией забить больше голов. То наверняка будет день, когда Бразилия проиграет.

Преимущество своего поля дает преимущество.

Пока тебя не уволили, ты не можешь понять, что значит быть тренером.

Футболистам понимают, почему их меняют, только когда сами станут тренерами.

В Англии футболисты не тренируются. Они играют в футбол.

В футболе самое важное происходит в первые девяносто минут.

Посмотрите-ка на эти оливковые деревья! Им лет по двести, они были еще до Рождества Христова!

В первом тайме Лоран Робер (полузащитник Ньюкасла – прим. Football.ua) очень плохо подал угловой и угодил в первого же защитника. Соперник убежал в контратаку, а Роберу понадобилось 17 минут, чтобы добежать до центральной линии.

С Марадоной в составе даже Арсенал выиграл бы Кубок мира!

Мы вовсе не недооценили сборную Камеруна. Она просто оказалась намного лучше, чем мы думали.

Хочу, чтобы моя команда играла короткими передачами. Хочу, чтобы моя команда играла длинными передачами. Короткие и длинные передачи – это и есть футбол.

Меня часто спрашивали: как моим командам удается спасаться в матчах, в которых они уступают в несколько мячей? Все очень просто. Не думайте о том, сколько уже забил соперник, забудьте об этом. Сосредоточьтесь на том, чтобы забить один гол. Потом – следующий. И так далее, пока не окажется, что в счете ведете уже вы.

Если заботиться о цыплятах до того, как они вылупятся, они вырастут в прекрасных кур.

Что я могу сказать о Питере Шилтоне? Питер Шилтон – это Питер Шилтон, и он всегда был Питером Шилтоном.

День Рея Уилкинса придет однажды вечером.

Стив Ходж был травмирован две недели… Нет, погодите, 14 дней!

Спустя год он станет на год старше.

Пол Паркер прыгает как лосось и сражается как хорек.

У нас в Ньюкасле был Шака Хислоп. Никогда не слышал о Шакире. Она певица?

Я бы отдал свою правую руку, чтобы стать пианистом.

Мы не требуем, чтобы футболисты были монахами, они должны быть футболистами. Потому что монахи не играют в футбол на этом уровне.

Художник не станет богат, пока жив. То же самое и с футбольными тренерами. Их никогда не ценят, пока они не уйдут. И только потом начинают говорить: «О, да он был в порядке!» Точь-в-точь как с Пикассо.

Мне сегодня исполняется семьдесят лет, и моя жена наверняка готовит мне праздничный ужин. Но мы сейчас в Германии, у нас игра с Байером. Но я ей не сказал об этом.

Что такое футбольный клуб? Это вовсе не здания, не совет директоров и не люди, которым платят за то, чтобы они его представляли. Это не телевизионные контракты, клаусулы, отделы маркетинга или ВИП-ложи. Это – шум, страсть, чувство принадлежности и гордость за свой город. Это когда маленький мальчик, крепко сжимая руку отца, впервые поднимается по ступеням стадиона, завороженно глазея на священный газон и непроизвольно влюбляясь во все это – раз и навсегда.

Подготовил Алексей Иванов, Football.ua