В понедельник, 12 декабря, Диего Милито стал обладателем Золотого Бидона - победил в голосовании слушателей Radio Rai 2, которые определяли футболиста, который больше других разочаровал публику в 2011 году. Нападающий Интера присоединился к почетному списку "призеров", в котором также нашлось место Ривалдо, Кристиану Виери, Адриано, еще раз Адриано и снова Адриано.
 
Действительно ли аргентинец заслужил такую "честь"? Наверное, нет. Также странным является второе место Амаури, который провел великолепные полгода в Парме, и третье - Диего Форлана, который толком не успел поиграть за Интер после перехода из Атлетико. Но такая ситуация не в новинку. Достаточно вспомнить год, когда впервые было принято решение вручать Золотой Бидон, чтобы понять - не всегда он достается тому, кто его заслужил.
 
"Это проявление неуважения к чемпиону мира", - гневно заявил тренер сборной Бразилии Карлос Альберто Паррейра, когда в 2003 году респонденты проголосовали за Ривалдо. Ситуация была еще более оскорбительно от того, что второе место в опросе занял Саади Каддафи. Сын ливийского лидера, полковника Муаммара,  на тот момент отыграл в Серии А уже полгода. Хотя "отыграл" громко сказано - с момента его переезда в Перуджу в июне и дисквалификации за наличие в организме запрещенного препарата нандролона в октябре Каддафи ни разу не появился на поле.
 
Подписание Каддафи стало, пожалуй, одним из самых бесславных поступков президента Перуджи Лучано Гауччи, который, прямо скажем, отличался некоторыми странностями. К примеру, пытался заполучит в команду футболистку и угрожал нападающему Ан Джун-Хвану разорвать с ним контракт после того, как тот в составе сборной Южной Кореи свел на нет шансы Италии победить на ЧМ-2002. Саади описывал себя как "оттянутого нападающего", выступал за Аль Ахли, Аль Иттихад и сборную Ливии перед тем, как подписать соглашение с Перуджей. Впрочем, вряд ли он заслужил приглашение в команду своими способностями игрока.
 
Страстный тифози Ювентуса и владелец акций бьянко-нери, Каддафи давно мечтал о том, чтобы выступать в Италии. Благодаря связям своей семьи у него была возможность тренироваться с игроками Старой Синьоры и Лацио, а личными тренерами Саади одно время работали Диего Марадона и известный канадский спринтер Бен Джонсон. Однако ни у кого не появлялось даже мысли, что какой-то клуб решит воспользоваться его услугами. Особенно летом 2003-го, когда ливийцу уже исполнилось 30 лет.
Страстный тифози Ювентуса и владелец акций бьянко-нери, Каддафи давно мечтал о том, чтобы выступать в Италии
Впрочем, от Гауччи подобного поступка можно было ожидать - он был одним из немногих президентов в Серии А, который старался привлечь внимание к своему клубу любыми способами. "Мы все очень рады этой сделке. Перуджа войдет в историю футбола", - заявил Лучано на презентации Каддафи. Неужто Патрон Перуджи позабыл, что в историю можно войти и исключительно спортивными достижениями?..
 
Была у этой истории и еще одна сторона - политическая. Об этом в своем блоге написал известный историк итальянского футбола Джон Фут. Получить доступ к ливийской нефти хотели многие апеннинские бизнесмены, и Сильвио Берлускони был одним из первых, кто выразил свое восхищение от переезда Каддафи в Перуджу. А вскоре он уже подталкивал Гауччи к тому, чтобы Саади со временем пробился в основу Грифонов.
 
Но возникла проблема - Саади был футболистом, мягко говоря, неважным. Вскоре после подписания Каддафи контракта с Перуджей Франко Шольо, бывший тренер сборной Ливии (который был уволен, как только не включил наследника Муаммара в состав команды) пообщался с прессой. Говоря о достоинствах Саади, он отметил его видение поля, но добавил: "очевидно, что он ограниченный игрок, ему не хватает динамизма, он не привык к большим скоростями, без которых невозможно играть в современный футбол".
 
Тренер Перуджи Серсе Косми как мог, пытался не дать Каддафи попасть в состав, и удача сопутствовала алленаторе. Во-первых, в организме игрока был обнаружен нандролон и он получил дисквалификацию сроком на три месяца (власти приняли заявление Каддафи о том, что стероид был введен ему без его ведома), во-вторых - Саади оказался склонен к травмам. Но в мае 2004 года Косми уже не мог отвертеться. За 15 минут до окончания домашнего матча против Ювентуса он заменил Джэя Ботройда на Каддафи.
 
Ситуация была подходящая - не только потому что соперником была любимая команда Саади. Ювентус уступал 0:1, играл очень плохо, да еще и вдесятером. "Косми выпустил его через минуту после удаления Феррары, эффектно сведя на нет численное преимущество Перуджи, - писала после матча La Gazzetta dello Sport. - Саади (ливиец поддался бразильской моде, и на его футболке красовалось имя) появился на поле в кричащих голубых бутсах, отыграл 15 минут и дважды дотронулся до мяча. Ему 31, потому говорить, что все впереди, пожалуй, не стоит".
 
Подробнее о двух касания Каддафи - он неудачно попытался перехватить пас, а затем навесил очень неточно. Тем не менее, ливиец не скрывал своей радости. Фабрицио Раванелли, автор победного гола в составе Перуджи, рассказал, что Саади пообещал купить всем одноклубникам авто - так он хотел отметить свой дебют.
 
Если кто-то из журналистов, которые нелестно отзывались о Каддафи, думали, что своими фразами они уязвят самолюбие футболиста, то они ошибались. Несмотря на победу над Ювентусом, Перуджа вылетела, однако Саади остался в команде. Но даже в Серии Б под руководством нового тренера, Стефана Колантуоно, он почти не имел игровой практики - сыграл в общей сложности 48 минут, да и то в матчах Кубка Италии.
Если кто-то из журналистов, которые нелестно отзывались о Каддафи, думали, что своими фразами они уязвят самолюбие футболиста, то они ошибались
Как бы там ни было, Каддафи сохранял уверенность в своих силах - его слова уже походили на бред. "Думаю, мне было бы легче пробиться в составе Ювентуса, чем Перуджи, - утверждал он в интервью Sportweek в апреле 2005 года. - Я лучше проявлю себя, если буду играть рядом с игроками наивысшего уровня - я показал это в товарищеском матче между сборной Ливии и командой всех звезд. Но почему вы спрашиваете о Юве? Есть слухи о возможном трансфере?"
 
Следующим летом Саади удалось перебраться в Удинезе, где уже работал Косми. За фриульцев ливиец сыграл 11 минут, выйдя на замену в матче с Кальяри, который его команда выиграла со счетом 2:0. На сей раз появление было более впечатляющим - целых 13 касаний, если верить La Repubblica. Каддафи даже проверил вратаря Антонио Кименти ударом с лета. Последней командой Саади в Италии была Сампдория - за блу-черкьяти он так и не сыграл.
 
Сейчас Каддафи разыскивает Интерпол, он обвиняется в хищении имущества и шантаже. Сложно представить, что всего пять лет назад публика на Стадио Фриули иронично аплодировала незадачливому футболисту, когда тот дебютировал за Удинезе - абсурдность карьеры Саади сделала его легендой в Италии. А еще сложнее представить, что существует в мире награда, которая по праву должна принадлежать Каддафи, а не Ривалдо.
 
Паоло Бандини, The Score
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, специально для Другого футбола